Получи документы

Консультация для педагогов ДОУ «Одарённый ребёнок — какой он?»

Ирина Богомолова
Консультация для педагогов ДОУ «Одарённый ребёнок — какой он?»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов ДОУ на тему : «Одарённый ребёнок, – какой он

Подготовила и провела: старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ д/с «Солнышко» г. Данилов Ярославской обл. Богомолова И. А.

Слайд №2

Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Одарённый ребёнок — какой он?“» размещена в разделах

В. А. Сухомлинский: «Одаренность – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». Детство – неповторимая по своим возможностям пора развития. Очень хочется, чтобы каждый педагог, родитель почувствовал это и научился отыскивать «алмазные россыпи» дарований в своих детях.

Слайд №3 Понятие одаренности.

Одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Проблема определения одаренности, ее выявление, развитие и сопровождение интересовала людей еще много столетий назад. …Многие известные ученые, музыканты, художники и даже писатели проявили свои выдающиеся способности уже в раннем детстве. Всем известны блестящие творческие достижения маленького А. Моцарта, выдающиеся успехи в детстве К. Брюллова, И. И. Мечникова, Н. Винера, В. Гюго, Ф. Шуберта, и этот список можно долго продолжать. Сегодня в обществе отмечается новый всплеск заинтересованности в исследовании детей с нестандартным мышлением.

Слайд №4

Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от учреждений образования. Задача которых — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому раннее выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей одна из главных проблем совершенствования системы образования.

Слайд № 5

Портрет одаренного ребенка

Педагогам предлагается продолжить фразу: «Одаренный ребенок это…»

Слайд №6

Какого ребёнка можно считать одарённым?

Вообще существует две крайние точки зрения:

1. «Каждый ребенок одарен по- своему»

2. Одарённые дети встречаются крайне редко.

- Каково ваше мнение по этому вопросу? (обсуждение)

В научной и психологической литературе говорится, что способности человека – это индивидуальные устойчивые склонности души к тому или иному виду деятельности. Благодаря искусству педагогов таланты детей могут быть замечены и раскрыты на радость людям.

Слайды № 7 Виды одаренности :

1. По широте проявлений:

• Общая (умственная) одаренность (проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности).

• Специальная одаренность ( проявляется в конкретных видах деятельности и определяется в отношении отдельных областей: поэзия, музыка, живопись, математика, спорт, и т. д.) .

2. По форме проявлений

• Явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях; достижения ребенка очевидны);

• Скрытая одаренность (проявляется в замаскированной форме). Причины, скрытой одаренности ребенка заключаются в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми.

3. По виду деятельности

• В практической деятельности (одаренность в ремеслах, спортивная и организационная) .

• В теоретической (познавательной) деятельности (интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.) .

• В художественно-эстетической деятельности (хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная) .

• В коммуникативной деятельности (лидерская одаренность, характеризующаяся способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить) .

• В духовно-ценностной деятельности (одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям) .

4. По особенностям возрастного развития

• Ранняя одаренность. Примером ранней одаренности являются «вундеркинды» (чудесный ребенок) – это дети, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными успехами в каком-либо определенном виде деятельности – музыке, рисовании, математике, поэзии, танце, пении и т. д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Для них характерно раннее (с 2-3 лет) освоение чтения, письма и счета;

• Поздняя одаренность. Проявление одаренности в определенном виде деятельности на более поздних возрастных этапах. Существует связь между возрастом, проявления одаренности и областью деятельности. Наиболее рано одаренность проявляется в сфере искусства, особенно в музыке, несколько позднее – в сфере изобразительного искусства, позднее – в науке

Слайд № 8, 9

Как выделить из группы детей одаренного ребенка?

Ребенок с зачатками одаренности обладает определенными признаками одаренности, которые характерны для его развивающейся личности и отличают его от своих сверстников:

Слайд № 10

Сравнительная характеристика детей одаренных и детей успешных в учебе

Слайд № 11

Выявление особенностей основных компонентов детской одаренности проводится на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления ребенка

Слайд №12

Этапы реализации программы сопровождения одаренного ребенка

1 этап - групповое обследование детей с помощью стандартизированных методик Отбор группы детей показавших результаты высокие и выше среднего.

2 этап – анализ результатов аналитических наблюдений воспитателей и анкетирования родителей ребенка. По оценке взрослых выделяются одаренные дети.

3 этап- организуется индивидуальное обследование одаренных детей.

Работа с «Картой выявления одаренных детей для воспитателей» и «Картой одаренного ребенка»

4 этап – определение содержания работы с одаренными детьми.

Слайд № 13

Участниками образовательного процесса по выявлению одаренных и высокомотивированных детей являются:

• Заведующая МБДОУ.

• Ст. воспитатель

• Воспитатели

Педагог – психолог.

• Музыкальный руководитель.

• Инструктор по физкультуре.

• Родители

Педагог по изо-деятельности

Педагоги дополнительного образования «Школы искусств»,

«Дома Культуры» и «Дома творчества» (СОЦИУм)

Слайд № 14

С выявленными одарёнными дошкольниками организуется кружковая и индивидуальная работа, составляется план сопровождения одаренных детей по различным направлениям.

С целью выявления детских способностей в детском саду используются формы работы, которые стимулируют проявление детской одаренности :

• Конкурсы- выставки детского творчества разной тематики;

• Выставки самостоятельных творческих работ детей;

• Музыкальные шоу («Звени песенка»», концерты);

• Спортивные соревнования по разным видам спорта;

• Поэтические и литературные гостиные,

• Викторины,

• Интеллектуальные игры (КВН, «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?»)

• Турниры по шашкам и спортивным играм

Слайды № 15 - 23

Предлагаю более подробно, познакомится с признаками способностей (одарённости) детей по различным видам деятельности

• Дети с высокими творческими (художественными) способностям;

• Дети с литературными способностями;

• Дети с артистическими способностям;

• Дети, имеющие спортивный талант;

Музыкально одаренные дети;

• Дети, обладающие коммуникативными и организаторскими способностями;

• Дети, с выраженными техническими способностями;

• У ребенка способности к научной работе;

• У ребенка незаурядный интеллект.

«Одаренные дети» — это особые дети. Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка педагогов и создание условий для развития способностей детей.

Слайд № 24

Основные направления деятельности педагогического коллектива по работе с одарёнными детьми рассмотрим на схеме «Создание благоприятных условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще чётко не проявившейся.

Работу в детском саду необходимо организовать по нескольким направлениям, которые позволили бы решить ряд задач:

• Повышение психолого-педагогической компетенции всех участников образовательного процесса;

• Создание системы выявления, поддержки и психолого-методичес-го сопровождения одаренных детей

• Создание педагогически эффективные условий, обеспечивающих высокие достижения детей. Удовлетворить потребность детей в занятиях по интересам

• Организация конструктивного сотрудничества с семьями воспитанников

Мероприятия по повышению компетентности родителей одарённых детей : консультации, мастер-классы, индивидуальные беседы - рекомендации о посещении определённого кружка в СОЦИУМе;

• Создание банка данных «Одаренных детей»

• Создание банка методических материалов по работе с одаренными детьми (по выявлению и поддержке)

Организация работы с одаренными детьми это сложный педагогический процесс. В первую очередь педагог должен быть готов к работе с такими детьми, осознавая их особенности и трудности с которыми он может столкнуться. Общепризнано, что главным фактором развития одаренности в раннем возрасте является семья. Благоприятная атмосфера в семье, доверительные отношения с родителями и другими членами семьи влияют на становление у ребенка интереса.

Одаренные дети очень часто испытывают трудности или проблемы связанные с организацией собственной жизни, и в частности жизни в социуме в коллективе. Из-за своих особенностей в поведении их зачастую причисляют в детям трудным. Педагоги иногда просто боятся таких детей. Обладая большим запасом знаний и стремлением познавать что-то новое, они часто срывают занятия, не давая педагогу проводить работу с детьми. Задавая много вопросов, или постоянно дополняя и поправляя педагога. Также таким детям просто не интересно то, что дается другим, так как для них это слишком просто, и им сложно долго удерживать свое внимание на этом скучном занятии.

Одаренные дети очень часто отличаются замкнутостью, не умением построить свои отношения со сверстниками. В первую очередь это связано с тем, что круг их интересов вытесняют игровую деятельность. Этим детям вообще комфортнее находиться одним, предаваясь своему любимому делу, не требующему присутствие других детей.

Слайд № 25

При организации работы с одарё нными детьми главное помнить 3 правила:

• Помоги, но не навреди.

• Заинтересуй, но не настаивай.

• Учитывай индивидуальность.

Публикации по теме:

Что должен уметь ребенок, поступающий в школуЧто должен уметь ребенок, поступающий в школу Консультация для родителей Всегда актуальная консультация для родителей Родители всегда торопятся, и мы решили сделать вот такую коротенькую,.

План работы педагога-психолога МДОУ ДЕТСКОГО САДА «СОЛНЫШКО» НА МАРТ 2008 ГОДА. П/Н НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ ВРЕМЯ (ЧАСОВ В МЕСЯЦ) 1 Ежедневное оформление документации 20.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов ДОУ «Одарённый ребёнок — какой он?»
Опубликовано: 31 октября 2013 в 23:20
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов ДОУ «Одарённый ребёнок — какой он?»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Богомолова (УИ 130103) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД