МААМ-картинки

Консультация для педагогов «Ещё раз о Щелкунчике» (3 фото)

Наталья Попова
Консультация для педагогов «Ещё раз о Щелкунчике»
▼ Скачать + Заказать документы

Что в новый год самое-самое?

Консультация для педагогов «Ещё раз о Щелкунчике»

Вопрос, требующий ответа или нет? Может, для каждого что-то своё? Не знаю. Но всё же считаю, что новый год – это Праздник Обновления, который нужно начинать с самого красивого и сказочного. И самое-самое в этот праздник – конечно, ёлка!

«Дети сидели в спальне, прижавшись друг к другу, им было очень страшно, вокруг было темно, а лампу им не внесли, как это и полагалось в Сочельник…»

Публикация «Консультация для педагогов „Ещё раз о Щелкунчике“» размещена в разделах

Узнали? Конечно, это дети советника медицины Штальбаума, ждущие разрешения войти в гостиную, к ярко наряженной ёлке! Я специально пересказала строки, не приводя в точности перевод И. Татариновой. Но её перевод создаёт сразу перед глазами и сердцем атмосферу таинственную, сказочную, волнующую и фантастическую.

Сказку «Щелкунчик» Гофман написал в 1816 году и появилась она в свет в сборнике «Сказки для детей» прямо в канун Рождества. И, несмотря на то, что действие происходит в ней в реальной семье, в не в каком-то царстве-государстве, она и есть самая настоящая Рождественская.

Детям советника беспокоиться о подарках не было необходимости, об этом подумали их родители и обожаемый крёстный – чиновник, часовщик-любитель, но по натуре страстный романтик – господин Дроссельмейер. Он создаёт удивительные механические игрушки, но к ним дети быстро теряют интерес – ведь в них ничего не меняется, с ними нельзя играть, можно только рассматривать! И родители волнуются – ведь дети их могут сломать – и убирают их подальше от шаловливых отпрысков! И вот тут-то и возникает интрига - любимой игрушкой для Мари становится уродец, не роскошная игрушка, а простой Щелкунчик.

Фото «Ещё раз о Щелкунчике»

Ведь это вообще-то даже не игрушка. Щелкунами кололи орехи, им придавали диковинные образы. Например, у нас в семье долгое время проживал щелкун – дракон. Но, к сожалению, достаточно состарившись, потерял нижнюю челюсть и был отправлен в заоблачный драконий рай.

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему Мари выбрала Щелкунчика? Он неказист и росточком не вышел, за ним охотится Мышиный король. Но именно он привлёк внимание девочки своей храбростью и самоотверженностью. И события, происходящие в сказке, удивляют своей окраской реальности. Ведь рана на руке у Мари настоящая! Она поранилась, когда упала со стула и разбила стекло библиотечного шкафа! Т. е. Гофман, впервые перенеся действие сказки в реальный конкретный мир, делает главное сказочное открытие! И после него очень и очень многие писатели (Андерсен и Булгаков, Экзюпери и Роулинг) используют этот приём, убеждая каждый раз нас в том, что самые необыкновенные чудеса происходят именно в реальной жизни. Но Гофман это сделает первым!

Вы, конечно же, догадывались, что в образе Дроссельмейера Гофман изобразил самого себя. Будучи в жизни опытным юристом, в мечтах он видел себя совершенно иным! Он мечтал о композиторстве. И никогда не мечтал стать литератором. Он даже сменил своё третье имя Вильгельм на Амадей в честь Моцарта! И только в музыкальных кругах знают, что он стал создателем национальной немецкой романтической оперы. На сценах театров с триумфом шла его «Ундина». Но вот мистика и здесь сработала! После 13-го раза исполнения его оперы Королевский театр сгорел дотла! А сказки его публика не воспринимала так же восторженно, как музыку. И лишь после его смерти критики вдруг поняли, что этот неуживчивый, некрасивый человек был гением! Он стал родоначальником многих жанров и направлений в литературе: мистического и готического романа, философской фантасмагории и «ложнобиографической» литературы. Но всё же сказка о благородном и бесстрашном Щелкунчике и любящей его Мари останется самой любимой в мире. По количеству постановок и интерпретаций на сцене и на экране «Щелкунчик» уступает только «Золушке»!

Консультация для педагогов - фото

Прообразом Мари Штальбаум стала реально существующая девочка – Мари Гитциг. Члены этого семейства были добрыми друзьями Гофмана, он был вхож к ним в дом в любое время, много времени проводил с детьми, рассказывая им сказки. Т. е. был для них реальным Дроссельмейером. И Мари, капризная со своими родителями, была беспрекословно послушна с Гофманом, называя его «своим маленьким крёстным». Всем вокруг она рассказывала, как он красив и умён, когда как на самом деле Гофман был невысок и вовсе непривлекателен. Мало того, он обладал очень неприятным характером! Но Мари видела в нём своеобразного заколдованного Щелкунчика! И восторгаясь им в жизни, в своём девичьем дневнике она пишет, что не верит, «…что можно уехать в Марципановый замок, потому, что его (замка, прим. автора) и ТАМ, наверное, нет…» Девочка не верит в возможность счастливого финала! Помните, я рассказывала о балете с постановкой, декорациями и костюмами М. Шемякина? Вот он, реальный, конец сказки Гофмана.

И, вероятно, это путешествие в Конфеттенбург, лишь очередной сон маленькой экзальтированной девочки! И даже племянник Дроссельмейера, приведённый крёстным наутро следующего дня в дом Штальбаумов, не может убедить Мари в том, что он и есть тот самый «расколдованный» её любовью принц. В сказке нет счастливого финала, есть некая недосказанность. Вот потому-то и в музыке П. И. Чайковсокого звучит и отчаяние, и даже трагизм - когда Мари проснётся, наступят серые, заунывные будни.

А пока – Рождественские Святки, праздник, веселье, сказка и радость!

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо»Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо» Детский кукольный театр всегда популярен у маленького зрителя. Каждое представление вызывает неописуемый восторг у малышей! Для них то,.

Консультация для педагогов «Что такое лэпбук?» Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику.

Консультация для педагогов «Что такое вебинар?»Консультация для педагогов «Что такое вебинар?» Общаясь с друзьями и коллегами по цеху, пришла к выводу, что многие интересуются такой формой общения и обучения как вебинар, но не все.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для педагогов «Гиперактивность-что это?»Консультация для педагогов «Гиперактивность-что это?» От автора. Над изучением проблемы гиперактивности, я работала в течение всего 2015-2016 учебного года, выкладывая материал на разные сайты,.

Консультация для педагогов «Мультимедийные презентации в ДОУ»Консультация для педагогов «Мультимедийные презентации в ДОУ» Мультимедийные технологии нашли широкое применение в дошкольном образовании, т. к. они имеют преимущества перед традиционным занятием. Мультимедиа.

Консультация для педагогов «Музейная педагогика»Консультация для педагогов «Музейная педагогика» В начале 80 –х годов XXвека в нашей стране появилось такое понятие как музейная педагогика. Музейная педагогика направлена на решения задач.

Консультация для педагогов о майоликеКонсультация для педагогов о майолике «Сувенирами чувств-с» Сегодня, дорогие коллеги, я предлагаю освежить наши знания о старинном ремесле-искусстве, родившемся вдали от нашей.

Консультация для педагогов «О рисовании мелом»Консультация для педагогов «О рисовании мелом» Дети очень любят графические способы рисования. Они более доступны, сиюминутны. Согласитесь, что карандаши, фломастеры, мелки всегда у.

Консультация для педагогов по робототехнике Консультация, обмен опытом для педагогов по робототехнике. В городе Биллунд, Дания, находится завод, который производит всемирно известный.

Автор публикации:
Консультация для педагогов «Ещё раз о Щелкунчике»
Опубликовано: 13 января 2022 в 19:05
+246Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Ещё раз о Щелкунчике»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Попова (УИ 60645) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 101.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД