Наталья Панферова
Консультация для педагогов «Формирование навыков основных видов движений через подвижные игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование навыков основных видов движений через подвижные игры
Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными – бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем, без которых нельзя активно участвовать в подвижных играх, а в дальнейшем заниматься спортом.
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование навыков основных видов движений через подвижные игры“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Консультации для родителей
- Темочки
Усвоение детьми навыков этих движений, овладение правильными способами их выполнения обогащает двигательный опыт, необходимый в игровой деятельности, разнообразных жизненных ситуациях, труде и быту. Упражнения в основных видах движений расширяют диапазон двигательных способностей детей.
Разнообразие основных движений и их вариантов дает возможность развивать и совершенствовать быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость. Одновременность формирования двигательных качеств при ходьбе, беге, прыжках, метании, лазанье значительно повышает ценность этих движений. Наряду с физическим развитием детей решаются задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания. У детей развиваются умственные способности, восприятие, мышление, внимание, пространственные и временные представления.
Во время выполнения движений детьми воспитатель активно формирует у них нравственно – волевые качества: целеустремленность, настойчивость, выдержку, смелость. Особенно важно поддерживать в детях желание и умение преодолевать препятствия (обежать, перепрыгнуть, перелезть, самостоятельно подбирая способ действия в зависимости от тех конкретных условий, которые сложились в данный момент.
Формирование и развитие движений во многом определяется благоприятными окружающими условиями, стимулирующими подвижность детей. Рациональное использование площадки, природного окружения предоставляет воспитателю большие возможности для расширения осваиваемых детьми движений, их разнообразия и постоянного обновления.
При целенаправленном обучении дети реже допускают те ошибки, которые возникают при первых попытках овладения новым, подчас довольно сложным для них движением. Быстрее исчезает скованность, напряженность при ходьбе и беге, четче выступает координация движений рук и ног при выполнении прыжков, лазанья.
Обучение основным видам движений строится с учетом ведущих дидактических принципов. При подборе упражнений следует учитывать достигнутый детьми уровень двигательных умений, но и предусматривать повышение требований к количественным и качественным показателям движений. Нужно постоянно совершенствовать движения, не задерживать хода развития двигательных функций.
Каждое новое движение следует предлагать после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого. Например, после освоения подскоков на месте можно перейти к прыжкам с продвижением вперед; после овладения метанием в неподвижную цель предлагается попасть в движущуюся.
Обучение и формирование двигательных умений надо вести в несколько замедленном темпе, если позволяет структура упражнения (кроме прыжков и метаний) это дает возможность проследить за ошибками, своевременно устранить их.
Для прочного закрепления необходимо повторять, постепенно усложняя. Недостаточно усвоенные детьми движения не следует включать в подвижные игры, игры с элементами соревнования, игры эстафеты.
Во время разучивания движений необходимо сначала объяснить и показать правильные приемы выполнения. При повторении уточнить наиболее трудные для усвоения элементы. Малышей надо чаще подбадривать, действия, выполняемые ими, оценивать положительно, особенно если ребенок проявил усилие, упорство в достижении результата. К старшим следует предъявить требования к качеству движений, проявлению активности, инициативы.
В некоторых случаях в процессе обучения необходима непосредственная помощь воспитателя для уточнения положения отдельных частей тела ребенка, для получения им правильных мышечно – двигательных ощущений. Педагог, например, помогает ребенку принять требуемое положение при лазанье, поправляет положение руки при замахе. Однако, такая помощь должна быть кратковременной, чтобы ребенок не привык к ней и действовал самостоятельно.
При усвоении движений следует воспитывать у детей стремление действовать активно, энергично, сознательно проявлять постепенно возрастающие, все большие физические усилия для достижения поставленной цели.
Обучая детей основным движениям нельзя забывать при этом о решении воспитательных задач, стремиться к тому, что бы дети учились проявлять выдержку, настойчивость, смелость. Могли оказать помощь товарищу, научить его правильным движениям. В тоже время необходимо хорошо знать состояние здоровья и уровень физической подготовки детей группы, чтобы предлагаемые упражнения соответствовали возможностям каждого ребенка.
Воспитателю необходимо знать основную технику движений, уметь их показать с учетом возраста детей, подобрать соответствующие игры для совершенствования движений. Чем богаче и разнообразнее движения, тем больше возможностей для проявления детьми инициативы и творчества. Необходимо сохранять у детей первоначальный интерес к упражнениям; от занятия к занятию от игры к игре ставить новые задачи, обогащать упражнения новыми двигательными заданиями, усложнять правила.