Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Гендерное воспитание детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров»

Наталья Зеленова
Консультация для педагогов «Гендерное воспитание детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров»

«Гендерное воспитание детей раннего

возраста средствами малых фольклорных жанров».

«Нельзя считать один пол совершеннее другого,

так и нельзя их уравнивать»

Ж. Руссо

Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, обращая внимание не только на возрастные особенности, но и на их пол,причем начиная уже с раннего возраста. Если воспитание мальчиков должно быть направлено на развитие у них стремления к достижениям, практического подхода к осуществлению своих замыслов, то девочки могут лучше воспринимать свою половую принадлежность через призму отношений с окружающими.

Публикация «Консультация для педагогов „Гендерное воспитание детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров“» размещена в разделах

Почему?В период раннего детства у всех малышей, независимо от места их проживания, формируется первичная половая идентичность, а осознание своей половой принадлежности формируется у ребенка уже в 1, 5 года. К двум годам еще не выделяя себя среди окружающих, не называя себя «Я», знает, кто он: мальчик или девочка. В этом возрасте, а зачастую и в более старшем, ребенок еще затрудняется правильно объяснить, в чем различие мальчиков и девочек. Чаще всего он апеллирует к их одежде, лицу, голосу и длине волос. К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – девочка или мальчик. В 3 года дети с уверенностью относят себя к мужскому или женскому полу, что называется гендерной идентификацией. В это время дети начинают замечать, что мужчины и женщины по-разному выглядят, занимаются разной деятельностью и интересуются разными вещами, а также у ребенка появляется повышенное внимание к ролевым моделям, обладающим тем же полом, что и он сам. Необходимо так же обратить внимание на то, что дети в этом возрасте допускают обратимость половой принадлежности, не выделяют существенных, определяющих пол человека признаков. Отметим так же особенности речи детей данного возраста : к трем годам дети практически не ошибаются, используя в речи глаголы разного рода, а так же личные местоимения.

Ранний возраст считается наиболее благоприятным возрастным периодом для начала гендерного воспитания. В этом возрасте дети, чьё поведение соответствует правильному гендерному воспитанию, чувствуют себя отличающимися от противоположного пола.

По мнению отечественных и зарубежных ученых, гендерное воспитание детей раннего возраста включает :

1. Формирование первоначальных представлений детей о различиях полов : физических, поведенческих и нравственно ценных:

• внешность;

• имя;

«образ Я» (во времени – в настоящем и в будущем)

2. Овладение первоначальными способами мужского и женского поведения.

• роли (социума, собственные).

3. Развитие нравственных качеств, характерные для мальчиков и девочек.

• установки (социума, собственные)

Задача гендерного воспитания в раннем возрасте – формирование гендерной идентичности, в результате которой появится новообразование: способность дифференцировать себя от представителей другого пола, внешнее усвоение моделей мужского/женского гендерного поведения, внешних форм взаимоотношений полов посредством неосознанного копирования.

Изучение литературы и собственный опыт показали, что неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их гендерных особенностей могут сыграть потешки, пестушки, прибаутки, величания,колыбельные песни, которые формируют модель поведения для мальчиков и девочек. В этих произведениях отражаются те или иные качества, внешние особенности девочек и мальчиков, что так необходимо именно в раннем возрасте. В совокупности они способствуют овладению полоролевым опытом, ценностями, смыслом, способом поведения. Иными словами, обуславливают развитие нравственно-волевых качеств, которые характерны как для мальчиков, так и для девочек.

Перечислим гендерные особенности фольклора.

- Обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам: «Моя доченька уснёт», «Спи Ванюшка, спи родной», «Кто у нас хороший»,

- Воспевание качеств личности (о девочке мы говорим – красивая, нежная, хрупкая, о мальчике – сильный, крепкий)

- Акцент на внешних особенностях мальчиков и девочек: одежда, прическа.

- Прогнозирование будущего (труд мальчиков и девочек).

- Строгое соблюдение норм морали (уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, доброта, отзывчивость, вежливость и дисциплинированность, исполнительность и честность.)

Опираясь на вышеперечисленные особенности фольклора нами была апробирована система работы с учетом гендерных особенностей детей раннего средствами фольклорных жанров.

Цель работы: способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек раннего возраста, формированию начал мужественности и женственности у детей, посредством народных игр, потешек, пестушек, прибауток.

Требование к реализации гендерного подхода в группах раннего возраста заключается в создании условий для полноценного физиологического развития разнополых детей (организация питания, удовлетворение физиологических потребностей) с учетом половых различий. Процесс познания гендерных представлений проходит в разнообразных формах деятельности детей раннего возраста. Гендерная социализация формируется в повседневных отношениях: совместной предметной, игровой деятельности, кроме того, большие возможности для формирования половой идентичности представляют режимные процессы: кормление, подготовка ко сну, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур - все это занимает существенную часть активного образа жизни детей раннего возраста.

Остановимся подробнее на использовании малых фольклорных жанров в режиме дня.

Гендерный подход при организации приема детей, гендерное приветствие и прощание: Поскольку самым интересным и важным моментом для ребенка является встреча с воспитателем, во время расставания с родителями мы умело используем потешки, прибаутки для мальчиков, стараемся приветливо встретить его, тепло улыбнуться, приобнять, здороваемся с ним и приглашаем пройти в группу, используя фольклор, например:

-Доброе утро, зайка мой.

Доброе утро, Тимошенька дорогой.

Я Тимошеньку люблю,

Ему песенку спою.

Во время расставания с родителями девочкам необходимо слышать от нас непосредственное обращение к себе, чтобы чувствовать доброжелательное отношение и понимать их настроение в данный момент, например,

-В светлом теремочке

Выросла Лизуша!

Люди ее любят,

Все ее голубят.

Утренний отрезок времени очень подходящее время формирования образа «Я», представлений о своем имени, развиваем умение ребенка отзываться на свое имя, а так же запоминать имена сверстников.

-Этот пальчик - детка,

Этот пальчик - бабка,

Этот пальчик - папенька,

Этот пальчик - маменька,

А вот этот- наш малыш,

И зовут его Денис!

или

- Оля, Оля, вылей воду

На зеленую колоду –

Поросят помыть,

Боровка напоить!

или

- Собачка, собачка,

Ты беги, беги.

Маленького мальчика

Ты учи, учи.

Бегать, прыгать и скакать,

Будет мальчик повторять.

Или

- Ай дыбок, дыбок, дыбок, Нашей Танечке годок! Купили Танечке платок — Во всю голову цветок!

Так же при организации приема, в овладение детьми первоначальными представлениями о собственной половой принадлежности, аргументируя ее по ряду признаков (одежда, прическа) мы используем такие произведения фольклора, в которых упоминаем одежду, которую носят мальчики, носят девочки, например:

-Еду-еду к бабе,к деду

На лошадке в красной шапке.

По ровной дорожке,

В старом лапоточке,.

или

-Новый сарафанчик из цветного ситца.

В новом сарафане дома не сидится.

Побегу вприпрыжку, буду петь, кружиться

в новом сарафане из цветного ситца.

Приутихнет ветер, приумолкнут птицы,

увидав мой новый сарафан из ситца.

-Как у солнышка лучики горят,

так у Светули волосики блестят.

Гендерный подход находит своё отражение и при воспитании культурно- гигиенических навыков с использованием фольклора, например:

-От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Таня умывается,

Солнцу улыбается!

или

-Теплая водичка

Умоет Тане личико,

Пальчики — Антошке,

Сашеньке — ладошки.

Гендерный подход при организации питания: Дети будут кушать с большим аппетитом, если обращаться к девочкам и мальчикам, используя потешки :

-Каша вкусная дымится,

Алеша кашу есть садится,

Очень каша хороша,

Ели кашу неспеша.

Ложка за ложкой,

Ели по -немножку.

или

-Наш Сережа непосед,

Не доест никак обед.

Сели, встали, снова сели,

А потом всю кашу съели.

или

-Ой, люли, люли, люли,

В море плыли корабли,

Насте кашку привезли.

Кашенькамолочненька

Для любимой доченьки.

Настя, ротик открывай,

Кашку сладкую глотай.

А кто кашку кушает,

Маму с папой слушает,

Вырастает сильным,

Здоровым и красивым.

Гендерный подход при одевании. В виду того, что у детей раннего возраста слабо сформированы навыки одевания, мы так же активно используем потешки, стараемся обращаться к каждому ребенку индивидуально, по имени:

-У нас Ванечка один,

Никому не отдадим.

Мы пальто ему сошьем,

Погулять его пошлем.

Или

-Раз, два, три, четыре, пять —

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Гендерный подход в формировании трудовой деятельности. Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют элементарные трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: принести стульчик, положить мячик и т. д. Мы сопровождаем действия детей художественным словом, например,

- Аленка-маленка

Шустра-быстра:

Воды наносила,

Сарафан дошила,

Носок довязала,

Ягод насобирала.

Везде поспела –

В охотку ей дело.

Малыши не любят убирать свои вещи на место, для этого мы подобрали и такие потешки:

-Саша у нас зайчик, зайчик – побегайчик!

Зайчик Саша - скок – поскок,

Подберет штаны, носок.

Свои вещи не теряет

И на место убирает.

Гендерный поход в игровой деятельности. Деятельность игровая или предметная так же способствует половой самоидентификации. Мы рассматриваем с детьми разные сюжетные картинки, стараемся комментировать эти картинки так же стихами или потешками. Детям это очень нравится и они с удовольствием рассматривают картинки, повторяя за нами содержание картинок, например, кукла обедает или кукла гуляет, на грузовике везут кубики, стоят башенку, тем самым девочки и мальчики овладевают первоначальными и женского поведения.

Во время игр с куклами мы с девочками с удовольствием вспоминаем содержание потешек:

-Ах, как много разных дел!

Вот компотик закипел!

А теперь для куклы нашей,

Мы наварим сладкой каши.

Или при укладывании куклы спать, ласково и нежно напеваем колыбельную песенку

-Баю-бай, баю-бай, ты собаченька не лай

Белолапа, не скули, нашу Таню не буди.

Мальчики очень любят играть разными инструментами, так они овладевают специфическими предметными действиями, и параллельно, с помощью потешки формируются качества личности, характерные для мальчиков, например,

-Идет Кузьма из кузнецы,

Несет Кузьма два молота.

Тук, тук, тук!

Вот ударим разом вдруг:

Для всех людей,

Накуем гвоздей!

Мальчики очень любят конструировать из крупного строительного материала. Конечно в раннем возрасте они не могут самостоятельно возвести постройку, и они выступают активными помощниками, при этом очень важным условием для воспитания с учетом их гендерных особенностей является то, что мальчикам мы поручали «тяжелую» работу: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и т. п. и здесь опять же мы использовали фольклор :

-Давайте пригласим пальчики.

Мизинчик- Что задумали построить?

Безымянный – Из чего же будем строить?

Средний – Что нам для этого нужно?

Указательный – Как будем строить?

Большой – Что получится?

Какой домик получится?

Дети: Удобный, красивый, с садиком и огородом.

или

-Сбил, сколотил - вот колесо!

Сел да поехал – ах хорошо!

Оглянулся назад –

Одни спицы лежат.

Гендерный подход в развитии движений. В работе с детьми раннего возраста мы активно используем пестушки, потешки с движениями в качестве физкультминуток, двигательных разминок. Скомпоновав их на разные группы мышц, получаются комплексы утренней гимнастики и гимнастики после сна, они подходят как для мальчиков так и для девочек.

-Малыши-крепыши

Вышли на площадку,

Малыши-крепыши

Делают зарядку!

Раз-два,

Три-четыре.

Руки выше!

Ноги шире Особое место в гендерном воспитании отводим народным играм, т. к. они носят опережающий характер в плане проигрывания самых разнообразных сторон жизни. Мы проводим тематические игры народные подвижные игры для с подгруппами детей. Для мальчиков: «Огуречик», «У медведя во бору», «По ровненькой дорожке»,

Кто поймает? - Цель: развивать ловкость. Водим удочкой над головой ребенка, то, приближая рыбку, то удаляя. Ребенок должен поймать рыбку. Когда ему это удается, ребенок танцует, а мы ему говорим:

-Саша наш -молодец!

Саша наш удалец!

Саша рыбку поймал,

А потом поплясал!

Для девочек: «Наседка и цыплята», «Через ручеек», «Бабочки»,

«Мотыльки» «Курочка - хохлатка» и. т. д.

Гендерный подход в формировании межличностных отношений. Дети устают, ссорятся. У них, как и у взрослых, бывает плохо на душе и хочется плакать. А другие расшалились и никак не могут успокоиться. Что ж, приласкаем их и расскажем потешки для тех, кто плачет и шумит:

-Это что тут за рёв?

Уж не стадо ли коров?

Это не коровушка,

Это Света – рёвушка.

Не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач.

или

Маша в гости приглашала,

Маша в гости зазывала:

- Приходи, Ванюша, приходи, Петруша,

А Никитушка – ну, пожалуйста!

Маша деток привечала,

Маша деток угощала:

- Вот Ванюше блинчик, вот Петруше блинчик,

А Никитушке – мятный пряничек.

В заключении стоит отметить, что мальчик и девочка уже в раннем возрасте – два разных мира. Использование малых фольклорных жанров это одно из эффективных средств гендерного воспитания детей раннего возраста, в процессе которого ребенок приобретает адекватную модель поведения, которая соответствует его полу, и начинает осознавать роль женщин и мужчин в жизни общества.

В раннем возрасте половая идентификация осуществляется с помощью воспитания. В этом возрасте начинает формироваться система потребностей, интересов, ценностей и определенных способов поведения, характерных для того или иного пола, а также намечаются различия у мальчиков и девочек в некоторых их личностных качествах и формируются первые представления о своем «Я», от которых будет зависеть: формирование личности; уверенности в себе; эффективность общения с людьми; благополучие отношений в семье.

Наша работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Дети знают половую принадлежность своего имени, отношение к нему. Я думаю, что наработанный опыт использования малых фольклорных жанров в гендерном воспитании будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.

Публикации по теме:

Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде. «Вода в решете» Пословицы, поговоркиСборник малых фольклорных жанров Карелии о воде. «Вода в решете» Пословицы, поговорки Пословицы, поговорки- это краткие устойчивые образные народные изречения, в которых выражается многовековой опыт народа. Каждая из них.

Использование малых фольклорных жанров при проведении НОД по ФЭМП с дошкольниками. Загадки, скороговорки, считалкиИспользование малых фольклорных жанров при проведении НОД по ФЭМП с дошкольниками. Загадки, скороговорки, считалки Малые фольклорные жанры можно широко использовать в работе с дошкольниками разных возрастных групп,как приём,который побуждает их к приобретению.

Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в первой младшей группе «В гости к бабушке Варварушке» Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в 1-й младшей группе. Подготовила воспитатель МБДОУ №2 г. Кингисеппа.

Консультация для педагогов «Формирование навыков общения у детей раннего возраста» «Общение детей раннего возраста в игре» Слайд 1 Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Консультация для родителей «гендерное воспитание дошкольников»Консультация для родителей «гендерное воспитание дошкольников» Консультация для родителей «гендерное воспитание дошкольников». «Как растить настоящую женщину». «Дочерьми красуются — сыновьями в почете.

Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье»Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье» Консультация «Гендерное воспитание в ДОУ и в семье.»«Нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать» Ж. Руссо ГЕНДЕР.

Консультация «Гендерное воспитание в условиях ФГОС до»Консультация «Гендерное воспитание в условиях ФГОС до» «Нельзя возвышать один пол над другим как более совершенный, но также нельзя и уравнивать их». Ж. -Ж. Руссо «Письма с горы» Период.

Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете. Загадки»Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете. Загадки» ЗАГАДКИЭтот вид устной поэзии любят и дети, и взрослые. Существовали различные способы наказания для тех, кто не мог отгадать несколько.

Сборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете». Заклички и заговорыСборник малых фольклорных жанров Карелии о воде «Вода в решете». Заклички и заговоры Люди верили в волшебную силу слова, верили, что произнесённые слова-заклинания может повлиять на силу природы. Как вы думаете, что значит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Гендерное воспитание детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров»
Опубликовано: 2 декабря 2020 в 22:35
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД