Консультация для педагогов и родителей «Как правильно говорить чистоговорки»

Елена Кандакова
Консультация для педагогов и родителей «Как правильно говорить чистоговорки»

Консультация для педагогов и родителей «Как правильно говорить чистоговорки»

Дети 5-6 лет, как правило, имеют обширный запас, умеют пересказывать короткие произведения, хорошо запоминают стихи, чисто произносят звуки. Но иногда речь детей недостаточно четкая и внятная. Это бывает из-за вялости артикуляционного аппарата или когда у ребёнка торопливая речь. В этом случае ребёнок не проговаривает в словах ряд звуков, как мы говорим – проглатывает. Преодолеть эти недостатки помогут различные чистоговорки и потешки.

Что же это, чистоговорка?

Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук.

Для чего они нужны?

Чистоговорки нужны для обработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания. А также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

Разучивая чистоговорки с детьми, вы сможете проверить все ли в порядке у вашего будущего школьника со звукопроизношением. Если же вы обнаружите какие-то проблемы, то у вас есть время предотвратить их до поступления в школу, занимаясь с логопедом.

Предлагаю чистоговорки на все группы звуков, которые вы можете разучить с вашими детьми. И выявить проблемы по звукопроизношению.

Чистоговорки на свистящие звуки С, З.

Правильное произношение: язык находится за нижними зубами, зубы сомкнуты, изо рта идёт холодная струя воздуха.

Неправильное произношение: если язык виден между зубами; если язык не виден, но вместо положения за нижними зубами он приподнимается вверх, давая грязный звук между С и Ш.

1.Спит спокойно старый слон,

Стоя спать, умеет он.

2. Сидели, свистели

Семь свиристелей.

3. На лозе оса,

У лозы коза.

Чистоговорки на шипящие звуки Ш, Ж

Правильное произношение: язык приподнят кверху, но не касается нёба. Ладонью же ощущается тёплая воздушная струя.

Неправильное произношение: если язык виден между зубами; если заменяет на звук С; если язык в нижнем положении, а при произношении ребёнок дует в губы.

1.Алёшка налил кошке

Лапши в плошке.

2.Тише, мыши, тише, мыши,

Кот сидит на нашей крыше.

Мыши, мыши, не шуршите,

Вы котишку не будите.

3.Жужжит над жимолостью жук,

Тяжёлый на жуке кожух.

4.Дождик, дождик, не дожди,

Дождик, дождик, подожди!

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

Чистоговорки на звук Л

Правильное произношение: язык упирается в верхние зубы. Он как бы отталкивается от них и «убегает» назад или «падает» вниз.

Неправильное произношение: движения языка заменяются движениями губ: ребёнок стягивает их колечком, затем резко раздвигает их в полуулыбке – русское Л произносится на манер английского W; ребёнок пропускает этот звук в слове или заменяет на йотированный. Например: лапа – апа, йапа.

1.Лень не ленится,

К лентяю клеится.

2.Валя на завалинке промочила валенки,

Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.

3.Летела галка, села на палку,

Села, посидела да улетела.

4.Стол около кола,

Кол около стола.

5.Пилит Филипп

Поленья из лип.

Чистоговорки на букву Р.

Правильное произношение: если язык поднят к верхним зубам и вибрирует – всё в порядке.

Неправильное произношение: замена на Л, пропуск звука в словах; если, как вам кажется, слышится Р, а язык лежит за нижними зубами: в это случае наблюдается горловой звук.

1.Через рвы, через горбочки

В лес ходили по грибочки.

2.У тридцати трёх поросят

Тридцать три хвостика висят.

3.У Кондрата

Куртка коротковата.

4.Съел молодец

Тридцать три пирога с пирогом,

Да все с творогом.

5.Белые бараны били в барабаны,

Без разбору били –

Лбы себе разбили.

Помните, что любые чистоговорки надо сначала произносить медленно, четко выговаривая каждое слово. Если речь ребёнка торопливая, то попробуйте отбивать рукой ритм. Постепенно темп речи должен становиться быстрее, но рассказывать скороговорку надо всё более тихим голосом, переходя на шепотную речь. Это довольно сложное упражнение. Но если постараться, то всё получится.

Произносить чистоговорки надо несколько раз подряд – 5-7 раз. Попробуйте так же говорить чистоговорки с различной интонацией: радостной, грустной, вопросительной, возмущенной.

Больше разговаривайте со своими детьми! Умейте их слушать! Исправляйте не правильно сказанный звук! Всё в ваших руках! Всего вам доброго!

В составлении консультации использован следующий материал:

1. Картотеки упражнений по звукопроизношению (из личной подборки).

2. Логопедия (практическое пособие) В. И. Руденко 2009г.

3. Воспитание у детей правильного произношения М. Ф. Фомичёва 1981г.

4. Логопедические упражнения в рифмах Е. А. Алифанова, Н. Е. Егорова 2000г.

Публикации по теме:

«Учимся говорить правильно». Семинар-практикум для родителей Цель: оказание помощи родителям в овладении основными приемами артикуляционной моторики ребенка в домашних условиях Задачи: o активизировать.

Консультация для педагогов «Как правильно разрешить конфликтную ситуацию с родителями» Как правильно разрешить конфликтную ситуацию с родителями. Решение этого вопроса требует от воспитателя грамотности, деликатности и выдержки.

Консультация для родителей «Ребёнок учится говорить правильно» Ребёнок учится говорить правильноРебёнок не говорит, ребёнок говорит плохо. В каждой семье к этому относятся по-разному. Одних тревожит.

Консультация для родителей «Как правильно закаливать ребенка»Консультация для родителей «Как правильно закаливать ребенка» Закаливание - воздействие контрастных температур на организм, цель которого укрепить организм, его иммунную систему. У ребенка система терморегуляции.

Консультация для родителей «Кто учит говорить ребенка неправду?» Консультация для родителей «Кто учит говорить ребенка неправду?» Воспитатель 2 младшей группы МКДОУ «Симоновский детский сад» Воронкова.

Консультация для родителей «Учить ребенка говорить» Консультация для родителей «Учить говорить ребенка» Порой умственно и психически нормальные дети испытывают трудности в овладении речью.

Консультация для родителей «Красиво говорить — в школе успешным быть!» Красиво говорить - в школе успешным быть!Уже через год ваш малыш станет первоклассником. Задайте себе наивный вопрос: "Умеет ли он говорить?".

Круглый стол для родителей «Хочу говорить правильно» Уважаемые родители, у ваших детей нарушено звукопроизношение свистящих, или шипящих, или сонорных звуков. У некоторых воспитанников имеются.

Конспект логопедического занятия «Учимся правильно говорить» Задачи: Образовательные: - формирование практических умений и навыков использования фонетически чистой, грамматически правильной речи;.

Консультация для родителей «Учите ребенка говорить правильно» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «УЧИТЕ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО» /Упражнения, направленные на формирование грамматически правильной речи/.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Космос
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Консультация для педагогов и родителей «Как правильно говорить чистоговорки»
Опубликовано: 7 февраля 2016 в 03:36
+193Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 117.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 января. День Емели на МААМ

Небылицам и сказочным историям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы прочитать ребенку сказку про Емелю и позаниматься с ним творчеством и...

21 января. Международный день объятий

Не забудьте в этот день обнять своих родных, близких, деток и даже себя! В этом холодном мире так важно делиться друг с другом душевным теплом и позитивной энергией. Очередной тематический день мы...

Сюжетно-ролевая игра «Пожарная команда»
Цель: Формирование целостного представления о пожарной безопасности и труде пожарных. Задачи: - Закрепить знания детей о правилах поведения во время...
Фотоотчет о творческих работах учащихся 1 и 4 классов к Дню осведомленности о...
20 января является Днём осведомленности о пингвинах на МААМ. В первом и четвёртом классах мною были проведены небольшие беседы-лекции об этих изумительных...
Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук»
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению детей. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень...