Наталья Нохрина
Консультация для педагогов и родителей «Руководство игровой деятельностью»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра социальна по своему происхождению. Она не является инстинктом, данным от рождения всем детям, поэтому у детей примитивно развитых народов не наблюдаются игровых действий, а становление игры происходит только с разделением труда и усложнением производственных отношений.
Отечественные психологи рассматривают игру как деятельность ребенка по ориентации в мире человеческих действий и отношений, задач и мотивов человеческой деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.).
Игровые действия связаны именно с социальными отношениями.
Публикация «Консультация для педагогов и родителей „Руководство игровой деятельностью“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Эти данные подтверждают и другие исследования (Р. И. Жуковская, Т. А. Маркова и др.). Дети не начинают игру даже с самыми привлекательными предметами, пока не уясняют себе их функциональное назначение, не определят отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами, т. е. свои ролевые действия.
Содержание игры — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни.
При этом роли игры отводится центральное место.
Ученые считают, что именно роль и органически связанные с ней действия представляют собой основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры.
Для детей в игре главное — выполнение взятой на себя роли.
Роли подчиняются и используемые предметы, и отношения между играющими. Ребенок именно потому является кассиром, что он продает билеты, а разорванные бумажки становятся билетами, так как их продает кассир.
В дошкольном возрасте активно развиваются следующие виды игр: сюжетно-ролевая, с правилами, режиссерская, игры-драматизации, игры-фантазии (придумывание сказок и пр., подвижные и спортивные игры.
Детей знакомят с играми разных народов.
В педагогическом процессе используются различные дидактические игры. Игровые приемы применяют в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов.
Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого и разными формами детской активности.
Первая группа — игры, в подготовке и проведении которых взрослый принимает косвенное участие.
Активность детей (при условии сформированности определенного уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер. Ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач.
В самостоятельных играх содержатся условия для проявления детьми инициативы, которая свидетельствует об определенном уровне развития интеллекта.
Сюда можно отнести: ознакомительные, отобразительные, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые игры, использование сюжетно-образных игрушек (кукол, животных и др., познавательные игры, направленные на развитие сообразительности, на познание свойств природного материала, конструктивные и др.
Вторая группа — различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, дает фиксированную программу действий для достижения определенного результата.
В этих играх решаются конкретные задачи воспитания и общения, она направлена на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие.
Важны обучающие игры для нравственно-эстетического воспитания дошкольников.
Активность детей в обучающих играх носит репродуктивный характер и может проявляться в произвольном выборе способа действий. На основе сформировавшихся умений дети организовывают самостоятельные игры, в которых наблюдается больше элементов творчества.
К этой группе относятся: подвижные игры, дидактические, музыкальные, игры-драматизации, игры-развлечения.
Подвижные игры способствуют
совершенствованию основных движений, выработке нравственно
волевых качеств, косвенно влияют на умственное и эстетическое воспитание дошкольников. Они могут быть сюжетными и бессюжетными.
Дидактические игры (с дидактическими игрушками и аналогичными материалами, словесные, сюжетно-дидактические, настольно-печатные) используются в целях умственного воспитания детей. Вместе с тем в этих играх дети учатся согласовывать действия, подчиняться правилам игры, регулировать свои желания в зависимости от общих целей и т. д. Чтобы дидактическая игра выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
-давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания;
-содержать увлекательную задачу, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.
Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором.
Музыкальные игры, которые могут быть: хоровыми, сюжетными, бессюжетными.
Все они могут сочетать в себе элементы дидактических и подвижных игр. Они существенно влияют на эстетическое, физическое, умственное развитие детей. Важное значение для эстетического развития имеют и театрализованные игры.
Игры-развлечения повышают эмоционально-положительный тонус, способствуют развитию двигательной активности, питают ум ребенка неожиданными и яркими впечатлениями, создают благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребенком.
У неигровой, но протекающей в игровой форме деятельности относят организованные начальные формы детского труда, некоторые виды изобразительной деятельности, ознакомление с окружающим на прогулке и т. д.
Руководство игровой деятельностью дошкольников осуществляется с учетом реализации ряда условий.
Условия для возникновения и развертывания игр детей:
*Педагоги стимулируют обогащение детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре:
- читают вместе книги, прослушивают диски;
- обсуждают события жизни, рассказывают о себе и других людях;
-организуют экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров;
-обращают внимание детей на содержание деятельности окружающих и их взаимоотношения, на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и т. д.
* Побуждают детей к развертыванию игры:
- инициируют игровые действия у малышей;
-предлагают детям постарше поиграть в конкретную игру или выбрать сюжет.
*Побуждают детей принять роль и наделить ею партнера;
договариваются о правилах игры со старшими детьми
и пр.
Побуждение детей к развертыванию игры происходит через обращение («Посмотрите, у котеночка болит ножка, давайте его полечим», предложение поиграть в конкретную игру или выбрать сюжет, принять роль и наделить ею партнера, договориться о правилах игры
со старшими детьми и т. д.
*Педагоги становятся непосредственными участниками игры, предлагая детям образцы различных игровых действий :
- взрослый кормит, купает куклу, привлекая к игре малышей;
- показывает, как строить корабль;
- рассказывает, как играть в игры с правилами — «Съедобное — несъедобное», «Испорченный телефон», «Садовник»;
- произносит считалку для установления очередности или выбора водящего и пр.
Подводя итог, следует заметить, что в процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Ребенок начинает обращать внимание на способ, средства достижения результата, а не только на собственно результат; в них же он научается сознательно подчиняться правилам, что так важно для овладения учебной деятельностью. Использование игры, игровых приемов делает обучение в этом возрасте «сообразным природе ребенка». Игра создает «зону ближайшего развития ребенка».