Консультация для педагогов и родителей «Руководство игровой деятельностью»

Наталья Нохрина
Консультация для педагогов и родителей «Руководство игровой деятельностью»

Игра социальна по своему происхождению. Она не является инстинктом, данным от рождения всем детям, поэтому у детей примитивно развитых народов не наблюдаются игровых действий, а становление игры происходит только с разделением труда и усложнением производственных отношений.

Отечественные психологи рассматривают игру как деятельность ребенка по ориентации в мире человеческих действий и отношений, задач и мотивов человеческой деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.).

Игровые действия связаны именно с социальными отношениями.

Эти данные подтверждают и другие исследования (Р. И. Жуковская, Т. А. Маркова и др.). Дети не начинают игру даже с самыми привлекательными предметами, пока не уясняют себе их функциональное назначение, не определят отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами, т. е. свои ролевые действия.

Содержание игры — это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни.

При этом роли игры отводится центральное место.

Ученые считают, что именно роль и органически связанные с ней действия представляют собой основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры.

Для детей в игре главное — выполнение взятой на себя роли.

Роли подчиняются и используемые предметы, и отношения между играющими. Ребенок именно потому является кассиром, что он продает билеты, а разорванные бумажки становятся билетами, так как их продает кассир.

В дошкольном возрасте активно развиваются следующие виды игр: сюжетно-ролевая, с правилами, режиссерская, игры-драматизации, игры-фантазии (придумывание сказок и пр., подвижные и спортивные игры.

Детей знакомят с играми разных народов.

В педагогическом процессе используются различные дидактические игры. Игровые приемы применяют в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов.

Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого и разными формами детской активности.

Первая группа — игры, в подготовке и проведении которых взрослый принимает косвенное участие.

Активность детей (при условии сформированности определенного уровня игровых действий и умений) имеет инициативный, творческий характер. Ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач.

В самостоятельных играх содержатся условия для проявления детьми инициативы, которая свидетельствует об определенном уровне развития интеллекта.

Сюда можно отнести: ознакомительные, отобразительные, сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые игры, использование сюжетно-образных игрушек (кукол, животных и др., познавательные игры, направленные на развитие сообразительности, на познание свойств природного материала, конструктивные и др.

Вторая группа — различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки, дает фиксированную программу действий для достижения определенного результата.

В этих играх решаются конкретные задачи воспитания и общения, она направлена на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие.

Важны обучающие игры для нравственно-эстетического воспитания дошкольников.

Активность детей в обучающих играх носит репродуктивный характер и может проявляться в произвольном выборе способа действий. На основе сформировавшихся умений дети организовывают самостоятельные игры, в которых наблюдается больше элементов творчества.

К этой группе относятся: подвижные игры, дидактические, музыкальные, игры-драматизации, игры-развлечения.

Подвижные игры способствуют

совершенствованию основных движений, выработке нравственно

волевых качеств, косвенно влияют на умственное и эстетическое воспитание дошкольников. Они могут быть сюжетными и бессюжетными.

Дидактические игры (с дидактическими игрушками и аналогичными материалами, словесные, сюжетно-дидактические, настольно-печатные) используются в целях умственного воспитания детей. Вместе с тем в этих играх дети учатся согласовывать действия, подчиняться правилам игры, регулировать свои желания в зависимости от общих целей и т. д. Чтобы дидактическая игра выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

-давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания;

-содержать увлекательную задачу, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей.

Дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором.

Музыкальные игры, которые могут быть: хоровыми, сюжетными, бессюжетными.

Все они могут сочетать в себе элементы дидактических и подвижных игр. Они существенно влияют на эстетическое, физическое, умственное развитие детей. Важное значение для эстетического развития имеют и театрализованные игры.

Игры-развлечения повышают эмоционально-положительный тонус, способствуют развитию двигательной активности, питают ум ребенка неожиданными и яркими впечатлениями, создают благоприятную почву для установления эмоционального контакта между взрослым и ребенком.

У неигровой, но протекающей в игровой форме деятельности относят организованные начальные формы детского труда, некоторые виды изобразительной деятельности, ознакомление с окружающим на прогулке и т. д.

Руководство игровой деятельностью дошкольников осуществляется с учетом реализации ряда условий.

Условия для возникновения и развертывания игр детей:

*Педагоги стимулируют обогащение детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре:

- читают вместе книги, прослушивают диски;

- обсуждают события жизни, рассказывают о себе и других людях;

-организуют экскурсии, прогулки, посещение музеев, театров;

-обращают внимание детей на содержание деятельности окружающих и их взаимоотношения, на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе и т. д.

*Побуждают детей к развертыванию игры:

- инициируют игровые действия у малышей;

-предлагают детям постарше поиграть в конкретную игру или выбрать сюжет.

*Побуждают детей принять роль и наделить ею партнера;

договариваются о правилах игры со старшими детьми

и пр.

Побуждение детей к развертыванию игры происходит через обращение («Посмотрите, у котеночка болит ножка, давайте его полечим», предложение поиграть в конкретную игру или выбрать сюжет, принять роль и наделить ею партнера, договориться о правилах игры

со старшими детьми и т. д.

*Педагоги становятся непосредственными участниками игры, предлагая детям образцы различных игровых действий:

- взрослый кормит, купает куклу, привлекая к игре малышей;

- показывает, как строить корабль;

- рассказывает, как играть в игры с правилами — «Съедобное — несъедобное», «Испорченный телефон», «Садовник»;

- произносит считалку для установления очередности или выбора водящего и пр.

Подводя итог, следует заметить, что в процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Ребенок начинает обращать внимание на способ, средства достижения результата, а не только на собственно результат; в них же он научается сознательно подчиняться правилам, что так важно для овладения учебной деятельностью. Использование игры, игровых приемов делает обучение в этом возрасте «сообразным природе ребенка». Игра создает «зону ближайшего развития ребенка».

Прикреплённые файлы:

kursovaja-3_1vpup.ppt | 2941,5 Кб | Скачан: 8
 
Публикации по теме:

Магнитный конструктор «Магформерс». Консультация для педагогов и родителейМагнитный конструктор «Магформерс». Консультация для педагогов и родителей «Конструктор Магформерс». Уважаемые родители и педагоги! Магформерс — это развивающий магнитный конструктор нового поколения! Он состоит.

Консультация для родителей «Развитие детей в игровой деятельности» Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Д. В. Менджерицкая. Игра представляет.

Консультация для педагогов «Организация театрально-игровой деятельности в группах дошкольного образовательного учреждения» В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк.

Консультация для родителей и педагогов «Детское воровство» Консультация для родителей и педагогов "Детское воровство" Если вы заметили, что ребенок ворует, первое, что необходимо сделать, - разобраться.

Консультация для родителей и педагогов «Избалованный ребенок» Взрослые люди иногда реагируют на неприглядное поведение ребенка (чаще всего чужого, согласно пословице: "Соседские дети всегда плохо воспитаны).

Консультация для родителей и педагогов «Развиваем гибкость ребёнка!»Консультация для родителей и педагогов «Развиваем гибкость ребёнка!» "С потерей гибкости приходит старость". Различают две формы проявления гибкости: активная и пассивная. Активная форма – это самостоятельное.

Консультация для родителей и педагогов «Развивающие игры и игрушки» Какие игрушки нужны ребёнку для развития? Игрушка помогает уточнять,осмысливать представления ребёнка об окружающем и способствует развитию.

Мастер-класс для педагогов и родителей «Игровой калейдоскоп» Подготовил: воспитатель высшей квалификационной категории Кузнецова Наталия Викторовна Цель: повысить родительскую компетентность в вопросах.

Публикация «Руководство самостоятельной двигательной деятельностью детей».Публикация «Руководство самостоятельной двигательной деятельностью детей». Создание благоприятной окружающей обстановки - организация свободного места для игр и подбор игрушек - остаётся в подготовительной группе.

Консультация для педагогов и родителей «Ребёнок должен играть!»Консультация для педагогов и родителей «Ребёнок должен играть!» «Ребёнок должен играть!» Ведущая деятельность детей дома – компьютерные игры и просмотр телепередач, а вот игровая деятельность однообразна,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Консультация для педагогов и родителей «Руководство игровой деятельностью»
Опубликовано: 15 сентября 2017 в 08:37
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет занятия по рисованию филимоновской игрушки
В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева Тульской области на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. По местным преданиям,...
Многофункциональное дидактическое развивающее пособие «Цветок знаний» своими руками
Игра является лучшим методом обучения чему-либо. Играя, ребенок не задумывается над тем, что это учеба и от него чего-то хотят. Он просто совершает...
Дидактическая игра «Путешествие по Золотому кольцу»
Цель - познакомить детей старшего дошкольного возраста с городами Золотого кольца России и их достопримечательностями. Задачи: 1. Познакомить детей...
Проект «в гостях у Дымки» вторая младшая группа
Проект «в гостях у Дымки» ( 2 младшая группа) Актуальность: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами...
Образовательно-исследовательский проект «Город, в котором я живу. Оренбург»
Актуальность: У каждого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много...