Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Елена Козлова
Консультация для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. Чистая, правильная речь одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования.

Публикация «Консультация для педагогов „Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников“» размещена в разделах

Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:

- недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование не речевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания. В педагогической практике существуют трудности при обучении детей связной речи. Дети не могут сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, не могут одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними. Хорошо в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники.

Что же такое мнемотехника?

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьёва В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. - предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. - блоками-квадратами, Большёва Т. В. - коллажем, Ефименкова Л. Н. - схемой составления рассказа.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному.

Её можно разделить на три этапа.

I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов. Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

Работа по мнемотаблицам состоит из трёх частей:

I часть: Составление и рассматривание таблицы, разбор того, что на ней изображено.

II часть: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

III часть: После перекодирования осуществляется пересказ, с опорой на символы (образы).

С мнемотехникой можно начинать заниматься с раннего возраста, но рационально вводить ее в занятия с 4-5 лет, когда накоплен основной словарный запас.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: солнце – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая, ягодка – красная. И «прятать» персонажа в графическом изображении. Например: лиса – состоит из геометрических фигур (треугольника и круга). Количество квадратов не должно превышать девяти, т. к. большее число картинок хуже усваивается.

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

В мнемотаблице можно изображать практически всё - персонажей сказок, явления природы, некоторые действия, т. е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Символы должны быть максимально приближены к речевому материалу.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему на уже известное произведение. Потом учит запоминать стихотворение, по предложенной мнемотаблице. А по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы.

Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, тогда дети видят всех действующих лиц. То свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Описательный рассказ - это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

В практике можно использовать уже разработанные мнемотаблицы таких авторов как, Бондаренко Т. М., Большовой Т. В., Воробьевой В. К., Ткаченко Т. А. и др. Но не всегда готовые схемы устраивают по содержанию, поэтому их можно дополнять, уточнять, создавать свои и привлекать к этому творчеству детей. Мнемотехника многофункциональна, на основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Применять модельные схемы можно и на других занятиях.

Таким образом, используя прием мнемотехники в развитии связной речи у дошкольников, можно достичь следующих результатов:

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Для воспитателей использование мнемотехники открывает огромные возможности для творчества, как в образовательной деятельности, так и в совместной деятельности взрослого и ребёнка.

Публикации по теме:

Использование приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речиИспользование приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Развитие речи является одной из важнейших задач при подготовке детей к школе. Педагогическое воздействие при устранении речевых нарушений.

Использование метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников старшего возраста Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, события, явления.

Из опыта работы «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников»Из опыта работы «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников» Доброй вам части суток, уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом использования приемов мнемотехники в развитии речи детей старшего возраста.

Коллаж как один из приемов мнемотехники для развития связной речи старших дошкольниковКоллаж как один из приемов мнемотехники для развития связной речи старших дошкольников Мастер – класс для педагогов. Опыт работы показывает, что эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как.

Консультация для педагогов ДОУ: «Использование приёмов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики Консультация.

Консультация для педагогов «Использование приемов мнемотехники при развитии связной речи у детей дошкольного возраста» Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней, чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток, и восклицать: «О, как же ты красива».

Консультация для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей. Воспитатель Тарасова В. В. Тема "Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного.

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей «Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней чиста, нетороплива. И ты готов внимать ее поток и восклицать: «О, как же ты красива!».

Проект «Использование приемов мнемотехники по развитию связной речи» (вторая младшая группа) ПРОЕКТ «Использование приемов мнемотехники по развитию связной речи».(2 младшая группа №1) По доминирующей деятельности: речевой По количеству.

Использование мнемотехники в развитии связной речи младших дошкольников Сегодня я попытаюсь раскрыть понятия «Мнемотехника» и как мы применяем в работе эту технологию для развития связной речи детей. Слайд Мнемотехника.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
Опубликовано: 16 апреля 2019 в 18:33
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД