МАРИНА АРАБАДЖИ
Консультация для педагогов «Использование Су-Джок терапии в речевом развитии детей с расстройствами аутистического спектра»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование Су-Джок терапии в речевом развитии детей с РАС (расстройством аутистического спектра).
Аутизм (расстройство аутистического спектра) – вариант психофизического дизонтогенеза (асинхронии, проявляющийся дисгармоничным психическим развитием, при котором наблюдается сочетание опережающего развития одних психических функций и свойств и отставание развития других. Детский аутизм характеризуется нарушением коммуникативного поведения преимущественно на уровне социальной перцепции и своеобразными задержками речевого развития. Аутизм – погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью; утратой интереса к реальности.
Публикация «Консультация для педагогов „Использование Су-Джок терапии в речевом развитии детей с расстройствами аутистического спектра“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
Английский психиатр Лорна Винг писала: «В каждом ребёнке с аутизмом нужно видеть индивидуальность» [1, с. 4]. В. Е. Коган рассматривает основные симптомы проявления аутизма у детей :
1. Аутистическое одиночество – неспособность устанавливать тёплые эмоциональные отношения с людьми, им не нравится, когда их берут на руки или обнимают. Одинаково ведут себя с людьми и неодушевлёнными предметами, не тревожатся при разлуке. Отсутствие глазного контакта.
2. Стереотипное поведение с элементами одержимости - стереотипное и ритуальное поведение, настаивание на сохранении всего в неизмененном виде и сопротивление переменам. Предпочитают есть одну и ту же пищу, носить одну и ту же одежду.
3. Своеобразные нарушения речи – речь часто развивается с задержкой или не возникает вообще. Иногда она нормально развивается до 2-летнего возраста, затем частично исчезает. Некоторые дети производят шум (щелчки, звуки, хрипы, бессмысленные слоги) в стереотипной манере при отсутствии желания общения. Немедленные и отсроченные эхолалии или стереотипные фразы вне контекста. Неправильно используют местоимения. О себе – во втором или в третьм лице или по имени, не используют первого лица.
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильней у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли. В настоящее время нетрадиционные формы и средства коррекционной работы привлекают всё большее внимание. Су-Джок терапия–одна из нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в логопедии. Великий немецкий философ Иммануил Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом.
Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, Су-Джок терапия считается одной из лучших систем самооздоровления. Данный вид терапии разработан южно-корейским профессором Пак Чже Ву в 80-х годах XX века. Су-Джок терапия - это метод коррекции с использованием кистей и стоп, на которых располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела — это пульты дистанционного управления здоровьем человека. [3,c1] В переводе с корейского Су – кисть, Джок – стопа. Большой палец – это голова, мизинец и указательные пальцы - это кисти, а средний и безымянный – это стопы. «Су Джок» терапия – это уникальный, эффективный и совершенно безопасный метод лечения.
Воздействуя на биологически активные точки по системе Су-Джок преследуются следующие задачи:
- стимулировать речевые зоны коры головного мозга, способствовать установлению межполушарных связей;
- совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание;
- нормализовать мышечный тонус, развивать координацию движений и мелкой моторики;
- содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности;
- использовать элементы Су-Джок терапии в различных видах деятельности;
- повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей с РАС;
- познакомить детей с массажными шариками Су-Джок;
- сформировать умение выполнять инструкции и ориентироваться;
- автоматизация звуков;
- развитие грамматического строя речи;
- активизация и обогащение словарного запаса.
Су Джок шарик - маленький и компактный массажер, который удобно носить с собой. Состоит из двух развинчивающихся полусфер, внутри находятся две специальные пружины, предназначенные для массажа пальцев. С помощью шаров – «ёжиков» массируются пальцы и ладошки ребёнка, что оказывает благотворное влияние на весь организм, на развитие мелкой моторики, тем самым, способствуя развитию речи, установлению коммуникативного взаимодействия. В каждом шарике есть «волшебное» колечко. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.
Для стимулирования активных точек используются пальчиковые упражнения как шариком Су-Джок, так и с эластичным кольцом. Движения могут быть различными - круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т. д. Каждое упражнение сопровождается проговариванием стихотворения пальчиковой гимнастики, потешкой и т. д. Кроме этого, педагогами может использоваться стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук, при помощи различных приспособлений – массажных мячиков с шипами, колючих валиков и ковриков, массажных варежек, элементов аппликатора Кузнецова, грецких орехов, ракушек, камешков, плодов каштана, различных круп, семян и т. д.
Важно знать, что «Су-Джок» : не имеет вредных и побочных действий; не имеет противопоказаний; понятна каждому; всегда вызывает улыбку уже на первых минутах использования.
Пути реализации:
-Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр, упражнений).
-Работа с воспитателями и тьюторами по знакомству с шариками Су–Джок, приёмами работы по их использованию.
-Работа с детьми (организация деятельности на индивидуальных занятиях, в игре, в режимных моментах).
-Работа с родителями (консультация, практикум по использованию элементов Су–Джок терапии).
Су - Джок терапия – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления.
Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
Универсальность - Су-Джок массажёр могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков, которые свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.
Таким образом, Су-Джок терапия – это метод самооздоровления путем воздействия специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком. Следовательно, использование Су-Джок терапии у детей с РАС, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедической деятельности в условиях детского сада, а также оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.
Литература
1. Горбунова И. В., Иваненко И. В. Су-Джок массажёры в логопедической работе.
2. Коган В. Е. Аутята. Родителям об аутизме, С-Пб. ; Питер, 2015, 180с.
3. Пак Чже Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии : Серия книг по Су Джок терапии/ Чже Ву Пак – Су Джок Академия, 2009.
4. Янушко Е. А. Игры с аутичным ребёнком. М. :Теревинф, 2004. 136с.