Снежана Мешкова
Консультация для педагогов: «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях.
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни были и остаются первостепенной задачей детского сада, т. к. от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.
Публикация «Консультация для педагогов: „Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Мы знаем, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание; ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Таким образом, музыка – это одно из средств физического и психического развития детей.
Педагоги, в том числе и музыкальные руководители, решают задачи психофизического развития ребенка, используя в пед. процессе здоровьесберегающие технологии в игровой форме, ведь привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья.
Например, слушание музыки и разучивание текстов песен мы перемежаем с игровым массажем или пальчиковой игрой. Перед пением песен - занимаемся дыхательной, артикуляционной гимнастикой. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией. Проведение здоровьесберегающих упражнений и игр занимает совсем немного времени - 1-2 минуты. Но это приносит детям огромное удовольствие, а самое главное - пользу для здоровья и их эмоционального благополучия.
Все музыкальное занятие с использованием здоровье-сберегающих технологий, я разделила, приблизительно, на несколько частей: вводная ходьба, песенка-распевка с элементами самомассажа или логоритмическое упражнение, активное слушание музыки, дыхательная гимнастика и артикуляционное упражнение, пение, пляски, музыкальные игры и хороводы, элементарное музицирование.
Конечно же, нужно сказать о необходимости влажной уборки и проветривания помещения перед занятием, а также (как видно из структуры занятия) смене деятельности.
Предлагаю рассмотреть каждую часть подробнее, с точки зрения здоровьесберегающих технологий.
Занятие я начинаю с различных видов ходьбы, что необходимо для регуляции мышечного тонуса, благодаря чему дети лучше владеют своим телом, их движения становятся более точными и ловкими.
Затем – песенка-распевка, она поднимает настроение, задает позитивный тон восприятию окружающего мира, подготавливают голос к пению. Самомассаж воздействует на весь организм и полезен как здоровому, так и ослабленному организму; так же способствует развитию положительных эмоций.
Использование логоритмических упражнений и пальчиковых игр, стимулирует действие речевых зон головного мозга, совершенствует внимание и память, формирует ассоциативно-образное мышление, подготавливает руку к письму.
Также я использую артикуляционную гимнастику, она необходима для развития мышц речевого аппарата, увеличения объема слуховой и музыкальной памяти, внимания, совершенствования дикции, чувство ритма.
Дыхательная гимнастика оказывает лечебное воздействие на весь организм ребенка, т. к. влияет на обменные процессы в кровоснабжении, улучшает дренажную функцию легких, носовое дыхание, так же корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагменное дыхание, его продолжительность и силу, правильное распределение выдоха.
Пение развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляет голосовой аппарат ребенка. Процесс развития певческих способностей детей направлен не только на формирование художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
Неотъемлемой частью занятия я считаю подвижные игры, хороводы, которые тренируют координацию движения и слова, память, внимание, мышление, быстроту реакции на смену движений.
Использование музицирования на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы.
В заключение хочется сказать, что забота о здоровье детей – важнейшая задача всего общества, а музыкальное развитие занимает важное место в аспекте физического, интеллектуального и социального развития ребенка.