Настя Сидачева
Консультация для педагогов «Конфликты с родителями воспитанников. Рекомендации по их разрешению и профилактике»
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы знаем, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Поэтому, наша основная задача сделать так, чтобы родители стали нашими активными помощниками и единомышленниками.
Воспитатель - это работник дошкольного учреждения, который не только непосредственно отвечает за жизнь и здоровье доверенных ему детей, но и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой детского сада.
Публикация «Консультация для педагогов „Конфликты с родителями воспитанников, Рекомендации по их разрешению и профилактике“» размещена в разделах
Родитель - это «заказчик», который приводит своего ребенка в детский сад и хочет, чтобы в нем для его любимого (а, зачастую, и единственного ребенка) были созданы самые благоприятные условия. У родителя ребенок один (два, три). У воспитателя — в среднем от 20 до 25. И это тоже нужно учитывать, потому что количество персонального внимания на каждого ребенка обратно пропорционально количеству детей. И он также заинтересован в том, чтобы обеспечить детям благоприятные условия, не забывая про свои образовательно-воспитательные обязанности.
Современная жизнь, к сожалению, богата на конфликты. Конфликт является нормой общественной жизни.
Слово «конфликт» - означает столкновение, борьба, несогласие, враждебность, оппозиция и др.
Вместе с тем, психологи подчёркивают необходимость создания механизмов психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог - родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя крайне важно.
Конфликтная ситуация с участием воспитателя и родителя.
Причины: Разногласия по поводу психологических особенностей ребенка, неадекватного поведения ребенка в группе. Причиной конфликта может стать различие в целях, недостаточная информированность сторон о событии (родитель получил информацию от ребенка, воспитатель был сам свидетелем происшествия, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения родителей и т. д.
Выделим частные непонимания и недовольства конфликтных ситуаций :
Со стороны родителей это :
• с ребенком мало занимаются в саду;
• не создают должных условий для укрепления его здоровья;
• не могут найти подход к ребенку;
• используют непедагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания);
• плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сменили трусики, не переодели грязную футболку);
• ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;
• ограничивают свободу ребенка;
• часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;
• не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях, ударили, поцарапали).
У воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям :
• неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;
• забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополнительные занятия;
• забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;
• приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика) ;
• поздно забирают детей;
• плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход) ;
• предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.
Любой из перечисленных конфликтов может выполнять две функции: негативные и позитивные.
Отрицательные стороны конфликта :
• разрушает здоровье;
• вызывает стресс, психотравмы;
• разрушает межличностные отношения, семьи, личности;
• формируется отрицательная установка, отрицательный жизненный сценарий.
Положительные стороны конфликта :
• дает возможность сформулировать и осознать проблему, выявить трудности;
• найти новые пути решения;
• учит формам общения, умению налаживать отношения;
• оказывает содействие личностному, профессиональному росту и развивает волевую саморегуляцию;
• развивает познавательные черты ума, скорость реакции, принятие решений.
Психологические рекомендации в предконфликтной и конфликтной ситуации.
• Решать спорный вопрос в настоящем времени, не упоминая прошлые обиды, конфликты.
• Адекватно воспринимать, сознавать суть конфликта с точки зрения психологических механизмов - интересов, нужд, целей и задач сторон.
• Чаще задавать вопрос: «Правильно ли я Вас понял (поняла?», это поможет избежать умственных барьеров.
• Быть открытым в общении, доброжелательным и стремиться к созданию климата взаимного доверия.
• Попробовать понять позицию оппонента «изнутри», поставив себя на его место.
• Не говорить обидных, унижающих достоинство личности слов, не употреблять неутешительных эпитетов. Резкость вызывает резкость.
• Уметь аргументированно высказать свои намерения в случае неудовлетворения требований.
• Быть готовым преодолеть самолюбие, амбиции, признать собственную неправоту в тех или других вопросах и позициях. В конфликте всегда виноваты обе стороны, но на примирение идет тот, кто нравственнее, мудрее, сильнее духом.
Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций
Конкуренция (соревнование) предлагает сосредоточение внимания только на своих интересах. Полное игнорирование интересов партнера
Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера
Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
П О М Н И Т Е!
Если Вы потратите время на анализ своего поведения, то Вы подготовите себя к тому, что будете гораздо успешнее действовать в следующем конфликте. Конфликты неизбежны, поэтому Вам еще не раз представится возможность применить полученные знания и опыт. Учитесь на неудачном опыте разрешения конфликтов, экспериментируя и применяя свои способности социального интеллекта. Это лучшая школа, которую только можно придумать.
Краткий курс доброжелательных отношений
Шесть важных слов: «Я признаю, что допустил эту ошибку».
Пять важных слов: «Вы сделали это просто чудесно».
Четыре важных слова: «А как Вы считаете?»
Три важных слова: «Вы посоветуйте, пожалуйста».
Два важных слова: «Искренне благодарю».
Важнейшее слово: «Мы».
Существует формула мудрого поведения в конфликте. (ОПРСТ)
О - открытость ума.
П - положительное отношение.
Р - рациональное мышление.
С - сотрудничество.
Т - терпимость к людям.