Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Метод фокальных объектов»

Мария Черемушкина
Консультация для педагогов «Метод фокальных объектов»

Вашему вниманию предлагается консультация на тему

«Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ».

Метод фокальных объектов

Публикация «Консультация для педагогов „Метод фокальных объектов“» размещена в разделах

2 слайд. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)- это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Автор ТРИЗ - Альтшуллер Генрих Саулович- изобретатель, писатель- фантаст. .В детский сад ТРИЗ пришел в 1987 год. В настоящее время приемы и методы ТРИЗА с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления.

3слайд. После Генриха Сауловича Альтшуллера данной теорией продолжают заниматься и внедрять ее в детские сады такие авторы как: Гин Светлана Ивановна, Анатолий Александрович Гин, Сидорчук Татьяна Александровна, Лелюх Светлана Викторовна.

4 слайд. На основе ТРИЗ была создана парциальная программа «Умка» автор которой является Курбатова Людмила Михайловна, кандидат психологических наук.

5 слайд. Основные методы ТРИЗ

1. Метод мозгового штурма

2. Метод каталога

3. Метод фокальных объектов

4. Метод системный анализ

5. Метод морфологического анализа

6. Метод золотой рыбки

7. Моделирование маленькими человечками

8. Мышление по аналогии

9. Типовые приемы фантазирования

Подробнее мы остановимся на методе фокальных объектов.

6 слайд. Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств, других, случайно выбранных объектов.

МФО впервые был предложен в 1926 году немецким профессором Ф. Кунце, а в 50-ые годы ХХ века усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом, где впервые был использован термин «фокальные объекты».

Название «Фокальный объект» для предмета обновления происходит от того, какой объект попадает в фокус нашего внимания.

7 слайд Цели работы с МФО.

1. Придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая привычный реальный объект.

2. Познакомить детей с чем-то новым или закрепить ранее полученные знания, рассматривая предмет с необычной стороны.

3. Составить рассказ, сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения (полностью или частично.

4. Проанализировать художественное произведение или картину

5. Разработать новый вид программы, занятия, прогулки, подвижной игры и т. д., выбрав из найденных словосочетаний то, которое больше нравится или подходит по цели.

Педагогу рекомендуется фиксировать (быстро записывать) признаки и свойства объектов, называемые детьми. Изображения объектов, находящихся в фокусе не показываются. Педагог демонстрирует уверенность в том, что объект с необычным признаком может существовать в реальной жизни; эмоционально реагирует на парадоксальные сочетания (изображает удивление, восторг и т. п.) цвет- в значении «белый-черный»; такие определения, как «красивый-некрасивый. При обсуждении педагог исключает типичные признаки объектов (размер- в значении «большой-маленький»; форма - в значении «круглый-квадратный). Дети старшего возраста могут использовать свойства объектов. По итогам обсуждения организуется продуктивная деятельность

8 слайд. Задачи МФО. Метод фокальных объектов используется в целях развития у детей дошкольного возраста (3-7 лет) воображения, речи, фантазии. Для этого созданы различные игры: от простых, где нужно постараться объединить свойства разных объектов и нарисовать что получилось, до более сложных игр – нужно не просто придумать новое животное и назвать его, но и описать где оно живёт, что ест, кто у него родители и т. д.

9 слайд. Рекомендации по применению метода фокальных объектов (МФО). Лучше использовать случайные слова из разных областей: техника, поэзия, фантастика, явления природы, живые объекты и др. Слова не должны относиться к той же области, что и сам фокальный объект. При выборе свойств надо избегать банальных определений, таких слов как: красивый, жёлтый, треугольный, тяжелый, надежный и т. д. Они подходят почти к любому объекту поэтому, высока вероятность того, что при ассоциировании с фокальным объектом они не дадут интересного сочетания. Например, если фокальный объект - будильник, то надо выписать ВСЕ варианты - голодный будильник, покосившийся будильник и т. д. и рассматривать любые ассоциации, которые возникнут. При генерации новых идей на основе полученных словосочетаний важно развивать цепочки ассоциаций, давать несколько вариантов ответов на вопросы: "Что ЭТО может быть?", "Где ЭТО можно использовать?". Вопрос "Кому ЭТО надо?" При отборе наиболее эффективных решений обычно используют экспертов.

10 слайд. Правила работы МФО с детьми дошкольного возраста.

1. Рассматривая или изменяя какой-либо объект, произвольно выбираем любой другой предмет (или 2-3, не имеющих отношения к изменяемому объекту.

2. Выбранным объектом могут быть : любое слово из любой книги; карточки с картинками; игрушки или яркие предметы.

3. Объект (объекты) найден. Предлагаем описать его, подбирая 5-10 определений

4. Подобранные определения подставляем к слову в фокусе, рассматривая полученные все словосочетания, а можно взять самое интересное.

5. После того как нужное (или интересное) словосочетание найдено, необходимо объекту в «фокусе» придать новые качества, «ввести» в него те элементы, которые ему не свойственны.

11 слайд. Тема занятия по развитию речи: «Пересказ по картинкам и инсценировка русской народной сказки «Курочка Ряба». Дети по картинкам рассказывают сюжет сказки, затем выбирают персонажей и разыгрывают сказку в ролях. Обговаривают качества курочки рябы. Какая она, кому нужна, чем полезна. Затем детям предлагается улучшить качества курочки рябы. Курочка ряба – фокальный объект.

12 слайд. Предложено, назвать три любых предмета на букву К. Например: кукла, кузнечик, куртка или кошка, катер, кенгуру. Выделили по три свойства случайных объектов.

В первой группе слов:

Кукла – с большими глазами, умеет разговаривать, с длинными волосами, с ней можно играть ;

кузнечик – шустрый, высоко прыгает, любит травку,

куртка- теплая, с карманами, меховая.

13 слайд. Выбрали наиболее интересные варианты и создали новую курочку Рябу.

Новая курочка Ряба имеет большие глаза, благодаря им хорошо видит и умеет разговаривать. Увидев мышку, попросила не приближаться к золотому яичку. В место хохолка у курочки длинные волосы, которые дедушка и бабушка расчесывают. Курочка умеет высоко прыгать, любит зеленую травку. А еще у курочки рябы есть карманы, она туда складывает золотые яйца, чтобы помогать деду с бабой в трудную минуту. Когда она прыгает, то несет золотые яйца, а когда поест зеленой травку, курочка несет простые яйца для еды деду с бабой.

14 слайд. Новые сочетания во 2 группе слов

Кошка – ласковая, мурлыкающая, ловит мышей

Катер – тяжелый, быстрый, плавает по воде

Кенгуру - прыгает, имеет большой хвост, кушает траву.

15 слайд. Новая курочка Ряба ласковая, любит мурлыкать, но очень тяжелая и имеет большой хвост, благодаря которому умет ловко ловит мышей и хорошо плавать. Ряба поймала мышку, которая мешает жить деду и бабе, разбивает их золотые яйца и пошла плавать по воде. Поела зеленую травку и снесла простые яйца для деда и бабы.

16 слайд. Достоинства

Универсальность, простота освоения и неограниченные возможности поиска новых подходов к проблеме, нешаблонность выдвигаемых идей.

Недостатки

Невозможно применять при решении сложных задач, отсутствуют системные правила отбора и критерии оценки получаемых идей.

Вывод

Метод отличается простотой и большими (неограниченными) возможностями поиска новых точек зрения на решаемую проблему. В методе используется ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении мастер-класса для педагогов «Радость общения с книгой. Метод «Сторисек»Фотоотчет о проведении мастер-класса для педагогов «Радость общения с книгой. Метод «Сторисек» Цель : Познакомить педагогов с методом " Сторисек ", как способом развития интереса к чтению художественной литературы. Задачи: - передать.

Фотоотчёт о мастер-классе для педагогов «Метод моделирования в проектной деятельности»Фотоотчёт о мастер-классе для педагогов «Метод моделирования в проектной деятельности» Фотоотчёт о мастер-классе для педагогов «Метод моделирования в проектной деятельности» На недавно прошедшем в нашем МАДОУ «Золотая рыбка».

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для педагогов «Метод экспериментирования в детском саду»Консультация для педагогов «Метод экспериментирования в детском саду» Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

Консультация для родителей «Игнорирование как метод наказания ребёнка»Консультация для родителей «Игнорирование как метод наказания ребёнка» Многие родители в своих методах воспитания выступают против насилия и грубых мер. И это правильно. Но за основу наказания они выбирают метод.

Консультация для родителей «Метод рефлексотерапии для повышения сопротивляемости организма»Консультация для родителей «Метод рефлексотерапии для повышения сопротивляемости организма» Цель: ознакомление родителей с нетрадиционной методикой укрепления здоровья детей. Задачи: • расширить представление родителей по оздоровлению.

Консультация для родителей «Метод «Шичида» и игры на развитие фотографической памяти» В Японии открыто множество школ, в которых практикуют метод Шичиды. В России таких центров нет. Поэтому родителям приходится самостоятельно.

Мастер-класс для педагогов «Инновационные технологии. Игровая технология — кейс-метод» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Свое выступление, я хотела бы начать словами известного драматурга и философа Бернарда Шоу «Если у вас.

Технологическая карта урока информатики в 4 классе «Общие свойства и отличительные признаки группы объектов» Технологическая карта урока информатики Учитель: Антинг Валентина Германовна Класс: 4 Б Тема. Общие свойства и отличительные признаки группы.

Консультация для педагогов по оздоровлению младших дошкольников в ДОУ «Рижский метод закаливания» Консультация для педагогов по оздоравлению младших дошкольников в ДОУ. Все мы знаем, что с помощью такой простой процедуры, как закаливание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Метод фокальных объектов»
Опубликовано: 9 декабря 2022 в 06:52
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД