Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Музыка как средство патриотического воспитания дошкольников»

Лариса Сидоренко
Консультация для педагогов «Музыка как средство патриотического воспитания дошкольников»

«Музыка, как средство патриотического воспитания дошкольников»

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,

фантазии, творчеству- это источник любви к Родине.

Понимание и чувство величия, могущества Родины

приходит к человеку постепенно и имеет

своими истоками красоту»

В. А. Сухомлинский

В основном законе нашей страны – Конституции – сказано, что мы, народ Российской Федерации, принимаем Конституцию Российской Федерации:

Публикация «Консультация для педагогов „Музыка как средство патриотического воспитания дошкольников“» размещена в разделах

– чтя память предков, передавшим нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость;

– исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать.

Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история. Чувство любви к Родине это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, красоте, истине.

Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д. С. Лихачев.)

«Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни» - говорил замечательный актер Е. Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников.

Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма. Музыка является эффективным средством разностороннего развития детей. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребёнка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. Сила воздействия на ребёнка музыкальных произведений возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, необходимо добиваться, чтобы дети были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и в самостоятельной деятельности.

Российский культуролог и искусствовед Д. С. Лихачё в говорил: «Любовь к родному краю, к родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Важно научить ребёнка любить свою семью, родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, ее государственными символами, которые являются частью истории и культуры страны. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека. Люди с момента рождения естественно и незаметно привыкают к окружающей их природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик. Наряду с традиционными музыкальными произведениями детям необходимо давать более глубокие знания о русских традициях. Ведь именно ознакомление с произведениями народного творчества пробуждает в детях первые яркие образные представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотизма, приобщает к миру прекрасного. Музыка, литература, изобразительная деятельность – это те виды искусства, которые наиболее близки и понятны детям дошкольного возраста. Они включают в себя фольклор, сказки, игры, танцы, хороводы и т. д. В связи с этим необходимо использовать различные формы и методы работы с детьми: праздники и развлечения, музыкальные занятия, комплексные занятия, в основе которых лежат литературные, музыкальные и художественные произведения отечественных авторов и произведения устного народного творчества.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери, ведь для ребенка-дошкольника Родина - это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями.

С раннего возраста на музыкальных занятиях в детском саду нужно учить детей слушать музыку, разучивать песни о маме, бабушке. Нет ни одной песни про маму, где бы не звучала ласковая, нежная, добрая мелодия, передающая нежность и любовь к единственной на свете мамочке. Проводить такие мероприятия, как «День Матери», «8 Марта», «23 февраля». Они способствуют развитию у дошкольников чувства гордости за своих родителей и воспитывают уважительное отношение к их труду.

Театр – синтез всех искусств, и активное его использование помогает ребенку ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к тому уголку Родины, в котором он живет. В театрализованных постановках, в спектаклях по русским народным сказкам и произведениям отечественной литературы, дети очень ярко и эмоционально выражают свое доброжелательное отношение к окружающему миру.

Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключены в народной музыке. Поэтому с музыкальным фольклором необходимо знакомить детей в организованной образовательной деятельности, в повседневной жизни, при участии в праздниках. С его помощью ненавязчиво, в веселой игровой форме дети познают обычаи и быт русского народа, труд, жизнелюбие, чувство юмора. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги. Все народные песни и мелодии обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Органично вплетенные в жизнь детей забавные частушки, загадки и потешки вызывают у детей интерес к творчеству России, желание продолжать знакомство с ним. Использование народных инструментов помогает ярче выразить характер и настроение русской музыки.

К сожалению, не все дети могут посещать музеи, выставки, праздники, увидеть богатство народной культуры, традиций, праздников. И тут на помощь приходят современные технологии - показ созданных презентаций, видеофильмов. С их помощью дети знакомятся с народными праздниками, традициями и обычаями русского народа.

Использование мультимедийных презентаций позволяет детям познакомиться с песнями, стихотворениями, написанными в годы Великой Отечественной войны. Это вызывает эмоционально-положительный отклик в детских душах и интерес. А с каким удовольствием дети исполняют эти песни!

Также накануне Дня Победы, Дня Защитника Отечества следует разучивать стихотворения и песни, посвященные этому празднику. Ведь именно праздники – самый благодатный способ нахождения эмоционального отклика детей.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы.

Встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.

Отрадно знать, что тот огонек творчества, который можно зажечь в детских

сердцах, не угасает, а продолжает гореть, творить новое!

Педагоги должны стремиться к тому, чтобы сделать жизнь своих воспитанников содержательной и интересной, наполнить ее яркими впечатлениями, радостью творчества, чтобы музыка стала для них частью души!

Всем нам очень хочется заглянуть в будущее, чтобы увидеть наших детей счастливыми, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова:

«Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»

Публикации по теме:

Дидактическая игра- как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯслайд 2 «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу,.

Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника»Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника» Игра-один из тех видов детской деятельности,которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,обучения их различным действиям.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Опыт работы «Музыка как средство патриотического воспитания» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Дидактическая игра как средство патриотического воспитанияДидактическая игра как средство патриотического воспитания ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА- КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной.

Тематическое направление «Проектная и исследовательская деятельность как средство патриотического воспитания» Доклад: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомления с историей, культурой и традициями родного края» «Патриотизм,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Музыка как средство патриотического воспитания дошкольников»
Опубликовано: 14 февраля 2021 в 21:34
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД