Млада Сидорова
Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей«
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов с презентацией «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей»
Слайд 1
Одним из главных направлений работы музыкального руководителя является развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста.
Публикация «Консультация для педагогов „Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей„» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Ритмическая гимнастика
- Темочки
Слайд 2
Музыкально-ритмические движения служат делу познания ребёнком окружающей действительности и, в то же время, - являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкальных произведений.
Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления детей. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение.
Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект. Танец приучает детей к нормам культурного общения.
В процессе обучения дошкольников музыкально - ритмическим движениям решается такая важная задача, как укрепление здоровья детей. Музыкально – ритмическая деятельность способствует оптимизации роста и развития опорно – двигательного аппарата, формированию правильной осанки, развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной систем организма, созданию необходимого двигательного режима, положительного психологического настроя.
Занятия музыкально-ритмической деятельностью, помогают развивать воображение, активное творческое мышление, способность рассматривать явления жизни с различных позиций.
Музыкально-ритмические движения помогают ребенку научится владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движением других детей, учат пространственной ориентировке укрепляют основные виды движений, способствуют освоению танцевальных движений.
Музыкально-ритмические движения способствуют развитию музыкального слуха, ритма, речи, интеллекта, мышления, памяти.
Как же вызвать у детей потребность в движении. Движение и игра – важнейшие компоненты жизнедеятельности детей дошкольного возраста, они всегда готовы двигаться и играть – это ведущий мотив их существования, а для того чтобы дети могли в движении передавать характер музыки, их необходимо обучить определенным двигательным умениям и ритмическим навыкам, которые они и получают в музыкальной организованной детской деятельности.
Слайд 3
Таким образом музыкально-ритмические упражнения помогают решать следующие образовательные задачи:
- Формирование двигательных умений и навыков;
- Развитие психофизических качеств – быстроты, гибкости, выносливости, силы, ловкости, ориентации в пространстве и т. д.
- Развитие двигательных способностей – координации движений, функции равновесия.
Слайд 4 – этапы обучения двигательному действию:
1. Ознакомление, первоначальное разучивание движения;
2. Углублённое, детализированное разучивание, формирование двигательного умения;
3. Формирование двигательного навыка, формирование двигательного мастерства.
Слайд 5 – основные принципы обучения:
- Наглядность: показ движения, подражание, имитация, образный рассказ;
- Доступность: движение от простого к сложному, от известного к неизвестному;
- Системность: регулярность, увеличение количества упражнений и нагрузки, усложнение техники выполнения.
Слайд 6 – виды музыкально-ритмических движений:
1. упражнения (подготовительные и образные);
2. пляски (с фиксированными движениями и импровизации);
3. игры (несюжетные и сюжетные)
Слайд 7
Задачи музыкально-ритмичсекой деятельности:
- Формирование навыка точно воспроизводить ритмический рисунок;
- Развитие ловкости, координации движений, гибности и пластичности;
- Воспитание выносливости;
- Развитие умения ориентироваться в пространстве;
- Формирование правильной осанки;
- Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
Слайд 8
Этапы работы над движениями:
1. Использование в работе с детьми музыкально-ритмических композиций, опираясь на способность детей к подражанию;
2. Развитие умения у детей самостоятельно использовать ранее выученные упражнения, отдельные движения и композиции в целом;
3. Подведение детей к творческой интерпретации музыкального произведения, развитие способности к самовыражению в движении под музыку, формирование умения самостоятельно подбирать и комбинировать знакомые движения и придумывать собственные, оригинальные.
Слайд 9
При обучении детей музыкально-ритмическим движениям используются различные методы:
— наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки муз. руководителем, подчёркивание сильной доли и т. д) Если музыка нравится, у ребят возникает желание двигаться, им трудно усидеть на месте. Им легче передать свое понимание музыки не словом, а посредством движений
— наглядно-двигательный метод (показ игр, плясок, отдельных ритмических упражнений); Иногда движение всей группе показывают 1-2 успевающих Для развития внимания и умения анализировать - «сравнительный показ» (правильный и неправильный показ).
Очень эффективно использование наглядных пособий: иллюстраций, музыкально -дидактических игр, атрибутов;
Зеркальность показа!
— словесный метод (указания, пояснения в ходе выполнения движений);
Словесные объяснения должны быть кратки, точны, образны и конкретны. Наряду с этим используются словесные обозначения движений: «ладушки», «пружинка», тарелочки», «лодочка», «моталочка», «расческа»,
«цветок раскрывается-закрывается», «ковырялочка»
- практический – многократная отработка движения
— игровой метод (если задания преподносят детям в интересной игровой форме, и к этому добавляется музыкальное сопровождение – то это благоприятно влияет на эмоциональный мир ребёнка. Движение и игра – это ведущий мотив существования детей, поэтому используем слова: «Мы сейчас будем играть…», «Мы сейчас превратимся…», «Мы сейчас отправимся в путешествие…» и т. п. В других случаях мы поддерживаем интерес у детей, постепенно внося в задание занимательные элементы, будим воображение, фантазию.
Слайд 10
Используемые приемы:
Имитация
«Рисуем цветочек» - добиться вытягивания носка у ребенка сложно. Как только начинаешь с ним играть в карандашик, который рисует цветочек, то дети проявляют свое воображение. А если еще и подбадривать детей словами отточенный, новенький, остренький, положительный результат не заставит себя ждать. Как только был найден образ карандашика, отточенного – всё! – ни о каком согнутом колене уже не было и речи!
«Нос Буратино»
Поощрение
Выставление ноги на каблук – «ах, какие красивые ножки!»
Подражание
Дети с удовольствием инсценируют сюжеты песен, игр, перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия (петушок, самолет и т. д.)
Художественное слово
Что за странные пружинки
Упираются в ботинки?
Ты коленочки сгибай,
На пружинки нажимай,
Крепче, крепче нажимай,
Нет пружинок – отдыхай!
Руки не напряжены,
Ноги не напряжены
И рассла-абле-ны.
Исполнение ритмического рисунка
Выложить ритмический рисунок на фланелеграфе, прохлопать, протопать, проиграть на муз. инструменте, пройти его шагами; прохлопать в кругу по очереди;
Схемы танца, разметка – используются для более успешного (быстрого) запоминания танцевально-двигательных композиций
Образно-игровые приёмы
Ходьба с носка - упражнение «Ледяное царство»: «Мы попали с вами в царство, где все из стекла — стены, потолок, пол. В глубине зала, где мы находимся, — дверь, за которой спит заколдованная злой феей такая же маленькая девочка (мальчик, как и вы. Если мы сумеем пройти так, как я вам сейчас покажу, чтобы стеклянный пол не разбился, то двери откроются, и девочка проснется. Мы возьмем ее к себе, и она будет играться и веселиться вместе с нами».
Осанка – «Спинки завязали на бантики, ленты, веревочки»
Упражнение «Строим домик» - выстраиваем осанку от ног (фундамента) до «крыши» - макушки
Атрибуты, музыкальные инструменты, игрушки
Помогают созданию образа и атрибуты в руках детей (ленточка, листочки, султанчики говорит о легкости, плавности музыки и движения, цветок, шарик, снежинка, сердечко – об их нежности, изяществе, флажки – о бодрости, активности).
Слайд 11 Виды музыкально – ритмических движений:
1. Физические упражнения: основные движения (ходьба, бег, поскоки, общеразвивающие (без предметов и с предметами) и строевые упражнения (построения, перестроения и передвижения).
2. Элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев, которые составляют основу современных детских композиций.
3. Сюжетно – образные движения включают имитацию повадок животных и птиц, передвижения разнообразного транспорта, действий, характерных для каких – либо профессий.
4. Логоритмика – одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи движения, музыки и слова. Она включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы и т. д.
5. Психогимнастические упражнения (на внимание, память, расслабление или активизацию и т. д).
6. Нейрогимнастика (видео примеры)
7. Мультзарядка (видео примеры)