Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Наблюдения в ближайшем природном окружении»

Ольга Андреева
Консультация для педагогов «Наблюдения в ближайшем природном окружении»
▼ Скачать + Заказать документы

Наблюдения в ближайшем природном окружении

Психологами доказано, что дети дошкольного возраста обладают наглядно-действенным и наглядно - образным мышлением. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на наглядных и практических методах. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно - научного и экологического образования. В работе с дошкольниками старшего возраста необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений в ближайшем природном окружении.

Сущность метода наблюдений

Публикация «Консультация для педагогов „Наблюдения в ближайшем природном окружении“» размещена в разделах

Наблюдение — специально организованное педагогом целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы, метод чувственного познания природы. Его сущность заключается в изучении природных объектов через различные формы восприятия — зрительного, слухового, кинестетического, обонятельного, тактильного и др.

Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривал наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого развивается мыслительная деятельность. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывал с содержанием. С одной стороны, наблюдение выступает источником знаний, а с другой — требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдения.

Осмысленное восприятие предметов зарождается рано, но небольшие опыт и знания маленького ребенка не позволяют ему видеть существенные признаки предметов и явлений.

Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдательности, должен обеспечить систематизацию знаний, а также становление более осознанного отношения наблюдателя и наблюдаемого.

Целью наблюдений может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных, сезонных явлений. Для успешного достижения поставленных целей воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнить объекты между собой, установить связи между отдельными объектами природы. Включение разнообразных органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя, чтобы полученные знания усвоились. Поскольку наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, педагог регулирует его по времени, объему и содержанию.

Требования к проведению наблюдений

Пространственная организация наблюдений. Любой объект должен быть максимально доступен каждому ребенку. Непосредственный контакт с ним (если это возможно) выступает оптимальным условием проведения наблюдения. Ребенок должен самостоятельно получить всю сенсорную информацию об объекте, увидеть, услышать издаваемые им звуки, почувствовать запахи, которые от него исходят, потрогать, взять в руки, чтобы ощутить характер поверхности, форму, цвет, тяжесть, температуру.

Поэтому в каждом случае необходимо продумать количество

детей, одновременно участвующих в наблюдении, и их расположение относительно объекта, обеспечивающее непосредственный контакт с предметом, а также использование раздаточного материала: семян, овощей, фруктов и др. Процесс наблюдения должен включать совместную партнерскую деятельность взрослых с детьми и свободную самостоятельную деятельность дошкольники и.

Временные параметры наблюдений. Рассматривание и восприятие любых объектов природы может длиться от 3 до 10 мин. Это оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей, сосредоточения внимания, самостоятельного получения и усвоения ими небольшого объема информации.

Дошкольники должны начинать и завершать наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления.

Структура природоведческих наблюдений

Каждое наблюдение включает в себя начало, основную масть и коней. Функции основных компонентов различны.

• Начало решает достаточно трудную задачу — собрать детей и сконцентрировать их внимание. Наилучшими приемами здесь служат словесные и действенные, вызывающие положительный настрой и готовность к деятельности. Это могут быть проблемная ситуация, интригующий вопрос, загадка -описание или загадка-действие о предмете.

• Основная часть. Здесь нужно использовать приемы, которые обеспечивают детям самостоятельное получение сенсорной информации, реализацию задуманного содержании наблюдения. Педагог предлагает рассмотреть объект и задает вопросы. При этом он должен соблюдать следующий порядок:

выделение самих объектов (целого, частей, из которых они состоят, т. е. определение особенностей строения растений и животных;

способы функционирования, различные проявления живых существ, для животных — разные формы поведения;

определение свойств, характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей, поверхностей и пр.);

выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик.

Основная часть наблюдений должна быть цельной, единой, ее нельзя прерывать длительными пояснениями, рассказом, отвлекать детей загадками, стихами, играми. А усилить наблюдение, помочь понять его содержание могут правильно подобранные и включенные действия и движения, которые выполняют сами дошкольники.

• Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети находились в хорошем настроении, и в дальнейшем у них возникло желание наблюдать. В заключительной части педагог может читать стихи, петь песни, загадывать загадки, предлагать детям соответствующие игры.

Детей старшего дошкольного возраста воспитатель знакомит с разными объектами, которые можно наблюдать в ближайшем окружении. Дошкольники узнают об особенностях внешнего вида растений и животных, образе их жизни (движении, питании, сезонных приспособлениях, защите от врагов, росте и развитии, устанавливаются связи между внешним видом, образом жизни, средой обитания, способами ухода за объектами живой природы.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста более полных знаний требует от педагога усложнения методики организации и проведения наблюдения. Перед детьми ставятся более сложные познавательные задачи. Более серьезные вопросы заставляют ребенка припоминать то, что он видел раньше, сопоставлять объекты и находить в них признаки различия и сходства. Старшим дошкольникам предоставляется большая самостоятельность в использовании известных им способов наблюдения, подведении итогов.

Воспитатель помогает детям в случае затруднений вопросами, использует модели, обеспечивающие полноту и точность восприятия, установление связей и отношений, подводит их к самостоятельным выводам, обобщениям. Результаты наблюдений дети отражают и речи, используют в изобразительной деятельности, игре и т. д.

Для проведения наблюдений в соответствии с вышеперечисленными требованиями педагог должен тщательно подготовиться:

определить цели, содержание наблюдения и его организацию;

время и место наблюдения;

количество детей, которые одновременно могут участвовать в нем;

методические приемы, которые целесообразно использовать в начале, основной части и конце наблюдений.

Формы организации наблюдений

В работе с детьми старшего дошкольного возраста используются следующие формы:

циклы наблюдений за объектами природы;

недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы;

наблюдения за ростом и развитием живых существ;

с использованием опытов.

Наблюдения можно классифицировать по разным принципам:

в зависимости от количества детей оно может быть индивидуальным, подгрупповым, групповым;

от количества наблюдений за одним и тем же объектом — одно- и многократным или циклическим;

от места в цикле — первичным, повторным, заключительным и итоговым;

по характеру мыслительных операций — констатирующим (позволяющим увидеть какое-то одно состояние объекта вне связи с другими мнениями, сравнительным (позволяющим увидеть динамику процесса, обобщающим (в котором прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по этапам).

Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируется система знаний, умений и навыков, испытывающая заботливое отношение к объектам природы.

Использование специально организованных наблюдений с элементарными опытами с различными объектами живой и неживой природы позволяет.

отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность;

демонстрировать их связь со средой обитания;

сравнивать, сопоставлять;

развивать наблюдательность, восприятие, мышление. Природные материалы входят в состав среды обитания живых существ, поэтому важно познакомиться со свойствами воздуха, воды, песка, глины, почвы, камней, дерева, магнитов.

Необходимо направлять поисковую деятельность детей на нахождение разных способов решения проблемы. Познавательная активность должна, поощряться, положительный эмоциональный настрой, атмосфера эмоционального творческого подъема на занятии создают ощущение победы при решении той или иной задачи, радости познания. Постоянное общение старших дошкольников с природой ближайшего окружения развивает экологические представления, наблюдательность, мышление, эстетическое, чувственное восприятие объектов, знания о самоценности природы и правилах поведения в ней.

Литература

Бабаева Т. И. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». СПб., 2011.

Кондратьева Н. Н. Парциальная программа экологического образования «Мы». СПб., 2004.

Публикации по теме:

Конспект дедуктивного наблюдения на тему «Будет ли дождь?» Конспект дедуктивного наблюдения "Будет ли дождь? Форма работы: Простая (наблюдение) Образовательные области: познавательное развитие.

Конспект занятия по изодеятельности на природном материале (камешки) «Превращение камешков. Мы на луг ходили»Конспект занятия по изодеятельности на природном материале (камешки) «Превращение камешков. Мы на луг ходили» Конспект. Звучит произ. В. А. Моцарта "Песня одинокого пастуха" Показ вос-ля детям несколько скульптур малых форм (птичку,собаку,мышь).Рассказ.

Консультация для педагогов на тему «Художественно-эстетическое развитие (лепка)» 1 слайд Название презентации 2 слайд Под словосочетанием лепка в детском саду обычно имеется в виду изобразительная деятельность, в ходе.

Консультация для педагогов «Организация условий для конструирования и художественного труда» Организация условий для конструирования и художественного труда. Для конструирования во всех возрастных группах используется мелкий (настольный).

Консультация для педагогов с элементами тренинга на тему «Скандинавская ходьба» Цель: познакомить педагогов со скандинавской ходьбой как видом оздоровительной физкультуры для детей и взрослых. Обучение технике скандинавской.

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по предупреждению и коррекции нелюбви к чтению»Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по предупреждению и коррекции нелюбви к чтению» "Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают самих себя». В. А. Сухомлинский «Книга – это сосуд, который нас наполняет, но сам.

Консультация для родителей и педагогов на тему: «Уважение — как неотъемлемая часть формирования личности». Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих - нибудь достоинств. В настоящее время среди образовательных целей и приоритетов.

Консультация для воспитателей «Метод наблюдения при оценке промежуточных и конечных результатов развития ребенка в ДОУ» Всестороннее развитие ребенка начинается с ранних лет жизни, и большая роль в этом принадлежит детским садам — первому звену в системе образования.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание детей в процессе наблюдения и исследовательской деятельности» Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение.

Наблюдения зимой на прогулке с малышами. Консультация для родителей Все родители знают о пользе прогулок на свежем воздухе. Но, почему-то, многие считают, что время прогулки с ребенком – это отдых от домашних.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Наблюдения в ближайшем природном окружении»
Опубликовано: 5 июня 2016 в 13:33
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Наблюдения в ближайшем природном окружении»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Андреева (УИ 162905) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД