Папки-передвижки

Консультация для педагогов на тему «Проблемно-поисковые методы обучения в дошкольной образовательной организации»

Екатерина Касымова
Консультация для педагогов на тему «Проблемно-поисковые методы обучения в дошкольной образовательной организации»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ :

«ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Цель: знакомство с проблемно-поисковыми методами обучения и возможностями их последующего активного применения в практической деятельности педагогов в условиях дошкольной образовательной организации.

Ход:

Публикация «Консультация для педагогов на тему „Проблемно-поисковые методы обучения в дошкольной образовательной организации“» размещена в разделах

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет определённые требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Данные требования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений дошкольников на этапе завершения уровня дошкольного образования. В качестве одного из таких целевых ориентиров выступают следующие: «ребёнок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать» [1].

Поиск эффективных путей и методов достижения выделенных целевых ориентиров на сегодняшний день представляют актуальную проблему, требующую теоретического осмысления и практического решения. Одним из эффективных средств решения данной проблемы могут выступать проблемно-поисковые методы обучения.

Цель проблемно-поисковых методов обучения состоит в овладении не только определёнными знаниями, но и самим ходом получения этих знаний. Данные методы, кроме приобретения навыков, умений и знаний, также включают в себя формирование интеллектуальной активности детей, развития их способностей к творческой деятельности.

По мнению Р. Ф. Миннуллиной, Ф. С. Газизовой, А. С. Андиной, «главным компонентом проблемно-поискового метода обучения выступает проблемная ситуация, с её помощью возникает идея, интерес к познанию, активизируется процесс мышления, формируются условия для развития верных суждений и умозаключений. Разработка проблемных ситуаций является начальным этапом мышления, оно необходимо в организации процесса обучения, которое направлено на становление творческих навыков и продуктивного мышления детей. Для создания проблемной ситуации на занятии, следует поставить ребёнка перед необходимостью выполнения определённого задания. Сами знания, которые должны быть усвоены детьми, скрыты в предлагаемом задании в форме неизвестного» [2].

Простыми словами можно сказать, что проблемно-поисковые методы нацелены на организацию поисковой деятельности детей. В дошкольной образовательной организации такой вид деятельности целесообразно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Поисковую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста необходимо проводить в определё нной системе:

–1 этап – постановка педагогом (или самими детьми с помощью педагога) познавательно-поисковой задачи, формулировка проблемной ситуации.

– 2 этап – первичный анализ поставленной познавательно-поисковой задачи.

– 3 этап – выдвижение предположений для решения познавательно-поисковой задачи.

– 4 эта – отбор способов и методов решения выдвинутых детьми предположений для решения познавательно-поисковой задачи.

– 5 этап – проверка способов и методов решения познавательно-поисковой задачи (поисковая деятельность).

– 6 этап – анализ результатов проведённой поисковой деятельности.

– 7 этап – формулирование выводов по результатам проведённой поисковой деятельности.

При организации поисковой деятельности с детьми в условиях дошкольной образовательной организации можно использовать следующе виды проблемно-поисковых методов :

Метод монологического изложения заключается в объяснении педагогом сущности новых понятий и фактов, изложении готовых научных выводов, но делается в условиях проблемной ситуации.

Метод рассуждающего изложения заключается в создании педагогом проблемной ситуации, анализе фактического материала, формулировке выводов и обобщений.

Метод диалогического изложения заключается в самостоятельной постановке педагогом проблемы и её решении с помощью детей.

Метод эвристических заданий заключается в открытии детьми с помощью педагога нового закона, правила.

Метод исследовательских заданий заключается в постановке педагогом перед детьми теоретических и практических поисково-исследовательских заданий с высоким уровнем проблемности, при выполнении которых ети сами совершают логические операции, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия.

Метод программированных заданий представляет собой деятельность детей по приобретению новых знаний и способов действий с помощью особым образом подготовленных дидактических средств.

Таким образом, в дошкольной образовательной организации при организации поисковой деятельности дошкольников можно использовать разнообразные проблемно-поисковые методы обучения.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Гарант. URL : https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ ( режим доступа: свободный).

2. Миннуллина, Р. Ф. Сущность проблемно-поисковых методов обучения [Электронный ресурс] / Р. Ф. Миннуллина, Ф. С. Газизова, А. С. Андина // Электронный научный журнал «Дневник науки». URL : https://dnevniknauki.ru/images/publications/2021/6/pedagogics/Minnullina_Gazizova_Andina.pdf ( режим доступа: свободный).

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения»Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и.

Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов дошкольной организации «Радужное складывание»Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов дошкольной организации «Радужное складывание» Фотоотчёт о проведении мастер-класса для педагогов дошкольной организации «Радужное складывание» (17.02.2021). Цель мастер-класса: познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов на тему «Проблемно-поисковые методы обучения в дошкольной образовательной организации»
Опубликовано: 30 июня 2025 в 20:20
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов на тему «Проблемно-поисковые методы обучения в дошкольной образовательной организации»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Касымова (УИ 689669) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных