Екатерина Касымова
Консультация для педагогов на тему «Проблемно-поисковые методы обучения в дошкольной образовательной организации»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ :
«ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
Цель: знакомство с проблемно-поисковыми методами обучения и возможностями их последующего активного применения в практической деятельности педагогов в условиях дошкольной образовательной организации.
Ход:
Публикация «Консультация для педагогов на тему „Проблемно-поисковые методы обучения в дошкольной образовательной организации“» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Технология проблемных ситуаций
- Темочки
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет определённые требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Данные требования представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений дошкольников на этапе завершения уровня дошкольного образования. В качестве одного из таких целевых ориентиров выступают следующие: «ребёнок проявляет любознательность, активно задает вопросы взрослым и сверстникам; интересуется субъективно новым и неизвестным в окружающем мире; способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать» [1].
Поиск эффективных путей и методов достижения выделенных целевых ориентиров на сегодняшний день представляют актуальную проблему, требующую теоретического осмысления и практического решения. Одним из эффективных средств решения данной проблемы могут выступать проблемно-поисковые методы обучения.
Цель проблемно-поисковых методов обучения состоит в овладении не только определёнными знаниями, но и самим ходом получения этих знаний. Данные методы, кроме приобретения навыков, умений и знаний, также включают в себя формирование интеллектуальной активности детей, развития их способностей к творческой деятельности.
По мнению Р. Ф. Миннуллиной, Ф. С. Газизовой, А. С. Андиной, «главным компонентом проблемно-поискового метода обучения выступает проблемная ситуация, с её помощью возникает идея, интерес к познанию, активизируется процесс мышления, формируются условия для развития верных суждений и умозаключений. Разработка проблемных ситуаций является начальным этапом мышления, оно необходимо в организации процесса обучения, которое направлено на становление творческих навыков и продуктивного мышления детей. Для создания проблемной ситуации на занятии, следует поставить ребёнка перед необходимостью выполнения определённого задания. Сами знания, которые должны быть усвоены детьми, скрыты в предлагаемом задании в форме неизвестного» [2].
Простыми словами можно сказать, что проблемно-поисковые методы нацелены на организацию поисковой деятельности детей. В дошкольной образовательной организации такой вид деятельности целесообразно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Поисковую деятельность с детьми старшего дошкольного возраста необходимо проводить в определё нной системе:
–1 этап – постановка педагогом (или самими детьми с помощью педагога) познавательно-поисковой задачи, формулировка проблемной ситуации.
– 2 этап – первичный анализ поставленной познавательно-поисковой задачи.
– 3 этап – выдвижение предположений для решения познавательно-поисковой задачи.
– 4 эта – отбор способов и методов решения выдвинутых детьми предположений для решения познавательно-поисковой задачи.
– 5 этап – проверка способов и методов решения познавательно-поисковой задачи (поисковая деятельность).
– 6 этап – анализ результатов проведённой поисковой деятельности.
– 7 этап – формулирование выводов по результатам проведённой поисковой деятельности.
При организации поисковой деятельности с детьми в условиях дошкольной образовательной организации можно использовать следующе виды проблемно-поисковых методов :
– Метод монологического изложения заключается в объяснении педагогом сущности новых понятий и фактов, изложении готовых научных выводов, но делается в условиях проблемной ситуации.
– Метод рассуждающего изложения заключается в создании педагогом проблемной ситуации, анализе фактического материала, формулировке выводов и обобщений.
– Метод диалогического изложения заключается в самостоятельной постановке педагогом проблемы и её решении с помощью детей.
– Метод эвристических заданий заключается в открытии детьми с помощью педагога нового закона, правила.
– Метод исследовательских заданий заключается в постановке педагогом перед детьми теоретических и практических поисково-исследовательских заданий с высоким уровнем проблемности, при выполнении которых ети сами совершают логические операции, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия.
– Метод программированных заданий представляет собой деятельность детей по приобретению новых знаний и способов действий с помощью особым образом подготовленных дидактических средств.
Таким образом, в дошкольной образовательной организации при организации поисковой деятельности дошкольников можно использовать разнообразные проблемно-поисковые методы обучения.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // Гарант. URL : https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ ( режим доступа: свободный).
2. Миннуллина, Р. Ф. Сущность проблемно-поисковых методов обучения [Электронный ресурс] / Р. Ф. Миннуллина, Ф. С. Газизова, А. С. Андина // Электронный научный журнал «Дневник науки». URL : https://dnevniknauki.ru/images/publications/2021/6/pedagogics/Minnullina_Gazizova_Andina.pdf ( режим доступа: свободный).