Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Елена Меркулова
Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

ЧАСТЬ 3

Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников".

СЛАЙД 6

Публикация «Консультация для педагогов „Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников“» размещена в разделах

Чтобы математика вошла в жизнь дошкольников как способ знакомства с интересными явлениями окружающего мира необходимо использовать наряду с традиционными нетрадиционные формы и методы работы.

К таковым можно отнести: игры-занятия, беседы-занятия, занятия-инсценировки, занятия - по мотивам сказок, занятия-аукционы, занятия-сомнения (поиска истины, занятия-концерты, а так же занятий в форме игр-путешествий, расследований, экспериментов, экскурсий, проблемно-поисковых ситуаций викторин, сюжетно - ролевых игр, соревнований, КВН, «Поле-чудес», «Что? Где?. Когда?», консультаций, взаимообучения. занятий с использованием ИКТ и др.

СЛАЙД 7 ПРИЕМЫ:

При формировании элементарных математических представлений широко используются приемы, относящиеся к наглядным, словесным и практическим методам и применяемые в тесной взаимосвязи друг с другом. Это:

1. Демонстрация (показ) воспитателем способа действия в сочетании с объяснением. Это основной прием обучения, он носит наглядно-действенный характер, выполняется с помощью разнообразных дидактических средств, дает возможность формировать навыки и умения у детей

Этот прием чаще всего используется при сообщении новых знаний.

2. Инструкция по выполнению самостоятельных заданий (упражнений). Прием связан с показом воспитателем способов действия и вытекает из него.

3. Пояснения, разъяснения, указания. Эти словесные приемы используются воспитателем при демонстрации способов действия или в ходе выполнения детьми задания, чтобы предупредить ошибки, преодолеть затруднения и т. д. Они должны быть краткими,

конкретными, живыми и образными.

4. Вопросы к детям. Это один из основных приемов формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах.

Вопросы активизируют восприятие, память, мышление, речь детей.

Их следует рассматривать как эффективное средство активизации познавательной деятельности детей при формировании у них элементарных математических представлений.

5. Переформулировка ответов. В работе с дошкольниками воспитателю часто приходится прибегать к приему переформулировки ответов, придавая им правильную форму («На полке грибов четыре»,— говорит малыш. «На полке четыре гриба»,— уточняет воспитатель). Переформулировка ответа (т. е. придание им правильной формы) — это его исправление, сочетающееся с предложением повторить правильный ответ.

6. Словесные отчеты детей. Этот методический прием складывается из вопроса воспитателя, требующего после выполнения упражнения детьми рассказать, что и как они делали и что получилось в итоге, и собственно детских ответов на вопрос.

7. Контроль и оценка. Эти приемы выступают в тесной взаимосвязи друг с другом.

Контроль осуществляется при наблюдении за процессом выполнения детьми заданий, результатами их действий, ответами. Он сочетается с указаниями, пояснениями, разъяснениями, демонстрацией способов действий взрослым в качестве образца, непосредственной помощью, включает исправление ошибок.

К этому приёму относится и педагогическая диагностика (мониторинг).

8. В ходе формирования элементарных математических представлений такие их компоненты, как сравнение, анализ, синтез, обобщение, выступают не только как познавательные процессы, или операции, но и как методические приемы, определяющие тот путь, по которому движется мысль ребенка при обучении, познании нового.

В основе сравнения лежит установление сходства и различия между объектами.

Анализ — это движение мысли от целого к его частям, синтез — от частей к целому. Эти компоненты являются составной частью развития у детей задатков дедуктивного и индуктивного способов мышления. Они выступают в единстве.

Сравнение, анализ, синтез, обобщение осуществляются на наглядной основе с привлечением разнообразных дидактических средств.

9. Наблюдение, практические действия с предметами, отражение их результатов в речи, вопросы к детям являются внешним выражением этих методических приемов, которые тесно между собой связаны и используются комплексно.

10. В методике обучения приемами называют также некоторые специальные практические или умственные действия, на основе которых у детей формируются элементарные математические представления. К таким приемам традиционно относят: наложение и приложение предметов; обследование формы предмета; «взвешивание» предмета «на руках»; использование фишек-эквивалентов; присчитывание и отсчитывание по единице и т. д.

По сравнению с другими данные приемы имеют узкоспециальное назначение, применяются для решения строго определенных дидактических задач.

11. Моделирование — наглядно-практический прием, включающий создание моделей и их использование для формирования элементарных математических представлений.

Модели следует рассматривать и как эффективное дидактическое средство.

Широко используются модели при формировании : временных представле-ний (например, модель частей суток, недели, года, календарь); количественных представлений (например, числовая лесенка, числовая фигура и т. д.); пространственных представлений (например, модели геометрических фигур и т. д.). При формировании элементарных математических представлений применяются в основном предметные, предметно-схематические, графические модели.

Использование моделей и моделирования естественно должно сочетаться с другими приемами обучения, при этом воспитатель, владея разнообразными методами и приемами, имеет в виду главную задачу их использования и творческого применения — осуществление предматематической подготовки дошкольников.

СЛАЙД 8

Средства математической подготовки детей в ДОУ

Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, с помощью разнообразных средств. Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей.

Дидактические средства должны меняться не только с учетом возрастных особенностей, но в зависимости от соотношения конкретного и абстрактного на разных этапах усвоения детьми программного материала.

При ФЭМП педагог должен использовать :

Наглядный дидактический материал;

Оборудование для самостоятельных игр и занятий;

Пособия для воспитателя, сюда входит и методическая литература;

Учебно – познавательный материал для детей, в том числе тетради с печатной основой.

Средства обучения выполняют важные функции в деятельности педагога и детей при формировании у них элементарных математических представлений. Они постоянно изменяются, новые конструируются в тесной связи с совершенствованием теории и практики предматематической подготовки детей в детских дошкольных учреждениях.

СЛАЙД 9

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Публикации по теме:

Особенности формирования элементарных математических представлений у слабовидящих дошкольников Проблема обучения математике в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической.

Формы и методы формирования элементарных математических представлений в ДОУ «Математика-царица наук» - всем известно это выражение. С математикой мы идём нога в ногу всё свою жизнь. Появившись на свет у нас сразу.

Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО Статья на тему: Формы работы по развитию элементарных математических представлений дошкольников в контексте требований ФГОС ДО «Все, что.

Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников Группа «Радуга» «Без игры.

Консультация для педагогов «Формирование математических представлений у дошкольников» Консультация для педагогов: «Математика – царица всех наук». Подготовила : Лушникова Айгуль Рамилевна. МБДОУ «Детский сад №49» Проблема.

Консультация для педагогов и родителей «Особенности формирования представлений о величине предметов у дошкольников с ОВЗ» Особенности формирования представлений о величине предметов у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Возможность усвоения.

Консультация для родителей «Развитие элементарных математических представлений дошкольников» В наше время, в век «компьютеров» математика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий, не только математикам.

Консультация для воспитателей «Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников» Консультация для воспитателей Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников Подготовила воспитатель:.

Семинар-практикум «Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений» Актуальность проблемы Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми.

Влияние наглядности на эффективность формирования у дошкольников элементарных математических представлений Обучение математике в детском саду основывается на конкретных образах и представлениях. Эти конкретные представления подготавливают фундамент.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
Опубликовано: 9 февраля 2019 в 19:19
+143Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 45.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД