Елена Меркулова
Консультация для педагогов «Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов на тему "Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников".
ЧАСТЬ 1.
Подготовила воспитатель МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г. Волгодонска, Ростовской области - Меркулова Елена Анатольевна.
СЛАЙД 1
Публикация «Консультация для педагогов „Способы и формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Формирование элементарных математических представлений по праву занимает большое место в системе дошкольного образования, т. к оно является важнейшим средством интеллектуального развития ребенка-дошкольника.
ФЭМП входит в образовательную область "Познавательное развитие" и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора.
Математическое (или по-мнению некоторых учёных предматематическое) развитие детей в детском саду является частью общей подготовки детей к школе. Этот процесс связан со всеми сторонами учебно–воспитательной работы (речевым развитием, игровой и трудовой деятельность, бытом и т. д.). Он оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мысли, учит логике.
Содержание математической подготовки дошкольников в детском саду имеет свои особенности. Они объясняются спецификой математических понятий, историческими и педагогическими традициями в обучении детей дошкольного возраста, требованиями современной школы к уровню общего умственного и математического развития детей.
СЛАЙД 2
Рассмотрим основные задачи математической подготовки детей :
1. Формирование системы элементарных математических представлений.
При методически грамотном обучении детей элементам математики, возможно, сформировать у них систему знаний о числе, счёте, величине, геометрических фигурах, пространстве и времени.
Формированию системы знаний способствуют и способы обучения : например, проблемно – поисковый.
2. Формирование предпосылок математического мышления и общего умственного развития.
Усвоение первоначальных математических знаний способствует познавательной деятельности ребёнка. Ребёнок учится упорядочивать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, группировать.
3. Формирование сенсорных процессов и способностей.
Основное направление в обучении детей – дошкольников – это постепенный переход от конкретных, эмпирических знаний к более обобщённым. Эмпирические знания - это совокупность представлений о действительности, получаемая в результате ее непосредственного исследования. Эмпирические знания, формируемые на основе сенсорного опыта – необходимое условие умственного и математического развития дошкольников.
4. Расширение словаря и совершенствование связной речи
Процесс математического развития предполагает планомерное и постепенное обогащение словарного запаса с помощью математических терминов : это пространственный словарь (между, около, перед, за) словарь временных обозначений (в сумерки, медленно, вчера, сегодня, вечер, дни недели, словарь, характеризующий количественные отношения (много, столько сколько, меньше, больше, равно, слова – числительные, а также учиться согласовывать числительные с существительными на интуитивной основе.
Чем глубже осознаются математические связи, тем совершеннее они отражаются в речи.
( Например: Красный столбик выше, но тоньше синего. Левый верхний угол, середина правого края).
И, наоборот, с помощью слова глубже осознают и обобщаются количественные, пространственные, временные представления. Происходит обогащение речи и за счёт специальных терминов (название арифметических действий, геометрических фигур и т. д.). Речевое развитие происходит во взаимосвязи с сенсорными и мыслительными процессами.
5. Формирование начальных форм учебной деятельности.
Важную роль играет математическая подготовка и для становления учебной деятельности. У детей вырабатывается умение: слушать, слышать, действовать в соответствии с указаниями, понимать и решать учебно – познавательные задачи, использовать по назначению наглядный материал, выражать в словесной форме результаты собственных действий, контролировать свои действия и действия товарищей, делать выводы, обобщать.
Ребёнок учиться работать в коллективе.
Развиваются организованность, дисциплинированность, учатся соподчинять интересы.
Все эти задачи имеют место в каждой возрастной группе, но конкретизируются с учётом возраста и индивидуальных особенностей детей.
В повседневной жизни задачи по ФЭМП решаются не изолированно, а комплексно, в тесной связи с другими. Будучи в основном направлены на математическое развитие, они сочетаются с задачами нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания, т. е. всестороннего развития личности.