Папки-передвижки

Консультация для педагогов на тему: «Сущность понятия «трудолюбия» и проблема воспитания у дошкольников».

Зульфия Рашитова
Консультация для педагогов на тему: «Сущность понятия «трудолюбия» и проблема воспитания у дошкольников».
▼ Скачать + Заказать документы

Труд всегда был и остается одним из главных факторов жизнедеятельности людей, источником материальных и духовных богатств общества. Результат труда определяют его социально-экономическую базу, нравственную атмосферу. Деятельность людей, отношения, в которые они вступают друг с другом, выполняя ее, их отношения к ней определяют, в конечном счете, поведение человека. На основании того, как личность относится к труду, можно судить о других ее качествах. Отношение человека к труду определяется многими показателями: активностью, добросовестностью, старанием и др. Однако эти признаки могут быть объединены одним определяющим словом – трудолюбие.

Публикация «Консультация для педагогов на тему: „Сущность понятия „трудолюбия“ и проблема воспитания у дошкольников“,» размещена в разделах

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в ней нет единого определения понятия «трудолюбие». Термин этот употребляется разными авторами неоднозначно. А. Ф. Ахматов, Н. П. Семыкин, В. В. Чебышев относят трудолюбие к разряду привычек или черт характера, проявляющихся в определенных стереотипах поведения. Г. А. Смирнов, В. Н. Турченко трактуют трудолюбие как сугубо психологическую категорию, как потребность в труде, как чувство, как мотив Ряд авторов обоснованно связывают трудолюбие с такими понятиями, как отношения, чувства, интересы, эмоции (Е. Р. Залкинд, М. А. Кононова и др.).

Психологи К. С. Абилов и Е. П. Верещак определяют трудолюбие как относительно устойчивое, обобщенное и более или менее осознанное стремление к трудовой деятельности, к активному проявлению в труде своих творческих способностей, потребностей, реализация которых дает субъекту переживание глубокого удовлетворения и радости. С точки зрения психологии понятие «трудолюбие» рассматривается как сложное психическое образование.

Педагогу в процессе воспитания трудолюбия приходится иметь дело с несколькими сторонами личности:

- интеллектуальной, связанной с познанием, развитием, мышлением, формированием познавательных потребностей;

- эмоциональной, отражающей реакции на внешние раздражители, отношение личности к различным явлениям социального и естественного характера;

- волевой, включающей формирование установок, принятие решений, приложение усилий при их реализации и преодоление возникающих противоречий;

- действенно-практической, связанной с интеллектуальной и предметно-практической деятельностью личности.

Исходя из такого подхода, модель трудолюбия как нравственного качества личности может быть представлена в виде совокупности постоянно развивающихся и взаимодействующих компонентов:

1) познавательного – наличие знаний, относящихся к области трудовой деятельности, систематическое стремление к их совершенствованию;

2) практического – наличие трудовых умений и навыков, которые определяют умение трудиться, сознательно ставить и успешно решать трудовые задачи;

3) эмоционально-волевого – желание и готовность трудиться, чувство ожидания нового успеха, чувство радости в труде, наслаждение им, желание и умение преодолевать трудности, переносить чувство утомления ради достижения поставленной цели, добровольное совершение трудовых дел.

Рассмотренная модель трудолюбия позволяет сформулировать само это понятие. Трудолюбие – нравственное качество личности, характеризующее положительное отношение к труду, проявляющееся во взаимодействии познавательной, практической и эмоционально-волевой деятельности.

Проявление компонентов трудолюбия носит для каждого человека субъективный характер, ибо характеризует его субъективное расположение к своей трудовой деятельности.

Воспитание трудолюбия у подрастающего поколения диктуется объективной необходимостью. Эта необходимость определяется содержанием этого качества, его значимостью и местом в общей системе нравственных качеств личности. Вопрос о воспитании трудолюбия имеет не только педагогическое, но и огромное социально-политическое и экономическое значение. Этот вопрос связан с комплексом решения задач. Социальная и педагогическая значимость проблемы воспитания трудолюбия диктуется социально-экономическими задачами нашего общества.

В работах Е. И. Корзаковой, В. Г. Нечаевой, Е. И. Радиной определено место труда в педагогическом процессе детского сада. В исследованиях З. Н. Борисовой, Р. С. Буре, А. Д. Шатовой разработано содержание труда и выделены формы организации детей в труде.

В исследованиях Н. Л. Беляевой раскрывается взаимосвязь экономического и трудового воспитания, рассматривается трудолюбие как основополагающее качество личности.

В. И. Глотовой, В. И. Логиновой, Я. З. Неверович, А. Г. Тулегеновой, М. В. Крулехт изучается процесс формирования положительного отношения к труду взрослых.

Д. О. Дзинтере, Л. В. Загик, Т. А. Марковой рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье.

Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова исследуют влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств дошкольников, в том числе трудолюбия, взаимоотношений в детском коллективе.

В исследованиях Я. З. Неверович, Т. А. Марковой, показано, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым. Д. В. Сергеева выделяtт следующие способы приближения детей к труду взрослых :

1) наблюдение за трудом;

2) частичная помощь детей взрослым;

3) организация совместной деятельности взрослых и детей.

В. А. Сухомлинский писал: «Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим».

В 90-е годы ХХ столетия – начале XXI века вопросы трудового воспитания, и в частности воспитания трудолюбия, не занимали ведущего положения. Это объяснялось переоценкой общечеловеческих ценностей и проявлялось в попытках подменить трудовое воспитание детей их участием в художественно-эстетической, музыкальной, игровой, физической деятельности. В образовательных программах дошкольных учреждений («Истоки» (1-3-е изд., «Развитие», «Радуга», «Из детства в отрочество», «Золотой ключик» и др.) отсутствовали раздел «Труд» и задачи трудового воспитания. На страницах профессиональных журналов редко встречались статьи по этой проблеме. Такая тенденция была не только неправомерна, но и заключала в себе опасность, связанную с задержкой в развитии личности ребенка.

С. А. Козлова считает, что в настоящий период акценты трудового воспитания должны быть перенесены на личностное развитие ребенка, на то, какие стили поведения и отношения к разным сторонам социального окружения, в том числе и к труду, могут быть присвоены ребенком и как они обогащают личность. Как при этом учитывать потребности и интересы дошкольника? Как, идя им навстречу, формировать у ребенка самостоятельность, активность, инициативу, творчество, уверенность в себе, ответственность за свои поступки? Как вызвать в нем потребность стать членом детского общества, совместно решать вопросы организации труда и достижения положительных результатов?

Л. Р. Болотина подчеркивает, что, объединяясь в труде со сверстниками, дошкольники приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстника, его огорчения и радость. Все это побуждает к оказанию помощи, поддержки, проявлению гуманных чувств: сопереживанию, сочувствию. Но такие возможности могут быть реализованы только при наличии определенных условий: создание педагогом эмоциональной обстановки при организации труда детей, демонстрация им своей заинтересованности в предстоящей деятельности, участие в ней на правах партнера, поощрение желания детей участвовать в совместной деятельности. При этом главная цель педагога - воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости.

Наряду с достижениями в трудовом воспитании детей в дошкольных учреждениях есть еще много проблем и нерешенных вопросов.

Не во всех дошкольных учреждениях осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества, содействия в игровой, трудовой и познавательной деятельности. Встречаются трудности в подборе объектов трудовой деятельности, ограничена сфера труда дошкольников. Достаточно полного представления о сущности трудолюбия нет как у воспитателей, учителей, так и у родителей. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста сегодня не является ведущим направлением в образовательном процессе ДОУ.

Нередко воспитатели в старших группах, организуя совместную трудовую деятельность детей, сами выполняют большую часть работы. А детям остаются лишь отдельные поручения – «принеси», «подай», «помоги», «подержи», что, естественно, не вызывает у детей интереса к трудовому процессу. Бывает в практике и другая крайность, когда воспитатели дают завышенные по объему трудовые поручения, не учитывая возможности детей. Ребята утомляются и тогда, когда длительное время, занимаясь одним делом, находятся в одной позе, пользуются оборудованием, не соответствующим их возрастным возможностям, выполняют большой объем работы в быстром темпе. В некоторых дошкольных учреждениях отсутствуют планомерность и систематичность в организации труда детей, в обучении их трудовым умениям и навыкам, и они участвуют в труде от случая к случаю. Неверно поступают и те воспитатели, которые в процессе труда слишком опекают детей, диктуют им, что надо делать, не дают возможности проявить активность и самостоятельность. К сожалению, нередко можно наблюдать, как няня или воспитатель при детях заново переделывает то, что ими сделано: моет стол, подметает пол, убирает книги, переставляет стулья и т. д. И наконец, важным условием в трудовом воспитании является знание особенностей семейного воспитания.

Вывод: трудолюбие является важным нравственно-волевым качеством личности. В исследованиях отечественных педагогов подчеркивается, что для современных ДОУ воспитание трудолюбия не является приоритетной задачей, уступая место задачам интеллектуального, эстетического, физического воспитанию, что отражается на формировании личности старшего дошкольника. Процесс воспитания трудолюбия возможен только при создании определенных условий, таких как: эмоциональная обстановка при организации труда, возможность совместного труда со взрослым, интерес к труду, соответствующее трудовое оборудование и др.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как научить ребенка трудиться и любить труд» Консультация для родителей «Как научить ребенка трудиться и любить труд» Как научить ребёнка трудиться, любить труд и испытывать радость.

Выступление на педсовете «Особенности формирования основ безопасной жизнедеятельности» Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов на тему: «Сущность понятия «трудолюбия» и проблема воспитания у дошкольников».
Опубликовано: 25 февраля 2015 в 13:54
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов на тему: «Сущность понятия «трудолюбия» и проблема воспитания у дошкольников».» (включая файлы) размещена пользователем Зульфия Рашитова (УИ 318493) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД