Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Одареные дети»

Дарья Малышева
Консультация для педагогов «Одареные дети»

Консультация "Одаренные дети" - подготовила педагог-психолог ДОУ № 86 Малышева Д. А.

Одарённые дети, или вундеркинды (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя)дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Вундеркинды, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности могут относиться к любым интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, энциклопедическим знаниям и так далее. Уже в раннем возрасте они могут поступить в институт, закончить его и защитить диссертацию, тогда как их сверстники еще учатся в школе; одаренные дети с музыкальными способностями пишут оперы; со способностями к шахматам — становятся чемпионами.

Публикация «Консультация для педагогов „Одареные дети“» размещена в разделах

Виды одаренности :

1. По широте проявлений:

Общая (умственная) одаренность (проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности). Умственная активность и само-регуляция – ее основополагающие предпосылки. Общая одаренность определяет уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.

- ^ Специальная одаренность (проявляется в конкретных видах деятельности и определяется в отношении отдельных областей (поэзия, музыка, живопись, математика, спорт, одаренность в сфере лидерства и социального взаимодействия – социальная одаренность и т. д.).

2. По форме проявлений

Явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях; достижения ребенка очевидны).

- Скрытая одаренность (проявляется в замаскированной форме). Причины, скрытой одаренности ребенка заключаются в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в специфике культурной среды (освоение норм поведения). Выявление детей с таким типом одаренности – длительный процесс с использованием комплекса методов анализа поведения ребенка, включения его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды.

3. По виду деятельности

- В практической деятельности (одаренность в ремеслах, спортивная и организационная).

- ^ В теоретической (познавательной) деятельности (интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

- ^ В художественно-эстетической деятельности (хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная).

- В коммуникативной деятельности (лидерская одаренность, характеризующаяся способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить).

- ^ В духовно-ценностной деятельности (одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям).

4. По особенностям возрастного развития

- Ранняя одаренность. Примером ранней одаренности являются «вундеркинды» (чудесный ребенок) – это дети, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными успехами в каком-либо определенном виде деятельности – музыке, рисовании, математике, поэзии, танце, пении и т. д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Для них характерно раннее (с 2-3 лет) освоение чтения, письма и счета; высокое развитие познавательных способностей (блестящая память, высокий уровень абстрактного мышления и т. п.);овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию ( например: пятилетний мальчик составляет собственную энциклопедию по истории и т. п.).

- Поздняя одаренность. Проявление одаренности в определенном виде деятельности на более поздних возрастных этапах. Существует связь между возрастом, проявления одаренности и областью деятельности. Наиболее рано одаренность проявляется в сфере искусства, особенно в музыке, несколько позднее – в сфере изобразительного искусства, позднее – в науке (в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования, что связано с необходимостью приобретения знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляется математическая одаренность.

Как выделить из группы детей одаренного ребенка? Ребенок с зачатками одаренности обладает определенными признаками одаренности, которые характерны для его развивающейся личности и отличают его от своих сверстников:

• высокий уровень развития речи и мышления, оригинальность и нестандартность мышления;повышенный объем внимания, способность к длительной сосредоточенности;

• обладание хорошей памятью;

• проявление увлеченности, любознательности, высокая познавательная активность, широта интересов;

• высокий уровень обучаемости, получение удовольствия от процесса познания;

• самостоятельный выбор занятия, стремление доводить свою деятельность до соответствия высоким требованиям;

• креативность, яркое воображение, восприимчивость ко всему новому, необычному;

• самостоятельность, независимость, уверенность в себе;

• повышенная чувствительность, возбудимость, ранимость, гиперактивность, постоянное привлечение к себе внимания окружающих.

Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется. В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы.

• Первый подход понимает, что все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Этот подход отражает гуманистические тенденции в науке и является идеологической базой всеобщего образования и права каждого ребенка на развитие своих способностей. Однако такой подход размывает специфику понятия «одаренность».

• Второй подход понимает одаренность как дар «свыше» (Богом, родителями и т. п., которым наделены единицы, избранные. Если следовать второму подходу, становится актуальной проблема выявления одаренных детей, но ставится под сомнение возможность развития одаренности.

Но все же в настоящее время при организации работы с одаренными детьми большее внимание уделяется именно второму подходу. Требующего более тщательного изучения для определения одаренности у ребенка.

Выявление одаренных детей в детском коллективе – проблема, давно привлекающая к себе внимание психологов, педагогов и родителей. Все исследователи вопроса детской одаренности признают необходимость как можно более ранней идентификации одаренных детей в детском коллективе для создания условий развития их дарования. Однако сложность заключается в том, что нет однозначного отношения к самому процессу раннего выделения одаренности.

Наиболее разработан анализ детского творчества по результатам творческой деятельности ребенка. Примером такой диагностической методики является тест творческого мышления П. Торренса. А также определение интеллектуальной одаренности С использованием Тестов IQ, различных интеллектуальных тестов.

Но даже комплексный подход не исключает диагностических ошибок. В психодиагностике одаренности выделяются ошибки двух типов. Первая заключается в том, что в одаренные зачисляется ребенок, который таковым не является, вторая – в том, что одаренность ребенка остается невыявленной. Если ошибки первого типа уменьшаются применением более жестких критериев отбора, то ошибки второго типа, напротив, становятся реже при более гибких, вариативных способах диагностики.

Для поиска и отбора одаренных дошкольников рекомендуется использовать поэтапную стратегию диагностики, что позволяет снизить опасность зачисления в одаренные детей тех, которые таковым не является, и не выявление действительно одаренных.

Организация работы с одаренными детьми это сложный педагогический процесс. В первую очередь педагог должен быть готов к работе с такими детьми, осознавая их особенности и трудности с которыми он может столкнуться. Организация работы должна идти, поэтапно включая во взаимодействие всех участников педагогического процесса. Для раннего развития одаренности дошкольников создаются проблемно-речевые ситуации, проводят коммуникативные игры, игровые упражнения для развития эмоциональной сферы, игры-этюды, организуют этические беседы, чтение и обсуждение художественной литературы, стимулируют активность детей в творческих играх, в процессе работы творческих мастерских, проводят праздники и развлечения.

Общепризнано, что главным фактором развития одаренности в раннем возрасте является семья. Благоприятная атмосфера в семье, доверительные отношения с родителями и другими членами семьи влияют на становление у ребенка интереса. Одаренность чаще формируется у детей в семьях с демократическим стилем общения взрослых друг с другом и с детьми, где ценятся личностное общение, совместное времяпрепровождение. Детям предоставляется возможность самостоятельных действий и решений, но существует и определенный разумный контроль за их действиями.

Одаренные дети очень часто испытывают трудности или проблемы связанные с организацией собственной жизни, и в частности жизни в социуме в коллективе. Из-за своих особенностей в поведении их зачастую причисляют в детям трудным. Педагоги иногда просто боятся таких детей. Обладая большим запасом знаний и стремлением познавать что-то новое, они часто срывают занятия не давая педагогу проводить работу с детьми. Задавая много вопросов, или постоянно дополняя и поправляя педагога. Также таким детям просто не интересно то что дается другим, так как для них это слишком просто, и им сложно долго удерживать свое внимание на этом скучном занятии. Одаренные дети очень часто отличаются замкнутостью, не умением построить свои отношения со сверстниками. В первую очередь это связано с тем, что круг их интересов вытесняют игровую деятельность. Во вторых этим детям вообще комфортнее находиться одним, предаваясь своему любимому делу, не требующему присутствие других детей. Также феномен одаренности неврологами и психиатрами признается как отклонение от нормального развития. Такие дети часто страдают нервно-психическими заболеваниями.

Прикреплённые файлы:

odarenye-deti_lb2uh.pptx | 1174,34 Кб
 
Публикации по теме:

Перспективный план работы педагога — психолога Содержание коррекционной работы педагога психолога (для детей с ограниченными возможностями здоровья). На начало учебного года во всех возрастных.

План работы педагога-психолога МДОУ ДЕТСКОГО САДА «СОЛНЫШКО» НА МАРТ 2008 ГОДА. П/Н НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ ВРЕМЯ (ЧАСОВ В МЕСЯЦ) 1 Ежедневное оформление документации 20.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Одареные дети»
Опубликовано: 27 апреля 2013 в 16:51
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД