Лучший педагог года

Способы работы по реализации образовательной области «Познание». Консультация для педагогов

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА ЯДРЕНЦЕВА
Способы работы по реализации образовательной области «Познание». Консультация для педагогов

«Организация и Внедрение области «Познание» Воспитатель Мдоау ДС №22 Ядренцева Е. С.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе ДОУ. Одной из образовательных областей является «Познание».

Публикация «Способы работы по реализации образовательной области „Познание“, Консультация для педагогов» размещена в разделах

Познавательная деятельность всегда была важным направлением работы дошкольных учреждений. Однако нередко педагоги основное внимание уделяли запоминанию, усвоению и воспроизведению детьми определенных знаний, а не развитию мышления. В последние годы ситуация несколько изменилась: большую популярность приобрела проектно-исследовательская деятельность детей и взрослых, проблемное, тематическое обучение. Поэтому крайне важно, что этот раздел, согласно ФГТ, «направлен на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач: развитие сенсорной культуры; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей».

Наш детский сад работает по программе «Детство». Программа «Детство» строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями самих образовательных областей.

Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

• сенсорное развитие;

• развитие познавательно - исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

• формирование элементарных математических представлений;

• формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

При реализации области «Познание» необходимо учитывать следующее:

познавательные возможности ребёнка определяются уровнем развития психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи);

• значительное место в реализации области занимают разнообразные формы работы с детьми, обеспечивающие развитие познавательной активности и самостоятельности,

.соответствующих личностных качеств;

• огромное значение в познавательном развитии имеет деятельность самого ребёнка

.(игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная (конструктивная, трудовая и др.);

• формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, развитие сенсорной культуры, культуры познания и интеллектуальной активности обеспечивается в результате интеграции со всеми образовательными областями.

Дети совместно с взрослым или самостоятельно выделяют сенсорные свойства и качества: цвет, форму, величину, характер поверхности, материал, вес, пространственное положение предмета и другие. В ходе обследований дети осваивают основные эталонные характеристики предметов, круг которых связан, прежде всего, с деятельностью ребенка — игрой, изобразительной, музыкально-художественной, конструированием, трудом. Знание предметов и их свойств является одним из условий успешного развития продуктивных видов деятельности ребенка. Знания о предметах, их свойствах и качествах, о способах использования ребенок черпает из собственной практической деятельности, особенно — в игре-экспериментировании и рисовании. Я сначала организую целостное восприятие (предметов, звуков речи, действий, отношений, а затем анализирую восприятие, направляя анализ с помощью цепочки вопросов: какой формы, величины, цвета предмет, из какого материала сделан, гладкий или шероховатый, прочный или хрупкий, из каких частей состоит, как они расположены между собой, может ли предмет передвигаться (быстро, медленно, близко расположен или далеко и т. д.

В процессе рисования формируются пространственные представления ребенка: дробление целого на части, положение предмета в пространстве, отражение форм, а также цвета во всем его разнообразии. Рисование (как и другие виды изобразительной деятельности) способствует формированию представлений о типичном строении предмета, эталонов свойств предметов, умений применять их при обобщении сенсорного опыта.

Для развития творческих способностей детей в группе имеется достаточное количество раскрасок, трафаретов, карандашей, фломастеров, все необходимое для детского творчества, а также имеется оборудование для развития театрализованной деятельности в соотвествии с возрастными особенностями детей: ширма, различные виды театров (настольный, пальчиковый, теневой, кукольный, маски, костюмы животных.

В процессе труда формируется система знаний о свойствах материалов, об орудиях труда и инструментах (используемых детьми дошкольного возраста, о способах выполнения тех или иных трудовых операций. Разнообразный труд детей в природе дает возможность сформировать у ребенка точные представления о качествах, свойствах, особенностях природных явлений, обогатить способы сенсорного обследования.

Обеспечивать познавательную активность детей следует посредством использования методов наблюдения за природными объектами и явлениями природы, игрового моделирования и экспериментирования, проблемно-игровых ситуаций, труда в природе, рассматривания иллюстраций, художественных картин, просмотра видеофрагментов, чтения художественной литературы о природе. Важно, чтобы используемые методы соответствовали интересам детей, их познавательным возможностям, особенностям отношения к окружающему. Для развития познавательно-исследовательской деятельности детей среднего возраста, в группе имеется уголок природы, постоянными обитателями которого являются комнатные растения. Дети с большим интересом и с удовольствием ухаживают за ними: поливают, протирают пыль с крупных листьев, рыхлят почву, а также принимают активное участие в разведении цветов уголка природы, таких как пелларгония (герань). В ходе опытнической работы по выращиванию пелларгоний разными способами, знакомлю детей с черенками, семенами, что новое растение можно получить и от одного листочка. Свои наблюдения дети оформляют в альбомы и дневник наблюдений, где отмечают рост и развитие растений. Также в уголке природы находится мини-лаборатория, где провожу опыты, эксперименты, занятия-исследования. Для формирования целостной картины мира, расширения кругозора важно останавливать свой выбор на объектах, непосредственно окружающих ребенка, тех, которые содержатся в группе, на участке детского сада, дома и в ближайшем природном окружении.

Организовать интересную, разнообразную и содержательную деятельность детей на прогулке мне помогает созданная мною экологическая тропинка. Для этого я выделила наиболее интересные и доступные для детей объекты наблюдений и составила паспорт тропинки в виде альбома, который находится в экологическом уголке. Мы ходим в одни и те же места, наблюдаем одни и те же деревья, кустарники, травы, следим за одними и теми же видами насекомых и птиц, выращиваем на огороде овощи и с изумлением удивляемся, что «неподвижный мир» меняется и движется, меняются краски, запахи, звуки, события со сменой времен года. Данное содержание наиболее тесно интегрируется с такими обра-зовательными областями, как «Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Музыка».

Интеграция экологического содержания с другими разделами может состоять в следующем:

— использовать разнообразие экологических игр и упражнений (дидактических, словесных, подвижных, игр-инсценировок) в содержании разных образовательных областей;

— в содержание образовательной области «Труд» включать уход за растениями уголка природы, а также на участке детского сада при постоянной помощи воспитателя;

— продолжать обогащать и уточнять представления детей в процессе чтения художественной литературы; уточнять и закреплять представления детей в процессе бесед («Почему осень называют золотой?», «Что бы ты увидел, сидя на облаке, «Живые ли деревья зимой?», «Зачем белке пушистый хвост?» и т. д., составления описательных рассказов;

— поощрять желание детей отражать свои впечатления от изменений в природе в разнообразной продуктивной деятельности (рисунки, поделки из природного материала); в уголке самостоятельной художественной деятельности, в зависимости от времени года, поместить обводки, контуры (фруктов, овощей, грибов, деревьев, зверей, птиц, снежинок, тонированную бумагу для изображения, составления пейзажей и натюрмортов; рассматривать репродукции;

— использовать наблюдения природы, ее звуки и классическую музыку для того, чтобы помочь детям на эмоциональном уровне воспринять и лучше осознать осваиваемые представления о природном мире.

Освоение задач математического развития осуществляется в активных практических действиях сравнения, упорядочивания, обобщения, распределения, сосчитывания — как совместно с взрослыми, так и самостоятельно. Игры, игровые материалы способствуют освоению счета, свойств и отношений форм, размеров, временных, пространственных и количественных.

Интеграция математического развития с другими направлениями образовательного процесса (изобразительной деятельностью, природоведческой, конструированием) осуществляется повседневно через целевые установки: навести порядок (как, объединиться по трое, распределить кукол по росту, определить форму листьев комнатных растений (с чем их надо сравнить, отыскать самый высокий из кустарников (как сравнить и для чего).

Интеграция осуществляется и через содержание образования (представления, знания, его развивающее воздействие на детей (упорядочивать, обобщать, сравнивать, пользоваться числами, увеличивать и уменьшать по величине и числу).

Для изучения правил дорожного движения, в группе оборудован центр «Светофория», где имеется игровой дидактический материал «Как избежать неприятностей на воде, на природе, дома, во дворе, на улице»; мною приобретено достаточное количество развивающих игр «Внимание, дорога!», «Дорожные знаки», «Знаю все профессии», «Азбука пешехода», а также настольные игры «Детское домино», «Дорога», мини-пазлы «Спецтехника», «Умный шнурок», «Дорожные знаки», наглядный дидактический материал «Автомобильный транспорт», детские книжки и пособия по изучению правил дорожного движения. В совместной образовательной деятельности я использую следующие методы и приемы: чтение художественной литературы, наблюдения, беседы, рассматривание иллюстраций, фотографий, заучивание рифмованных правил, стихов, игры-драматизации, экскурсии, создание и обыгрывание ситуаций на дороге, совместное изготовление макетов.

Дидактические средства — игры, игровые материалы, художественная, познавательная литература, опыты и эксперименты — содержат в себе элементы интеграции разных видов познания.

Публикации по теме:

«Организация условий работы по художественно-эстетическому развитию детей» с ФГТ Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования представляют.

Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Государственное.

Автор публикации:
Способы работы по реализации образовательной области «Познание». Консультация для педагогов
Опубликовано: 19 мая 2013 в 02:27
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД