Приложение МААМ

Консультация для педагогов по теме «Современные художественные материалы и средства»

Ольга Сабельникова
Консультация для педагогов по теме «Современные художественные материалы и средства»
▼ Скачать + Заказать документы

Художественно-эстетическая среда дошкольногозаведения является структурным элементом образовательного пространства и содержит потенциал для творческого саморазвития личности в период дошкольного возраста, актуализирует все сферы личности и стимулирует изобразительную деятельность. Создание художественно-эстетической среды в дошкольном учебном заведении обеспечивает ребенку: чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования; интеллектуально-эстетическое развитие; возможности самовыражения, саморазвития в изобразительной деятельности; социальную адаптированность (гармонизацию отношений с социумом).По мнению исследователей данной проблемы, структурная модель художественно-эстетической среды может быть представлена двумя частями, а именно "художественной частью" и "эстетической частью"."Художественная часть" среды формируется наполнением ее произведениями искусства, изобразительными материалами и оборудованием для занятий художественной практикой. "Эстетическая часть" среды обеспечивается позицией педагога, его профессионализмом и эстетической культурой, пониманием красоты и форм ее существования, компетентностью в области искусства и художественной деятельности, умением создать эмоциональный фон для развертывания изобразительной деятельности. Основная задача педагога – это моделирование социокультурной пространственно-предметной художественно-эстетической среды, которая даст возможность ребенку развивать творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусства, реализовать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Предметно-пространственная среда должна стать "творческой ареной", на которой ребенок может преодолеть неуверенность, нерешительность и зажечься искрой творчества. В дошкольном учебном заведении можно создать "галерею искусств", "мастерскую народных ремесел", "музей", "уголки красоты", "райские уголки", "кукольный дом" и т. д. Следует отметить, что художественно-эстетическая среда позволяет ребенку самостоятельно принимать образ (художника музыканта, поэта, разворачивать художественно-творческий процесс (рисование, музыкальная и словесная импровизации) как составляющую часть коллективного события (игрового, досугового, праздничного и т. п.). Р. М. Чумичева утверждает, что эффект социокультурной среды зависит не столько от условий, сколько в большеймере от характера общения педагога с ребенком, от ситуаций, заданий, способов, стимулирующих общее и социокультурное развитие дошкольника, его творческое мышление, самостоятельность. В созданной художественно-эстетической среде во время изобразительной деятельности разворачивается поэтапный процесс комплексного развития личности, который предполагает: формирование и развитие способности художественного мироощущения; введение в мир искусства и художественной практики, приобщения к диалогу с произведениями искусства, с художником, материалами; самовыражение в изобразительной деятельности.

Публикация «Консультация для педагогов по теме „Современные художественные материалы и средства“» размещена в разделах

Организация среды дошкольного учебного заведения должна соответствовать принципам, а именно: культуросообразности; поликультурности; полихудожественности; природоцелесообразности; стабильности; динамичности; проблемности; доверия; диалога и т. д.

Изобразительное искусство, изобразительная деятельность является результатом личностного развития и одновременно средой развития ребенка как личности, источником его социализации.

Инновационные техники и технологии развития творчества

детей в процессе изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Сакулина Н. П., Комарова Т. С., Григорьева Г. Г., она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.

Многие деятели науки и искусства трепетно относятся к вопросам, связанным с обучением детей изобразительной деятельности, стараясь не навязывать им своего взрослого мироощущения. Современные подходы к развитию детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности, к содержанию и методам воспитания и обучения основаны на поиске «золотой середины между беззаботным игровым отношением детей к рисованию и овладением средствами изобразительной деятельности в той мере, чтобы обеспечить их развитие».

Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать “хэппенинг” (в переводе с английского – “случаться”). При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.

Дошкольный возраст является сензитивным для процесса воображения как основы любой творческой деятельности, следовательно, важнейшей задачей педагогов является создание благоприятных условий для его развития, и в первую очередь в тех видах деятельности, которые по своей сути основаны на этом психическом процессе: игровой и художественной.

Период дошкольного детства является сензитивным для развития творческого потенциала ребёнка. С учётом требований современного мира развитие творческих способностей должно стать одним из важных звеньев современного образования.

На выставках детских работ мы наблюдаем совершенно одинаковые рисунки с отсутствием индивидуальности. Они повторяют образец воспитателя, как будто в мире нет разнообразия. Чтобы увести детей от стереотипного мышления необходимо ставить перед собой несколько задач:

1) разбудить фантазию, воображение ребёнка;

2) научить пользоваться различными изобразительными средствами, нетрадиционными изобразительными техниками.

Большие возможности для развития фантазии дают творческие задания с элементами технологии ТРИЗ:

- задания на «дорисовку», где в соединении хаотично расставленных точек, ребёнок учится видеть какой-нибудь образ и дорисовать его;

- игры с линией позволяют проявить фантазию и в маленькой закорючке увидеть птиц, зверей либо предмет;

- игра «Волшебная клякса» помогает превратить обычную кляксу в фантастическое существо;

- задания «Нарисуй настроение», «Рисую музыку», «Мои цветные сны» помогают ребёнку передать на бумаге состояние своего внутреннего мира;

- уйти от стереотипности в изображении, например, домика, поможет творческое задание «Такие разные домишки», где детям предлагается изобразить свой дом в виде какого-нибудь объекта (грибок, яблоко, цветок, посуда и т. д.).

При проведении совместной деятельности возможно включать элементы арт-терапии.

Дети перевоплощаются в деревья, цветы, животных. От их лица рассказывают о своих чувствах, переживаниях. Этот приём позволяет ребёнку лучше прочувствовать состояние каких-то живых объектов, что в свою очередь влияет на качество передачи образов при рисовании. В таких рисунках часто можно увидеть индивидуальные черты характера ребёнка. Мальчик нарисовал себя в образе кота с растопыренными лапами, большими глазами, заявляя: «Я очень сильный, большой, меня все боятся».

Неоценимое значение для развития творчества дошкольника имеет сказка, т. к. она по своей сути наиболее близка ребёнку. На совместной деятельности по рисованию можно вносить элемент «авторских «(своих сказок). Они расширяют представления ребёнка об окружающем мире, вызывают позитивные эмоции и желание придумать продолжение сказки. Рисунки в таком случае будут отличаться индивидуальностью и творческим подходом в изображении.

Очень привлекают детей и нетрадиционные изобразительные техники. Дети буквально на «УРА» принимают ранее неизвестные им способы изображения одних и тех же объектов.

К примеру возьмём тему «Растительный мир» - рисование деревьев. В каждой возрастной группе можно использовать разные техники рисования. В группе «Малыши» подходит пальчиковая живопись, где разноцветные осенние листочки дети изображают пальчиком, используя для каждого цвета другой пальчик.

С детьми старшего дошкольного возраста:

- восковыми мелками и оттиском мятой бумаги рисуем «Осеннее дерево»;

- применяя технику кляксография, изображаем «Грустное дерево»;

- используя технику оттиска поролоном, изображаем «Яблоню с румяными яблочками»;

- с помощью техники монотипия рисуем «Дерево, отражающееся в воде»;

- в технике цветной или чёрно-белый граттаж дети изображают «Сказочный лес».

- Выполняя рисунки по теме «Цветы», кроме традиционного примакивания и тычка, использую:

- печать ластиком при рисовании «корзинки с подснежниками»;

- печать трафаретом, изображая «Тюльпаны»;

- набрызг при изображении «Осеннего букета»;

- печать матрицами.

- рисование свёрнутой тряпочкой «Розы»;

- оттиск картоном со сдвигом помогает передать красоту астр, васильков, одуванчиков.

Много удовольствия доставляет детям техника гравюры при изготовлении открыток, пригласительных билетов, что в свою очередь даёт простор для творчества.

Ознакомив детей с разными изобразительными техниками, возможно добиться того, что дети самостоятельно будут смешивать краски, смогут получать оттенки, будут создавать неповторимые, не похожие один на другой рисунки. Из лексикона старших дошкольников исчезнет фраза «Я не умею рисовать». Свободный выбор изобразительных материалов даёт возможность оценить ребёнка, проследить какой техникой он пользуется свободно, а в применении какой ему необходима помощь. Изобразительная деятельность,а в частности современные изобразительные средства,как средство развития творчества дошкольника должно входить в жизнь детей с раннего возраста,что поможет педагогу в развитии художественно-эстетического вкуса детей.

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Создание условий по развитию экспериментальной деятельности в группе. Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов по теме «Современные художественные материалы и средства»
Опубликовано: 8 марта 2014 в 19:39
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов по теме «Современные художественные материалы и средства»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сабельникова (УИ 193241) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД