МААМ-картинки

Консультация для педагогов по ТРИЗ «Метод маленьких человечков» в работе с детьми старшего дошкольного возраста

евгения калинина
Консультация для педагогов по ТРИЗ «Метод маленьких человечков» в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Консультация для педагогов «Использование ММЧ (метод маленьких человечков) в работе с детьми.

Подготовила и провела Калинина Евгения Анатольевна

Публикация «Консультация для педагогов по ТРИЗ „Метод маленьких человечков“ в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Метод МЧ помогает реализовать задачи для раскрытия творческого потенциала дошкольников. На первый взгляд, может показаться сложным, но если разобраться, уверяю – это очень увлекательно, интересно, результативно. Как для детей, так и для педагога. В работе со старшими дошкольниками я применяю метод «Моделирование маленькими человечками» позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально - практическим путем. Каждый дошкольник-маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающим для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, надо способствовать его дальнейшему развитию. Поэтому важным считаю применение методов и приёмов ТРИЗ, для развития фантазии, речи, научить их мыслить системно, понимать происходящие процессы в природе.

Перед собой я поставила следующие задачи:

-Познакомить с ММЧ

-Побудить к использованию метода «Моделирование маленькими человечками» в совместной деятельности педагога с детьми;

- Активизировать и поддерживать творческий потенциал педагогов, развивать профессиональную компетентность.

Сегодня мы опробуем метод ММЧ

Это метод помогает формированию диалектических представлений о различных объектах и процессах живой и неживой природы, развивает мышление ребенка, стимулирует его любознательность. В играх и упражнениях с МЧ развиваются воображение и фантазия, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой творческой личности.

1 этап

При знакомстве с Маленькими человечками помогает волшебник Физикус, который рассказывает детям сказку:

.

„Сказка про маленьких человечков"

(чтение сказки сопровождается показом схем)

Жили-были маленькие человечки, и отправились они гулять по белу свету. Они были такие маленькие, что их никто не замечал. Им так стало обидно, что они стали топать ногами и кричать, но их все равно никто не видел. Тогда один из них предложил: „ Давайте возьмемся крепко за руки и пойдем из этой страны, где нас никто не замечает. " Так они и сделали. ()

Но тут вот что случилось. Только они взялись крепко за руки, как все их увидели. Посмотрите, какая большая гора, какой твердый камень, какое прочное стекло, железо и дерево",- говорили все вокруг. Что это с нами случилось,- удивились человечки, мы стали деревом, металлом, стеклом и камнем". Им стало так хорошо и весело, что они захлопали в ладоши. Но как только они перестали держаться за руки, с гор побежала вода.

Значит, если мы будем крепко держаться за руки, то будем твердыми веществами, а если будем просто стоять рядом, то будем жидкостями",- сказали человечки.

А самые непослушные человечки не хотели держаться за руки и рядом стоять не хотели. Они стали бегать, прыгать, кувыркаться и превратились они в воздух, дым над костром и в запах маминых духов.

Так теперь и живут маленькие человечки.

В твердых веществах они крепко держатся за руки, и чтобы их разъединить, нужно приложить усилие.

В жидкостях они стоят рядом друг с другом. Эта связь непрочная, их можно разъединить (например, перелить воду)

В газообразных веществах они бегают и прыгают. Они могут жить в различных запахах, пузырьках.

Педагог : С чего предлагается начать работу для знакомства с человечками. Работа начинается с предварительной беседы, я рассказываю, что все предметы состоят из частей, и предлагаю назвать, из каких частей состоит, например, кирпич, бумага, мыло, проволока, камень и так далее. Обычно дети дают такие ответы: «Кирпич состоит из маленьких кусочков кирпича», «Мыло состоит из маленьких кусочков мыла»

Обобщая ответы детей, я указываю, что эти маленькие частицы, из которых состоят вещества, называются «молекулы». Можно сказать, что кирпич состоит из молекул кирпича, вода - из молекул воды, бумага - из молекул бумаги…

-О молекулах вы подробно узнаете, когда будете учиться в школе. А пока вы маленькие, вместо слова «молекулы» мы будем говорить «маленькие человечки».

Сейчас мы отправимся с вами в страну маленьких человечков.

город «Твёрдых человечков»

Игра «Назови твёрдое»

(игра с мячом)

Задача участников: назвать различные твёрдые предметы. Кто ошибся или повторил - тот выходит из игры. Только важно помнить, что твердое-то то, что не жидкое.

-Ну что, мы побывали в городе твёрдых человечков, теперь оправляемся дальше.

Вот мы с вами прибыли в город «Жидких человечков»

Давайте дорогие друзья поближе познакомимся с жидкими человечками. Кто же они такие?

В этом городе человечки ведут себя по разному, в разные времена года. Зимой они превращаются в лёд «человечки крепко держатся за руки. Когда наступает весна, становится тепло, они опускают руки, перестают держаться, и превращаются в жидкость. Это «жидкие человечки», которые легко могут перемещаться.

-Что бывает жидким? (вода, сок, компот, кефир.)

-Что же умеют делать жидкие человечки? (течь, капать, переливаться, разливаться,)

Педагог : Давайте немного разогреемся и поиграем.

Игра «Замри»

Правила: дети свободно перемещаются по группе. Когда воспитатель подает сигнал (бубном или колокольчиком, они превращаются в «ледяных», т. е. должны замереть – «замерзнуть», повторный сигнал –«растаяли».

Педагог : Давайте теперь оправимся в город «Газообразных человечков»

Газообразных человечков можно почувствовать, если подуть на ладошку. Эти «человечки» очень подвижны, они могут бегать в воздухе в разные стороны, кто куда захочет. Воздух состоит их «человечков газа».

Некоторых «газовых человечков» можно увидеть, когда кипит вода, она превращается в пар, который хорошо виден.

Педагог : Жители того города очень любят двигаться, давайте и мы с вами поиграем.

Подвижная игра «Маленькие человечки»

Педагоги-дети выступают в роли маленьких человечков и показывают, в каком веществе какие человечки живут. Воспитатель говорит:

камень - дети берутся за руки,

сок - дети становятся рядом друг с другом, соприкасаясь локтями,

воздух - дети отбегают друг от друга, болтая при этом руками и ногами и т. д.

2 этап

Педагог : Работа с карточками «Маленьких человечков»

Педагог подготавливает набор карточек, где символически изображены маленькие человечки :

Педагог предлагает рассмотреть модели и предлагает ответить, что это такое может быть.

Примеры карточек Объяснение карточки Варианты ответов

Что-то жидкое на чем-то твердом Лужа на асфальте, роса на ветке, слеза на щеке и так далее.

Что-то жидкое в чем-то твёрдом

Что – то твердое на твердом Чай в стакане, бутылка молока, чернила в стакане, вода в бассейне и др.

Камень на земле, конфета на столе, и др.

Скажите, что можно изменить во второй схеме, чтобы это была не бутылка молока, а бутылка лимонада? (добавить «газообразных человечков»)

3 этап

Дети превращаются в маленьких человечков и изображают, например дерево (обсуждается, из каких частей состоит дерево, распределяются роли, сначала с помощью воспитателя, а затем, самостоятельно)

- Сначала надо построить ствол - выбираются дети, которые после обсуждения, выяснив, что ствол твердый, берутся крепко за руки, затем, выясняется, что еще есть в дереве – сок, выбирают детей, которые встают в середину, и ставят руки на пояс.

Аналогично, строят модель бутылки с соком, с лимонадом, пружины и резинки.

4 этап

Работа с карточками МЧ

1. Показываю карточку, дети придумывают предметы. (что может быть например круглым и твердым, квадратным и твердым…

2. Игровые задания.

-Белочка хочет поставить цветы в вазу, помогите ей выбрать нужную. Объясните, почему выбрали эту.

-Слоник хочет поиграть в кубики, помогите выбрать нужный мешочек.

-Мышонок хочет запустить воздушного змея, Что ему может помочь?

3. Карточки-превращения

*Было твердым, стало жидким, что это может быть?

Найти нужную карточку, и выставить на доске.

*Было жидким, стало твердым.

*Было жидким, стало газообразным.

4. Подбор карточек к изображениям – аквариум с камнем в воде, и аквариум с камнем без воды,

5. В свободное время игры с карточками, моделирование каких либо объектов.

6. Рисование с помощью маленьких человечков, загадки друг другу.

5 этап

На последнем этапе, вводим знаки плюс и минус.

Провести с детьми опыт :

Два стакана с водой, в один стакан опускаем кубик, что будет с кубиком? ОН не растворится, рисую на доске схему.

Во второй стакан с водой бросаю кубик сахара, как думаете, что произойдет? Показываю схему, объясняю знаки плюс и минус.

Публикации по теме:

«Аукцион педагогических идей». Семинар для педагогов по использованию технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста«Аукцион педагогических идей». Семинар для педагогов по использованию технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста «Аукцион педагогических идей» (территориальный практико-ориентированный семинар в формате аукциона педагогических идей «Возможности применения.

Использование метода «Маленьких человечков» в работе с детьми В игре у детей у детей складывается символическая (знаковая функция сознания, состоящая в использовании вместо реальных предметов их заместителей.

Использование приёмов ТРИЗ — технологии в работе с детьми дошкольного возраста 2 слайд Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) принадлежит Генриху Сауловичу Альтшуллеру, изобретателю, писателю.

Консультация для воспитателей «Гимнастика пробуждения в работе с детьми дошкольного возраста» Гимнастика пробуждения в работе с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО. Воспитатель: Попова Н. О. МАДОУ «Детский сад Колобок».

Консультация «Словесные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи» Опыт показывает, что рассказы детей с ТНР бедны выразительными средствами, в них часто отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.

Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в работе с детьми дошкольного возраста»Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в работе с детьми дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Цель: Распространение педагогического опыта по применению здоровьесберегающих.

Метод маленьких человечков для создания представлений о внутренней структуре тел живой и неживой природы  ММЧ – дает представление об окружающем мире на микроуровне. ММЧ разработан ГС. Альтшуллером для решения изобретательных задач. ММЧ - это.

Отчет по самообразованию «Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Тема по самообразованию «Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста». Считаю, что выбранная технология является.

Применение ТРИЗ технологии «метода каталога» в работе с детьми дошкольного возраста Применение ТРИЗ технологии «метода каталога» в работе с детьми дошкольного возраста. Слайд № 1 «ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий.

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии детского проектирования в работе с детьми дошкольного возраста» Тема мастер-класса «Использование технологии детского проектирования в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: повышение профессиональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов по ТРИЗ «Метод маленьких человечков» в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 октября 2018 в 15:19
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД