Валентина Забелина
Консультация для педагогов «Пейзажная живопись»
▼ Скачать + Заказать документы
Развиваем у детей доброту сердца, чуткость души, любовь ко всему прекрасному при рисовании пейзажной живописи
Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре своего народа- одна из главных и трудных задач. Оказать помощь в её решении может художественное искусство, в частности один из самых его эмоциональных жанров – пейзажная живопись.
Публикация «Консультация для педагогов „Пейзажная живопись“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Пейзаж – это «портрет» природы. Пейзаж (от фр. paysage — местность, страна) — один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобрази-тельного искусства, предметом которого является изображение первозданной или измененной человеком природы. Пейзажем называется также сам объект такого изображения. Наряду с понятием «пейзаж» существует понятие «ландшафт» (нем. land — земля и schaft — вид) — общий вид, панорама какой-либо местности.
Художественный пейзаж – высшая ступень восприятия человеком природы. Художник – пейзажист располагает большими возможностями отбора, обобщения и выражения гармонии её естественной красоты языком живописи. В. Г. Белинский писал: «… ландшафт, созданный на полотне талантливым живописцем, лучше всяких живописных видов природы… в нём нет ничего случайного и лишнего, все части подчинены целому, всё направлено к одной цели, всё образует собою одно прекрасное, целостное и индивидуальное. Действительность прекрасна сама по себе, но прекрасна по своей сущности, по своим элементам, по своему содержанию, а не по форме. В этом отношении действительность есть чистое золото, но неочищенное, в куче руды и земли: наука и искусство очищает золото действительности, перетопляют его в изящные формы» В живописном пейзаже истинного мастера перед нами предстаёт природа. Как бы вновь сотворённая, высветленная и зазвучавшая в полную силу во всей своей целостности и гармонии. Ибо она одухотворена чувствами художника.
Красота природы неисчерпаема, как неисчерпаемы и разнообразны сами её объекты. В зависимости от того, что является объектом изображения, различаются и виды живописного пейзажа :
первозданный природный пейзаж – поле, луг, река, озеро, лес (лесной пейзаж);
море (морской пейзаж);
горы (горный);
космос (космический);
изменённая человеком природа – села и города (соответственно сельский и городской) с их ландшафтами;
конструкции мостов и железнодорожных путей, фабрики и плотины на фоне природы (индустриальный);
изображение какой – либо местности в определённую эпоху (исторический);
а также сказочный и фантастический пейзажи. Природа на полотнах художников предстаёт в разное время года и суток, в разную погоду. Она является источником эмоционального воздействия на человека, вызывая различные настроения.
Пейзажная живопись отличается от других жанров (натюрморта, портрета) иными измерениями пространства: многоплановостью, линейной и воздушной перспективой, многомерностью, многообъектностью. В ней предстаёт во взаимодействии богатое разнообразие природных и созданных человеком объектов, их форм, размеров, фактур, цветовых взаимодействий: сезонных, климатических, временных. Помочь всё это передать и выразить производимое ими впечатление, мысли и настроение художнику помогает язык живописи :
колорит,
композиция,
рисунок.
Художник показывает красоту каждого мгновения, каждого состояния природы. Как помочь детям видеть всё это
великолепие,
расшевелить чувства,
разбудить воображение,
ассоциации,
помочь проникнуть смыслом и гармонией живописного пейзажа.
В средней группе мы (воспитатель, родители) впервые знакомим детей с пейзажем как жанром живописи.
Задачи –
* развивать у детей интерес к пейзажной живописи, желание её внимательно рассматривать, вызывать эмоциональный отклик на красоту и настроение пейзажной картины, радость и удовольствие от встречи с ней, помогать детям осмыслить свои чувства, отношение к воспринимаемому пейзажу;
* подводить детей к пониманию того, что художественная картина есть отражение реальной жизни природы, изображая которую художник выражает своё индивидуальное восприятие свои чувства, переживания. используя особый художественно – выразительный язык – средства выразительности живописи;
* познакомить с выразительными средствами живописи : цветом (колоритом) как средством передачи состояния природы, настроения, отражённого в пейзаже, рисунком, передающим характерные особенности формы, величины объектов природы, по которым мы их узнаём, композицией, т. е. построением картины, что включает выбор формата полотна в зависимости от идеи, замысла художника, построение планов (близко – далеко, выделение главного положением в рисунке;
* помогать детям увидеть художественный образ – единства содержания и средств выразительности живописи;
* на доступном уровне дать представление о пейзаже как особом жанре живописи и о некоторых его видах природном (естественном) пейзаже с ярко выраженными чертами сезона, городском и сельском, о некоторых средствах выразительности пейзажной живописи, обогатить словарь детей эмоционально окрашенной оценочной лексикой, искусствоведческими терминами, эпитетами и метафорами, образными выражениями, которые дети смогут использовать в своих суждениях;
* развивать у детей ощущение взаимосвязи живописных образов с образами других видов искусства по выраженному в них настроению;
Задачами (воспитателя, родителя) являются также накопления у детей опыта образного видения и восприятия окружающего нас мира природы, его эстетических проявлений, развитие наблюдательности, эмоциональной отзывчивости, ассоциативного, образного мышления.
Чтобы подвести ребёнка к постижению красоты живописного пейзажа, надо вложить в эту работу своё сердце, суметь передать своё видение, свои ощущения, подобрать слова, которые бы тронули ребёнка, нашли взволнованный отклик в его душе. И тогда любовь к красоте, влечение к ней навсегда поселятся в сердце ребёнка, сердце станет добрее, а глаза – зорче.