Лучший педагог года

Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к музыкальной культуре Чувашского края»

Марина Иванова
Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к музыкальной культуре Чувашского края»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 179 «Дюймовочка» города Чебоксары Чувашской республики

Консультация для педагогов

«Приобщение дошкольников к музыкальной культуре Чувашского края»

Подготовила: музыкальный руководитель

1 квалификационной категории

Публикация «Консультация для педагогов „Приобщение дошкольников к музыкальной культуре Чувашского края“» размещена в разделах

Марина Александровна Иванова

Чебоксары 2017

Приобщение к музыкальной культуре Чувашского края

В соответствии с ФГОС одним из принципов дошкольного образования является учёт социокультурной ситуации, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творчески активной личности, её духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребёнка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребёнок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, об эстетических идеалах, мудрости народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребёнок познаёт традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несёт в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребёнку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.

Ценность народного искусства определяется ещё и тем, что оно воздействует на чувства ребёнка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребёнок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребёнка. При эстетическом отношении и эстетической оценке, т. е. воздействии на чувственную сферу ребёнка, народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

Известный чувашский этнопедагог Г. Н. Волков считал, что музыкальное наследие чувашского народа, в частности песни, являются неотъемлемой частью воспитания вообще, формирования высоконравственного и духовного человека, человека чтущего память предков, живущего в гармонии с природой и окружающим миром, человека, нацеленного на лучшее будущее. Он подчёркивал педагогическое значение песни, как обучение прекрасному и доброму, сохранение традиционных для чувашского народа ценностей, воспитание положительных качеств личности. «Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи – этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека».

(Г. В. Волков)

Большое значение Г. Волков придаёт колыбельным песням, отмечая их исключительное влияние на растущего ребёнка с точки зрения эстетических и этических качеств. Он отмечает богатство репертуара отроческих и юношеских песен: «…девушки пятнадцати-двадцати лет поют столько песен, сколько они не спели до этого возраста и не споют до конца своей жизни».

Причитания выделяются им в отдельную тему. В них отражаются переживания, надежды, они несут и воспитательный смысл: «мать ласкова, сын ласков», «моя сменушка-надеюшка» и т. д.

Чувашские народные игры привлекают внимание многообразием и национальным колоритом, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Но игры развивают не только ловкость, быстроту движений, силу, меткость, также в них отражаются быт, труд, национальные устои, представления о мироздании, времени и пространстве.

Игры сохранили свою художественную самобытность и составляют ценный, неповторимый игровой фольклор. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, духовно-нравственных и эстетических качеств личности, готовят подрастающее поколение к практической трудовой деятельности.

В чувашских народных играх присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова и движения органически соединены; имеющие место варианты относятся к началу или концу игр. Игры разнообразны по содержанию и организации. Одни имеют сюжет, роли, игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданными правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, двигательные задания регулируются только правилами. В третьих – сюжет и действия играющих обусловлены текстом, который определяет характер движений и их последовательность.

Также следует активно включать ребенка в процесс общения с чувашской музыкой разного характера на основе ее целостного восприятия. Способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений в процессе эстетического сопереживания художественных впечатлений, формировать установку на доверительное выражение ребенком своих чувств.

Цель. Формирование начал национального самосознания, уважительного и доброжелательного отношения к людям всех национальностей, интереса к национальной культуре и традициям.

Задачи.

1. Развитие интереса к чувашскому языку и национальной музыкальной культуре.

2. Формирование у ребёнка начал национального самосознания и интереса к культуре других народов через интеграцию искусств.

3. Воспитание у детей уважительного отношения к истории и культуре чувашского народа, освоение ими ценностей национального музыкального искусства на основе обрядов и традиций.

Так как до сих пор не разработана единая программа по музыкальному развитию ребёнка – дошкольника, которая бы отвечала требованиям ФГОС ДО, и способствовала реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в части, касающейся создания национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, музыкальные руководители ДОУ используют следующие пособия:

«Праздники на Земле Улыпа» Чебоксары. 2006г.

В этой хрестоматии собраны конспекты чувашских календарных и обрядовых праздников, музыкальный материал к ним, а также описания обрядов, игр, музыкальных хороводов, танцев, литературные произведения.

«алку», МОиМП, Чебоксары 2006, Научный консультант Г. П. Захарова

В хрестоматии представлены лучшие образцы чувашского фольклора, произведение чувашских писателей и поэтов, справочный материал о культуре чувашского народа, а также методические рекомендации по реализации регионального компонента дошкольного образования.

«Голос детворы» Министерство культуры и по делам национальностей ЧР, Чувашский республиканский научно-методический центр народного творчества, Чебоксары 2002, Научный руководитель М. Г. Кондратьев

Данное пособие предлагает музыкальные игры, считалки, заклички, хороводы, песни, потешки и другой музыкальный материал.

Основные формы работы с детьми

1. Организованная образовательная деятельность:

Беседы, слушание народной и авторской чувашской музыки, знакомство с композиторами, с чувашскими названиями музыкальных инструментов, разучивание элементов чувашских танцев, разучивание песен на чувашском и русском языках, прослушивание сказок, знакомство с элементами чувашского национального костюма, рассматривание картин и иллюстраций, наглядно-дидактического материала по темам:

«Музыкальные инструменты Чувашии»

«Портреты чувашских композиторов»

• «Достопримечательности города Чебоксары и Чувашской Республики»

2. Проведение праздников и развлечений:

Масленица - «аварни»

«Акатуй»

3. Игровая деятельность:

Чувашские музыкальные игры и хороводы :

«Музыкантпа мулкачсем», «урет Ваня», «Низенький орешник», «Вайа» и другие.

4. Знакомство с художественной литературой:

• Знакомство с малыми фольклорными формами (считалками, песенками, закличками);

• Чтение чувашских народных сказок : «Лиса-плясунья», «Лиса и дятел» и т. д., стихов.

5. Экскурсии:

• в краеведческий музей;

• в театры;

Предметная среда в группах.

В группах организуются уголки чувашской культуры, которые включают в себя элементы музыкальной культуры : фотографии чувашских музыкальных инструментов, фотографии композиторов, артистов, аудиозаписи чувашской музыки, элементы чувашского костюма.

Формы работы с родителями:

1. Анкетирование родителей на тему: «Приобщение детей к истокам чувашской культуры».

2. Совместное посещение родителями, детьми и педагогами выставок, художественного и фото творчества.

3. Привлечение родителей к подготовке и выступлениям воспитанников ДОУ на муниципальных и республиканских фестивалях и конкурсах.

4. Привлечение родителей к изготовлению костюмов для выступлений.

5. Проведение посиделок, мастер-классов, реализация проектной деятельности, связанной с приобщением воспитанников к культуре чувашского края.

Содержание работы по музыкальному воспитанию в соответствии с «Программой воспитания ребёнка-дошкольника» по ред. Л. В. Кузнецовой, Ч. 2006г.

Приобщение дошкольников к чувашской музыкальной культуре начинается с младшей группы. В этом возрасте ребёнок включается в фольклорные действия, овладевает элементарными жанрами чувашского фольклора (музыкальные игры).

В средней группе расширяется ознакомление с фольклорными действиями, фольклор активно включается в ситуации обычной повседневной жизни ребёнка в детском саду и в семье. Дети знакомятся с чувашским хороводным шагом, передвижениями с характерными движениями рук. Праздники, рекомендованные в программе: «Вайа уяве» (итоговый праздник исполнительского мастерства, «Акатуй» (музыкально-спортивный праздник на улице 1 июня, чувашские традиционные календарные праздники.

В старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с Гимном Чувашской Республики, узнают о чувашских композиторах и исполнителях. Продолжают совершенствовать знакомые чувашские танцевальные движения и исполняют более сложные (хороводный шаг с плавным движением рук вперёд-назад, чувашские притопы и др.). Углубляют знания о чувашских музыкальных инструментах.

Праздники, рекомендованные в программе: «Моя Родина, какая она?»

(Мой родной город, посёлок, село, «В краю чувашском», «Вайя уяве»,

(итоговый праздник исполнительского мастерства, «Акатуй» (музыкально-спортивный праздник на улице 1 июня, чувашские традиционные календарные праздники, развлечения познавательного характера «Ниме», «День чувашского языка» и др.

В подготовительной группе закрепляются знания о Гимне Чувашской Республики, расширяются знания об особенностях музыки чувашского и других народов, проживающих на территории Чувашии, о чувашских композиторах и исполнителях. Воспитанники исполняют разные виды чувашского хороводного шага с характерными движениями рук, элементы чувашских плясок, чувашские притопы, «гармошечка», кружение с припаданием на правую ногу и т. д. Обогащается песенный репертуар, знания о чувашских народных музыкальных инструментах.

Праздники, рекомендованные в программе: фестиваль «Между Волгой и Уралом», «Вайя уяве», (итоговый праздник исполнительского мастерства, «Акатуй» (музыкально-спортивный праздник на улице 1 июня, чувашские традиционные календарные праздники, развлечения познавательного характера «Ниме», «В краю ста тысяч слов» и др.

В работе музыкального руководителя приобщение воспитанников к чувашской музыкальной культуре является важной частью педагогического процесса.

Публикации по теме:

Формирование основ национального самосознания у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края Аннотация. В последние годы идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной.

Конспект организованной образовательной деятельности «Гостья из чувашского края» для детей среднего дошкольного возраста Воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию искусства народного (чувашского) орнамента. Основной.

Консультация для родителей «Приобщение дошкольников к народной культуре Южного Урала» В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», родителям необходимо.

Консультация для воспитателей «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к отечественной культуре и истории». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Магадана «Детский сад комбинированного вида №66» Консультация для воспитателей.

Консультация по физической культуре для педагогов Консультация для педагогов на тему: «Здоровье сберегающие технологии по физической культуре в ДОУ». СЛАЙД № -1. Подготовка ребенка к здоровому.

Приобщение дошкольников к национальному духовному опыту средствами русской музыкальной культуры в соответствии с ФГОС ДО. Краткая аннотация содержания проекта: Приобщение детей к русской народной культуре. Сохранение и передача детям культурных и нравственных.

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к природе и истории родного края Человек как личность формируется в младшем возрасте. Это в полной мере относится и к таким качествам, как нравственность и патриотизм. В.

Консультация «Приобщение детей-дошкольников к культуре и истории хакасского народа» Приобщение детей дошкольников к культуре и истории хакасского народа. У каждого человека, считающего Хакасию своей Родиной, есть очень.

Мастер-класс для воспитателей «Русские народные, хороводные игры». Приобщение детей к культуре родного края Мастер-класс для воспитателей «Русские народные, хороводные игры» Мастер-класс Цель: приобщение детей к культуре России через русские народные.

Приобщение ребёнка к музыкальной культуре через эмоциональное развитие и использование современных технологийПриобщение ребёнка к музыкальной культуре через эмоциональное развитие и использование современных технологий Тема опыта: «Развитие эмоциональной сферы ребенка, через использование современных образовательных технологий в НОД». Огромную роль в обогащении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Приобщение дошкольников к музыкальной культуре Чувашского края»
Опубликовано: 14 марта 2018 в 15:24
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД