Папки-передвижки

Консультация для педагогов «Проведение родительских собраний в нетрадиционной форме» (часть I)

Ольга Павлова
Консультация для педагогов «Проведение родительских собраний в нетрадиционной форме» (часть I)

Проведение родительских собраний в нетрадиционной форме

часть 2

Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание. Традиционные родительские собрания не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. Поэтому следует поменять содержание, принципы проведения собрания, на основе которых строится общение педагогов и родителей - общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. И благодаря использованию небольшого арсенала методов активизации родителей, традиционное собрание превратиться в нетрадиционное. Возникает вопрос – что же это за методы?

Публикация «Консультация для педагогов „Проведение родительских собраний в нетрадиционной форме“ (часть I)» размещена в разделах

Эти методы направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. Рассмотрим методы и приемы активизации родителей в соответствии со структурными частями собрания. СЛАЙД 4

1 – вводная часть.

Цель данной части собрания - обозначение темы, настрой группы, снятие напряжения. Нетрадиционные методы, которые можно здесь использовать – это коммуникативные игры. СЛАЙД 5

Разберем примеры коммуникативных игр.

«Завяжем узелки»

Участникам раздают нити длиной 30-40 см. Родители связывают свои нити, если у них есть что-то общее. Это может быть профессиональный аспект, семейный, внешний признак, любимый цвет, количество детей и т. д. Далее каждый рассказывает, что их объединило.

«Секрет» Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д., кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, снедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать свой «секрет».

Замечание: ведущий следит за процессом обмена «секретами», помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.

«Предмет моего детства»

На столе раскладывают различные предметы. Это может быть мячик, кукла, записка и другое. Каждый выбирает тот предмет, который связан с его детством и рассказывает соответствующий эпизод из своей жизни.

«Язык фотографий»

Педагог раскладывает на полу фотографии, непосредственно связанные с темой встречи. Каждый родитель выбирает одну фотографию и коротко комментирует свой выбор. При этом он высказывает возникшие у него в связи с фотографией свои ассоциации, мысли, чувства и устанавливает их связь с темой встречи. Участники могут свободно ходить по группе, рассматривая и выбирая фотографии. Фотографии служат толчком к размышлению над темой.

«Ассоциативный ряд» СЛАЙД 6

На мольберте при входе в группу пишется опорное слово, которое имеет непосредственное отношение к теме собрания. Пишется с вопросительным знаком. Родителям предлагается ним написать свою ассоциацию с этим словом. Например, тема собрания «Позиции родителя в воспитании ребенка». Опорное слово - родитель – мучитель – повелитель – исполнитель –

Альтернативой мольберту может быть передаваемый родителями друг другу лист бумаги. В этом случае каждый родитель пишет новое придуманное слово. Этот метод способствует снятию эмоционального напряжения и вносит момент занимательности.

Психологическая зарядка.

Разминка "Броуновское движение". Все закрывают глаза и начинают беспорядочно перемещаться по комнате, сталкиваясь, расходясь вновь. По сигналу ведущего участники, не открывая глаз, хватают ближайшего к себе партнера и пытаются определить, кто попался.

Разминка «Молекулы» Инструкция: «Представим себе, что все мы — атомы. Атомы выглядят так: согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разнообразное, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду называть какое-нибудь число, например три. И тогда атомы должны объединяться в молекулы — по три атома в каждой. Молекулы выглядят так: лицом друг к другу, касаясь друг друга предплечьями».

Разминка «Карандашик».

Участникам необходимо образовать круг. На вытянутых руках каждому из них необходимо удержать собственный карандаш и карандаш соседа.

Вопросы:

Какие действия должен выполнить каждый участник, чтобы карандаш в кругу не падал?

А на что вы ориентировались при выполнении этих действий?

Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?

Игра «Японская бабочка»

Эту игру можно считать метафорическим отображением постепенного вовлечения людей в групповую работу -10 минут -

1. Выберите взрослого, который будет играть роль «тори». «Тори» — это по-японски «птица». Все остальные — «бабочки».

1. Тори стоит с закрытыми глазами и вытянутыми руками в центре круга. Его кисти раскрыты, ладони указывают вверх. Бабочки идут по кругу вокруг Тори.

2. Время от времени одна из Бабочек останавливается перед Тори и слегка касается его ладоней. Тори пытается поймать руку этого игрока.

3. Как только Бабочка поймана, она тоже становится в центр круга, закрывает глаза и точно так же вытягивает руки с раскрытыми ладонями. Теперь участники дразнят двух Тори, а те пытаются поймать следующую Бабочку.

4. Игра продолжается до тех пор, пока на свободе не останется только одна Бабочка. Эта Бабочка описывает еще один круг вокруг группы и приветствует каждого Тори на японский манер (легкий поклон, руки по бокам).

Методы, помогающие определить значимость вопроса или проблемы для

участников, их отношения, степень вовлеченности.

«Выбери дистанцию»

Педагог объявляет какой-либо предмет символом обсуждаемой темы встречи с родителями и ставит его в центре группы. Затем предлагает родителям встать на таком расстоянии от предмета, которое могло бы лучше всего продемонстрировать их близость или отдаленность по отношению к теме встречи. Данный метод подходит для прояснения ситуации в группе родителей, дает возможность высказаться по теме тем родителям, которые не всегда могут (или им не всегда удается) выразить словами свое отношение к чему-либо. Я использую этот прием очень часто. Например, на собрании «Кризис 3 лет», я поставила в середину комнаты мяч и сказала родителям:

Представим себе, что этот мяч пресловутый Кризис 3-х лет. Встаньте, пожалуйста, на таком расстоянии от мяча, которое продемонстрирует вашу близость или отдаленность по отношению к теме нашего практикума.

«Три дорожки»

Аналогичный метод предыдущему. Родителям предлагается поставить свою фигурку на одну из трех дорожек. Красная означает сильное ваше беспокойство, жёлтая - умеренное, зелёная полоска - нет особого беспокойства. Этот метод я использовала на собрании в форме круглого стола «Роль семьи в преддошкольный период жизни ребёнка». Родителям предлагалось взять фигурку человечка и написать на ней синей пастой, те черты которые помогут и красной пастой те черты – которые затруднят учёбу ребёнка в школе. А после этого поставить фигурку на одну из трёх полосок - дорожек, ведущих к школе. СЛАЙД 7

«Клубок вопросов»

В начале родительского собрания каждый из родителей записывает свои вопросы по теме собрания на узких полосках бумаги, которые сматывают в один общий клубок. И в практической части собрания, воспитатель предлагает одному из родителей, разматывая этот клубок, ответить на вопрос. Если человек медлит с ответом, то на помощь ему приходят другие. Один участник может отвечать только на один вопрос, а затем передавать клубок дальше. И так – пока не будут рассмотрены все вопросы.

«Сундучок с вопросами»

Отличие метода от предыдущего в том, что сундучок заполняется до собрания, на этапе подготовке к нему. И в начале собрания, педагог, сообщив тему собрания, говорит: «И сегодня мы разберем следующие вопросы» и достаёт из сундучка вопрос, зачитав, передает следующему родители и так до тех пор, пока вопросы не закончатся.

2 – основная часть. СЛАЙД 8

Цель теоретической части – просвещение (минилекторий, педагогический всеобуч) т. е. выступление по теме собрания. Сюда же можно отнести и анализ результатов микроисследования.

1. Теоретическую часть невозможно сразу начать с лекции, нужно дать участникам возможность до лекции подискутировать, выразить свою точку зрения. Поэтому, как правило, теоретическую часть собрания, я начинаю с постановки вопроса по теме собрания, например: тема собрания «Хорошие манеры без муштры» можно начать с вопроса «Какого ребёнка вы считаете воспитанным?»

2. Ранжирование тезисов. Участникам предлагаются листочки с тезисами и ведущий просит их проранжировать (пронумеровать по степени значимости). Я использовала это упражнение на собрании «Роль семьи в преддошкольный период жизни ребёнка». Родителям предлагалось выбрать 3 основных фактора успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе, и проранжировать их. А потом был организован диспут. И после него уже лекторий.

3. Постановка дискуссионных вопросов. Скажите, в чем на ваш взгляд… Как вы считаете….

4. Просмотр видеоматериалов, например, на итоговом собрании я показывала фильм, где дети и педагоги дополнительного образования говорили о то, чему дети научились за год. Или когда мы с родителями разбирали тему поощрения и наказания, то был показан фрагмент беседы с детьми, где дети высказывались о том, как их дома наказывают и поощряют.

5. Прослушивание аудиозаписи детских высказываний

6. Работа с высказываниями великих людей на определенную тематику. Родителям предлагается отобрать и прикрепить на магнитную доску цитаты, афоризмы, которые подходят к теме собрания. Для удобства их можно напечатать на формате А4.

7. Мудрые мысли. На каждом столе лежат карточки с пословицами, четверостишьями, цитатами, поговорками на тему собрания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом. Все родители ознакомятся.

8. Использование различных притч. Лучше это сделать либо в начале теоретической части собрания, либо, наоборот, в качестве перехода к практической части.

На каждом собрании я использую притчи. Иногда, прочитанная или рассказанная притча дает больший результат, чем долгое объяснение прописных истин, давая возможность задуматься над своими поступками и поступками своих детей.

Так же, притча содержит мотивирующий компонент и ее можно использовать в начале беседы для того, чтобы заинтересовать родителей в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговать их. СЛАЙД 9

9. ОКНО – очень короткие новости по теме собрания. Сюда же можно отнести интересные факты, исследования.

10. Анализ результатов опроса, анкетирования.

Желательно. Что бы все результаты предоставлялись в наглядной форме. Интересной наглядной формой может послужить «Живая модель». Например, анализ теста родительских стилей воспитания. 3 родителям даются листы с результатами. И педагог просит их встать так, что бы на первом месте был % семей с демократическим стилем воспитания, на 2 - с либеральным, и на 3 с авторитарным. Встанут участники правильно или не правильно – это в любом случае повод для обмена мнениями. СЛАЙД 10

Продолжение следует в следующем посте.

Публикации по теме:

Нетрадиционные формы работы с родителями: Имитационная игра с родителями второй младшей-средней группы.Нетрадиционные формы работы с родителями: Имитационная игра с родителями второй младшей-средней группы. Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание. Практика показывает, что традиционные родительские собрания и.

Родительское собрание в старшей группе по правилам дорожного движения.Родительское собрание в старшей группе по правилам дорожного движения. Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание. Традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Проведение родительских собраний в нетрадиционной форме» (часть I)
Опубликовано: 28 октября 2014 в 00:10
+69Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 60.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД