Получи документы

Консультация для педагогов «Проведение родительских собраний в нетрадиционной форме» (часть I)

Ольга Павлова
Консультация для педагогов «Проведение родительских собраний в нетрадиционной форме» (часть I)
▼ Скачать + Заказать документы

Проведение родительских собраний в нетрадиционной форме

часть 2

Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание. Традиционные родительские собрания не дают нужного эффекта, потому что родители принимают в них лишь формальное участие. Поэтому следует поменять содержание, принципы проведения собрания, на основе которых строится общение педагогов и родителей - общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. И благодаря использованию небольшого арсенала методов активизации родителей, традиционное собрание превратиться в нетрадиционное. Возникает вопрос – что же это за методы?

Публикация «Консультация для педагогов „Проведение родительских собраний в нетрадиционной форме“ (часть I)» размещена в разделах

Эти методы направлены на возникновение интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала. Рассмотрим методы и приемы активизации родителей в соответствии со структурными частями собрания. СЛАЙД 4

1 – вводная часть.

Цель данной части собрания - обозначение темы, настрой группы, снятие напряжения. Нетрадиционные методы, которые можно здесь использовать – это коммуникативные игры. СЛАЙД 5

Разберем примеры коммуникативных игр.

«Завяжем узелки»

Участникам раздают нити длиной 30-40 см. Родители связывают свои нити, если у них есть что-то общее. Это может быть профессиональный аспект, семейный, внешний признак, любимый цвет, количество детей и т. д. Далее каждый рассказывает, что их объединило.

«Секрет» Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д., кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, снедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать свой «секрет».

Замечание: ведущий следит за процессом обмена «секретами», помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.

«Предмет моего детства»

На столе раскладывают различные предметы. Это может быть мячик, кукла, записка и другое. Каждый выбирает тот предмет, который связан с его детством и рассказывает соответствующий эпизод из своей жизни.

«Язык фотографий»

Педагог раскладывает на полу фотографии, непосредственно связанные с темой встречи. Каждый родитель выбирает одну фотографию и коротко комментирует свой выбор. При этом он высказывает возникшие у него в связи с фотографией свои ассоциации, мысли, чувства и устанавливает их связь с темой встречи. Участники могут свободно ходить по группе, рассматривая и выбирая фотографии. Фотографии служат толчком к размышлению над темой.

«Ассоциативный ряд» СЛАЙД 6

На мольберте при входе в группу пишется опорное слово, которое имеет непосредственное отношение к теме собрания. Пишется с вопросительным знаком. Родителям предлагается ним написать свою ассоциацию с этим словом. Например, тема собрания «Позиции родителя в воспитании ребенка». Опорное слово - родитель – мучитель – повелитель – исполнитель –

Альтернативой мольберту может быть передаваемый родителями друг другу лист бумаги. В этом случае каждый родитель пишет новое придуманное слово. Этот метод способствует снятию эмоционального напряжения и вносит момент занимательности.

Психологическая зарядка.

Разминка "Броуновское движение". Все закрывают глаза и начинают беспорядочно перемещаться по комнате, сталкиваясь, расходясь вновь. По сигналу ведущего участники, не открывая глаз, хватают ближайшего к себе партнера и пытаются определить, кто попался.

Разминка «Молекулы» Инструкция: «Представим себе, что все мы — атомы. Атомы выглядят так: согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разнообразное, оно будет определяться тем числом, которое я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду называть какое-нибудь число, например три. И тогда атомы должны объединяться в молекулы — по три атома в каждой. Молекулы выглядят так: лицом друг к другу, касаясь друг друга предплечьями».

Разминка «Карандашик».

Участникам необходимо образовать круг. На вытянутых руках каждому из них необходимо удержать собственный карандаш и карандаш соседа.

Вопросы:

Какие действия должен выполнить каждый участник, чтобы карандаш в кругу не падал?

А на что вы ориентировались при выполнении этих действий?

Как установить с окружающими необходимое для этого взаимопонимание, научиться «чувствовать» другого человека?

Игра «Японская бабочка»

Эту игру можно считать метафорическим отображением постепенного вовлечения людей в групповую работу -10 минут -

1. Выберите взрослого, который будет играть роль «тори». «Тори» — это по-японски «птица». Все остальные — «бабочки».

1. Тори стоит с закрытыми глазами и вытянутыми руками в центре круга. Его кисти раскрыты, ладони указывают вверх. Бабочки идут по кругу вокруг Тори.

2. Время от времени одна из Бабочек останавливается перед Тори и слегка касается его ладоней. Тори пытается поймать руку этого игрока.

3. Как только Бабочка поймана, она тоже становится в центр круга, закрывает глаза и точно так же вытягивает руки с раскрытыми ладонями. Теперь участники дразнят двух Тори, а те пытаются поймать следующую Бабочку.

4. Игра продолжается до тех пор, пока на свободе не останется только одна Бабочка. Эта Бабочка описывает еще один круг вокруг группы и приветствует каждого Тори на японский манер (легкий поклон, руки по бокам).

Методы, помогающие определить значимость вопроса или проблемы для

участников, их отношения, степень вовлеченности.

«Выбери дистанцию»

Педагог объявляет какой-либо предмет символом обсуждаемой темы встречи с родителями и ставит его в центре группы. Затем предлагает родителям встать на таком расстоянии от предмета, которое могло бы лучше всего продемонстрировать их близость или отдаленность по отношению к теме встречи. Данный метод подходит для прояснения ситуации в группе родителей, дает возможность высказаться по теме тем родителям, которые не всегда могут (или им не всегда удается) выразить словами свое отношение к чему-либо. Я использую этот прием очень часто. Например, на собрании «Кризис 3 лет», я поставила в середину комнаты мяч и сказала родителям:

Представим себе, что этот мяч пресловутый Кризис 3-х лет. Встаньте, пожалуйста, на таком расстоянии от мяча, которое продемонстрирует вашу близость или отдаленность по отношению к теме нашего практикума.

«Три дорожки»

Аналогичный метод предыдущему. Родителям предлагается поставить свою фигурку на одну из трех дорожек. Красная означает сильное ваше беспокойство, жёлтая - умеренное, зелёная полоска - нет особого беспокойства. Этот метод я использовала на собрании в форме круглого стола «Роль семьи в преддошкольный период жизни ребёнка». Родителям предлагалось взять фигурку человечка и написать на ней синей пастой, те черты которые помогут и красной пастой те черты – которые затруднят учёбу ребёнка в школе. А после этого поставить фигурку на одну из трёх полосок - дорожек, ведущих к школе. СЛАЙД 7

«Клубок вопросов»

В начале родительского собрания каждый из родителей записывает свои вопросы по теме собрания на узких полосках бумаги, которые сматывают в один общий клубок. И в практической части собрания, воспитатель предлагает одному из родителей, разматывая этот клубок, ответить на вопрос. Если человек медлит с ответом, то на помощь ему приходят другие. Один участник может отвечать только на один вопрос, а затем передавать клубок дальше. И так – пока не будут рассмотрены все вопросы.

«Сундучок с вопросами»

Отличие метода от предыдущего в том, что сундучок заполняется до собрания, на этапе подготовке к нему. И в начале собрания, педагог, сообщив тему собрания, говорит: «И сегодня мы разберем следующие вопросы» и достаёт из сундучка вопрос, зачитав, передает следующему родители и так до тех пор, пока вопросы не закончатся.

2 – основная часть. СЛАЙД 8

Цель теоретической части – просвещение (минилекторий, педагогический всеобуч) т. е. выступление по теме собрания. Сюда же можно отнести и анализ результатов микроисследования.

1. Теоретическую часть невозможно сразу начать с лекции, нужно дать участникам возможность до лекции подискутировать, выразить свою точку зрения. Поэтому, как правило, теоретическую часть собрания, я начинаю с постановки вопроса по теме собрания, например: тема собрания «Хорошие манеры без муштры» можно начать с вопроса «Какого ребёнка вы считаете воспитанным?»

2. Ранжирование тезисов. Участникам предлагаются листочки с тезисами и ведущий просит их проранжировать (пронумеровать по степени значимости). Я использовала это упражнение на собрании «Роль семьи в преддошкольный период жизни ребёнка». Родителям предлагалось выбрать 3 основных фактора успешной подготовки и адаптации ребёнка к школе, и проранжировать их. А потом был организован диспут. И после него уже лекторий.

3. Постановка дискуссионных вопросов. Скажите, в чем на ваш взгляд… Как вы считаете….

4. Просмотр видеоматериалов, например, на итоговом собрании я показывала фильм, где дети и педагоги дополнительного образования говорили о то, чему дети научились за год. Или когда мы с родителями разбирали тему поощрения и наказания, то был показан фрагмент беседы с детьми, где дети высказывались о том, как их дома наказывают и поощряют.

5. Прослушивание аудиозаписи детских высказываний

6. Работа с высказываниями великих людей на определенную тематику. Родителям предлагается отобрать и прикрепить на магнитную доску цитаты, афоризмы, которые подходят к теме собрания. Для удобства их можно напечатать на формате А4.

7. Мудрые мысли. На каждом столе лежат карточки с пословицами, четверостишьями, цитатами, поговорками на тему собрания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом. Все родители ознакомятся.

8. Использование различных притч. Лучше это сделать либо в начале теоретической части собрания, либо, наоборот, в качестве перехода к практической части.

На каждом собрании я использую притчи. Иногда, прочитанная или рассказанная притча дает больший результат, чем долгое объяснение прописных истин, давая возможность задуматься над своими поступками и поступками своих детей.

Так же, притча содержит мотивирующий компонент и ее можно использовать в начале беседы для того, чтобы заинтересовать родителей в обсуждении затрагиваемых вопросов, заинтриговать их. СЛАЙД 9

9. ОКНО – очень короткие новости по теме собрания. Сюда же можно отнести интересные факты, исследования.

10. Анализ результатов опроса, анкетирования.

Желательно. Что бы все результаты предоставлялись в наглядной форме. Интересной наглядной формой может послужить «Живая модель». Например, анализ теста родительских стилей воспитания. 3 родителям даются листы с результатами. И педагог просит их встать так, что бы на первом месте был % семей с демократическим стилем воспитания, на 2 - с либеральным, и на 3 с авторитарным. Встанут участники правильно или не правильно – это в любом случае повод для обмена мнениями. СЛАЙД 10

Продолжение следует в следующем посте.

Публикации по теме:

Нетрадиционные формы работы с родителями: Имитационная игра с родителями второй младшей-средней группы.Нетрадиционные формы работы с родителями: Имитационная игра с родителями второй младшей-средней группы. Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание. Практика показывает, что традиционные родительские собрания и.

Родительское собрание в старшей группе по правилам дорожного движения.Родительское собрание в старшей группе по правилам дорожного движения. Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание. Традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Проведение родительских собраний в нетрадиционной форме» (часть I)
Опубликовано: 28 октября 2014 в 00:10
+69Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Проведение родительских собраний в нетрадиционной форме» (часть I)» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Павлова (УИ 138679) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 60.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД