Получи документы

Консультация для педагогов «Самодеятельная, или спонтанная игра»

ольга танцура
Консультация для педагогов «Самодеятельная, или спонтанная игра»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов "Самодеятельная или спонтанная игра"

Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта детских видов деятельности.

Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества.

Публикация «Консультация для педагогов „Самодеятельная, или спонтанная игра“» размещена в разделах

Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования. Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО).

Существует несколько классификаций игр.

Классификация игр детей дошкольного возраста (по Е. В. Зворыгиной и С. Л. Новоселовой).

1) Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей):

Самостоятельные игры:

Игра – экспериментирование

Самостоятельные сюжетные игры:

Сюжетно – отобразительные

Сюжетно – ролевые

Режиссёрские

Театрализованные

2) Игры, возникающие по инициативе взрослого:

Игры обучающие:

Сюжетно-дидактические

Подвижные

Музыкально-дидактические

Досуговые игры

Игры – развлечения

Интеллектуальные

Празднично – карнавальные

Театрально – постановочные

3) Игры, идущие от исторически сложившихся традиций:

Традиционные или народные. [4]

Более подробно хотелось бы остановиться на играх, возникающих по инициативе ребенка. Положение о ведущей роли самодеятельных игр нашло воплощение в новой классификации детских игр, предложенной С. Л. Новоселовой [2], где в качестве ведущей деятельности выступает не просто сюжетно-ролевая, а именно самодеятельная игра, т. е. игра, инициатива в которой принадлежит ребенку. Ребенок не просто сам выбирает сюжет для своей игры, но и в ходе такой игры сам ставит себе игровые задачи, самостоятельно находит их решение доступными ему игровыми способами, самостоятельно выбирает и свободно использует необходимые ему игровые средства. Что же касается разыгрывания тех или иных конкретных сюжетов (направленных на формирование определенных личностных качеств ребенка или расширение его знаний в какой-либо области, то они, безусловно, имеют важное значение для обогащения детского игрового опыта, который затем ляжет в основу его самодеятельной игры, поможет в уточнении каких-то его знаний, в формировании определенных поведенческих навыков и т. д., но в отрыве от самодеятельной игры всё равно нельзя обеспечить полноценного развития ребенка.

А. В. Запорожец подчеркивал, что самостоятельной детской игре принадлежит ведущее значение в плане всестороннего развития ребенка: и в отношении его социального развития («это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в коллективе, в котором формируются общественные качества и моральное сознание личности» [1], и в отношении эмоционального развития, и для формирования произвольности поведения, и для развития воображения, образного мышления ребенка и т. д.

Для того чтобы игра успешно возникла и имела своё продолжение, была интересной, содержательной и просто доставляла удовольствие, важно тщательно продумать и организовать развивающую предметно-пространственную среду в группе, которая была бы открытой, доступной и не только развивающей, но и развивающейся. Она включает в себя разнообразие предметов и объектов социальной действительности, где каждый предмет и объект, в свою очередь, несёт определённые знания об окружающем мире, становиться средством передачи социального опыта.

При организации развивающей предметно – пространственной среды следует руководствоваться правилами:

предоставление детям возможности самостоятельно делать выбор своей деятельности

учёт возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей детей

доступность всех предметов и материала

привлечение в качестве помощников родителей

Материал развивающей предметно-пространственной среды группы должен постоянно меняться в зависимости от угасания или возникновении интереса детей. Все имеющиеся в группе материалы, должны находиться в полном распоряжении детей. Любой ребёнок может самостоятельно решить, что ему сейчас нужно и как это использовать. Он сам подбирает себе материалы и использует их так, как необходимо для реализации им собственных идей и планов.

Спонтанная или самодеятельная игра - это прирождённая, полная радости своеобразная деятельность ребёнка, которая происходит не ради какой либо внешней цели, а для собственного удовольствия. Игра для ребёнка - это обстоятельства, в которых он чувствует себя свободно, раскованно, эмоционально возвышенно. Именно в такой непринуждённой ситуации, не заметно для себя, без напряжения и усталости дети приобретают социальный опыт, учатся думать, работать, творить.

В целевых ориентирах ФГОС указано, что ребенку нужно создать условия для проявления инициативы и самостоятельности. Проблема безынициативности детей очень серьезна. Только проявляя инициативу и обладая самостоятельностью, ребенок сможет поставить собственные цели. Ребенок по природе активен, ему надо реализовывать себя.

Игра учит ребенка ставить цели. Учит быть самостоятельным. Мотивы, цели, способы исполнения – вот единство трех компонентов. Очень часто в детском саду мотивы и цели ставит педагог, ребенку остается только способ исполнения. Вернуть ребенку единство всех трех компонентов очень важно, и идеальной формой для этого является самодеятельная игра. [5]

Основная функция самодеятельной игры заключается в том, что она позволяет ребенку практически, в процессе организуемого им самим игрового действия утвердиться в том или ином знании, опробовать его практически и по-настоящему присвоить. Очевидно, что уровень умственного развития ребенка определяет не то, как много он знает и может воспроизводить эти знания в близкой по контексту ситуации или в ответ на вопрос, а то, насколько он способен строить свою реальную деятельность на основе этих знаний. Для оценки значим не прямой перенос способа действия, а его обобщение и применение в разных условиях. [3]

Используемые источники:

1. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. I. Психическое развитие ребенка. М., 1986.

2. Новоселова С. Л. Новая классификация детских игр // Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: Материалы международной научно-практической конференции. Ч. I. М., 1995.

3. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/kip/2006/n1/Trifonova_full.shtml [Проблема самодеятельной игры в контексте основных идей А. В. Запорожца - Культурно-историческая психология - 2006. Том. 2, № 1]

4. https://dou-petrovka.caduk.ru/p70aa1.html

5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/11/25/statya-podderzhka-spontannoy-igry-detey-eyo

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо»Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо» Детский кукольный театр всегда популярен у маленького зрителя. Каждое представление вызывает неописуемый восторг у малышей! Для них то,.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для педагогов «Гиперактивность-что это?»Консультация для педагогов «Гиперактивность-что это?» От автора. Над изучением проблемы гиперактивности, я работала в течение всего 2015-2016 учебного года, выкладывая материал на разные сайты,.

Консультация для педагогов и родителей «Дидактическая игра — находка дошкольной педагогики» для младшего дошкольного возрастаКонсультация для педагогов и родителей «Дидактическая игра — находка дошкольной педагогики» для младшего дошкольного возраста Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Прежде всего, в дидактических играх осуществляется познавательное.

Консультация для педагогов и родителей «Магнитный конструктор — увлекательная игра»Консультация для педагогов и родителей «Магнитный конструктор — увлекательная игра» Консультация для педагогов и родителей. «Магнитный конструктор-увлекательная игра» Увлекательной и совершенно новой игрой считается магнитный.

Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка»Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка» ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА. Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится.

Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника»Консультация для педагогов «Игра как средство воспитания дошкольника» Игра-один из тех видов детской деятельности,которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников,обучения их различным действиям.

Консультация для педагогов о майоликеКонсультация для педагогов о майолике «Сувенирами чувств-с» Сегодня, дорогие коллеги, я предлагаю освежить наши знания о старинном ремесле-искусстве, родившемся вдали от нашей.

Консультация для родителей и педагогов «Счётные палочки для дошколят — это и учёба, и игра»Консультация для родителей и педагогов «Счётные палочки для дошколят — это и учёба, и игра» 5 ноября. Смотр игр со счётными палочками на МААМ. Дети, особенно в дошкольном возрасте, очень любознательны. Задача взрослых - помочь им.

Консультация для педагогов по робототехнике Консультация, обмен опытом для педагогов по робототехнике. В городе Биллунд, Дания, находится завод, который производит всемирно известный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Самодеятельная, или спонтанная игра»
Опубликовано: 9 ноября 2021 в 21:33
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Самодеятельная, или спонтанная игра»» (включая файлы) размещена пользователем ольга танцура (УИ 892353) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД