Наталья Глухова
Консультация для педагогов «Совершенствование речи детей через диалог»
▼ Скачать + Заказать документы
«Совершенствование речи детей через диалог»
Составила: воспитатель
Глухова Наталья Владимировна
В ФГОС указано, что одно из требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования является владение детьми речью, как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи (ст. п. ФГОС).
Публикация «Консультация для педагогов „Совершенствование речи детей через диалог“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Результаты диагностики показывают, что у многих детей существуют проблемы со связной грамматически правильной речью, поэтому данную проблему мы считаем актуальной и тема нашей сегодняшней встречи : «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»
Связная речь – это единое смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Связная речь делится на монологическую и диалогическую речь.
Монологическая - речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют.
По мнению А. Г. Арушановой: «Диалогическая речь – это когда беседуют два (или более) партнера на какую – либо тему. Диалогическая речь предполагает ожидание ответа и готовность ответить самому. Но полноценным диалогом является не просто обмен информацией, а также взаимодействие партнеров, при котором они уважают друг в друге личность. Это межличностное общение, обмен чувствами, поиск взаимопонимания. А главное – это путь к совместным мыслям, чувствам, переживаниям, к сотрудничеству, к общей деятельности…»
Диалогическая речь делится на две формы: беседа и разговор.
Беседа – это общение людей, передача друг другу словесных сообщений, обмен мыслями и чувствами. В структуру беседы входит:
*Начало беседы
*Основная часть- используемые приемы (объяснение, рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, показ наглядного материала, игровые приемы, ТСО, вопросы)
*Конец беседы
Разговор – словесный обмен сведениями, мнениями.
Виды разговоров:
*Плановый
*Внеплановый
*Коллективный
*Индивидуальный
В индивидуальном разговоре легче сосредоточить внимание ребенка на отдельных ошибках в его речи, выявить его недостатки, определить, в чем следует поупражнять ребенка, узнать его интересы, стремления, настроение.
В коллективном разговоре участвуют несколько детей или вся группа.
Разговоры с детьми могут быть плановыми и внеплановыми.
К плановым разговорам педагог готовится заранее. Внеплановые разговоры педагог не планирует, они возникают по инициативе детей или его самого. (во время прогулок, игр, режимных моментов).
Для разговоров с детьми педагог использует все моменты жизни детского сада. Встречая детей в утренние часы, можно поговорить с каждым ребенком, спросить о чем-то (Кто сшил платье? Куда ездили в выходные с мамой и папой? Что видел интересного).
Тематика и содержание разговоров определяются задачами которые ставит педагог и зависят от возрастных особенностей детей.
Главной целью в работе над развитием диалогической речи является – совершенствование умения детей пользоваться диалогом как формой общения.
Задачи:
*Способствовать освоению языка как средства общения.
*Развивать умение детей устанавливать социальные контакты друг с другом с использованием всех доступных речевых и неречевых средств.
*Учить детей устанавливать интерактивное взаимодействие (умение слушать и слышать собеседника, инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение и т. д.)
В процессе решения данных задач у детей развиваются следующие умения:
-Умение активно вступать в контакт с собеседником, быстро реагировать на реплики, пользуясь различными их видами (вопрос,сообщение, дополнение, просьба, предложение и т. д.)
-Владение разнообразными формами речевого этикета, употребления их без напоминания (во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику, не говорить с полным ртом, не вмешиваться в разговор взрослых)
-Умение использовать мимику и жесты.
Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.
В группах раннего возраста- развитие понимания речи окружающих и использование активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых: Кто это? Что делает? Какой? Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.
Роль педагога - инициатор.
В младшем дошкольном возрасте необходимо добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение с взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми.
Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета: здороваться, прощаться в детском саду и семье, поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения.
Роль педагога остается ведущей.
В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Педагог больше внимания уделяет качеству ответов детей : учит отвечать как в краткой, так и распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.
Роль педагога – собеседник.
В старших группах следует более точно, отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по - разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе. Внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным. Строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.
Роль педагога – наблюдатель (при необходимости координатор)
Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр, прочитанных книг, просмотренных кинофильмов.
Огромную роль в развитии диалогической речи имеют игры (подвижные игры, народные игры, словесные игры, сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, игры – драматизации, игры – инсценировки, режиссерские игры, которые можно включать не только непосредственно – образовательную и в самостоятельную деятельность детей. Несомненным достоинством игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон. Необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям.
Таким образом, можно сделать вывод, что речевое развитие детей дошкольного возраста это наиболее благоприятный период для развития диалогического общения с взрослыми и сверстниками.