Приложение МААМ

Консультация для педагогов «Создание условий для познавательной деятельности дошкольников»

Татьяна Шуклина
Консультация для педагогов «Создание условий для познавательной деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

В процессе обучения на занятиях у детей формируются способы познавательной деятельности. Детей следует учить наблюдать, обследовать предмет, видеть существенные и характерные детали, подмечать в предметах общие признаки, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и зависимости в наблюдаемых явлениях. Большие возможности для этого предоставляются на экскурсиях, в предметных беседах, где дети имеют возможность непосредственно наблюдать и воспринимать предметы и явления.

Публикация «Консультация для педагогов „Создание условий для познавательной деятельности дошкольников“» размещена в разделах

Прежде чем организовать познавательное наблюдение с детьми, воспитатель должен предварительно сам проанализировать объект, предлагаемый детям, определить его существенные и главные признаки, с тем, чтобы своими указаниями и вопросами направлять восприятие детей. Следуя, указаниям и вопросам они получают правильное представление об объекте наблюдения и учатся способам наблюдения. Когда дети будут иметь представление о том или ином объекте, воспитатель может предложить им сравнить два-три объекта, связанных по функции, по материалу или по какому-либо другому признаку, что развивает у них такую операцию мышления, как сравнение.

На занятиях в подготовительной и старшей группах не только увеличивается объем знаний и получаемой информации, но и уточняются имеющиеся у них знания. Накопленные конкретные представления о предметах, о деятельности людей, о жизни природы служат основой формирования у них общих понятий.

Чтобы формировалась познавательная деятельность детей нужно увлечь интересной (но не развлекательной) работой, развивать у них любознательность, желание исследовать, открыть, найти правильное решение. Развивая у детей интерес к познавательной деятельности в подготовительной к школе группе, воспитатель формирует умение выполнять по требованию неинтересную, но нужную работу, которая требует волевого усилия.

Устойчивость внимания детей легче поддерживается на занятиях, требующих активных действий, когда воспитатель ставит перед детьми задачи на сопоставление, поиск, установление связей, обобщение.

Формируя устойчивое внимание, воспитатель должен знать причины, действующие отрицательно на внимание детей. Одной из причин неустойчивости внимания является утомление детей, которое наступает при однообразии выполняемых действий, скучных повторений известного, бездействия, длительного сохранения одной и той же позы.

Познавательная деятельность на занятиях должна формироваться средствами, действенными по отношению ко всем детям группы. Но при этом нельзя забывать, «что учение», есть индивидуальная деятельность детей. Здесь каждый ребенок проделывает определенную умственную и физическую работу индивидуально. Нужно учитывать индивидуальные способности детей: одни быстро воспринимают и запоминают материал, другие медленно ориентируются в том, что предлагает воспитатель, неуверенно действуют. Один ребенок не будет рассказывать после хорошего рассказа товарища, его лучше спросить в первую очередь, а другого этот рассказ вызовет желание следовать примеру. Несколько иной подход нужен к детям, которые хорошо и быстро усваивают материал. Им нужно предложить дополнительные задания после того, как они выполнили основные.

Необходимо принимать во внимание и состояние здоровья детей. В процессе подачи материала особое внимание воспитатель должен обращать на тех детей, которые не уверены в своих силах, слабее усваивают материал, чаще провоцировать их на ответ.

Нельзя признать правильно довольно распространенную практику такого «индивидуального подхода», когда воспитатели, видя, что некоторые дети чего-то не усвоили, преподносят материал не на занятиях, в часы игр, устраивая своего рода дополнительные индивидуальные занятия. Следует отметить, что если воспитатель не уделяет внимания слабым детям на занятии, то они выключаются из общей работы, приучаются к пассивному, бездеятельному отсиживанию и впоследствии эту отрицательную привычку могут перенести в школу.

В процессе формирования познавательной деятельности у ребенка развивается самоконтроль, т. е. способность сравнивать свои действия, результат с тем, чему его учат. Поэтому ребенку нужно понятно рассказать, что у него хорошо, что у него получилось неудачно и почему. Только такая оценка будет способствовать развитию у детей умения оценивать свою работу. Обязательно нужно отмечать успехи застенчивых детей, их старательность, добросовестность. Оценка воспитателя всегда должна одобрять, поддерживать желание познавать.

Следует помнить, что в процессе формирования познавательной деятельности развивается детская личность.

Публикации по теме:

Игра по воспитанию ЗОЖ «Часы здоровья»Игра по воспитанию ЗОЖ «Часы здоровья» ПАСПОРТ ИГРЫ Цель игры: Цель игры к варианту №1 для детей 3-4 лет. 1. Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи 2. Закрепить.

Ознакомление дошкольников с животным миром Арктики и Антарктики. Презентация. Добрый день, уважаемые коллеги! Недавно у нас была тема "Животные Арктики и Антарктики". Как здорово все-таки, что есть Интернет и возможность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Создание условий для познавательной деятельности дошкольников»
Опубликовано: 21 ноября 2013 в 20:48
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Создание условий для познавательной деятельности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шуклина (УИ 146477) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД