Получи документы

Консультация для педагогов «Трудности в освоении графических навыков и способы их решения»

Анна Саватеева
Консультация для педагогов «Трудности в освоении графических навыков и способы их решения»

Трудности в освоении графическими навыками и способы их решения

Формирование графических умений не подчиняется возрастным рамкам. Из опыта часто можно встретить, как дети средней группы (3-4) года в той же степени владеют пишущим инструментом, как и воспитанники старшей и подготовительной к школе группы (5-7 лет). Причиной такого неравномерного развития служит сложные многокомпонентные нейрофизиологические компоненты у каждого ребенка по-отдельности. К сожалению, незрелость одного из них и приводит к сложностям овладения графическими навыками и если не вести коррекционную работу с такими детьми, то в будущем овладение письмом будет очень трудным для будущих школьников и это негативно отразится на общей успеваемости по основным учебным предметам и возникновению дезадаптации ребенка в школьном учреждении. Поэтому важно своевременно выявить отставание в развитии графических навыков, определить его причины, информировать о наличии проблемы родителей воспитанника и оказать ему соответствующую помощь. Вовремя проведенный курс специальных занятий может избавить дошкольника от многих серьезных проблем в будущей школьной жизни.

Публикация «Консультация для педагогов „Трудности в освоении графических навыков и способы их решения“» размещена в разделах

Частой проблемой несформированности графических навыков является слабость развития крупной и мелкой моторики обнаруживает себя также в рисунках дошкольников: неровные, дрожащие линии; слишком слабый или слишком сильный нажим, неравномерный при закрашивании; рисунок с трудом умещается на листе или в определенном контуре; возникают трудности с проведением прямой линии в заданную точку; рисованием плавных линий (например, вместо волнистой линии получается зубчатая); рисунок слишком крупный или слишком мелкий по сравнению с образцом.

Необходимо понимать, что привлечение ребенка к таким, казалось бы, не связанным с рисованием, видам деятельности, как занятия музыкой, физкультурой, подвижные игры, а также ручная деятельность (изготовление поделок, - являются для него неотъемлемой частью подготовки руки к письму. Невозможно научить ребенка с моторной неловкостью хорошо рисовать и писать без формирования общей координации движений, чувства ритма, мелкой моторики.

При формирования графических навыков у таких детей желательно соблюдать ряд правил: следить за правильной позой воспитанника за столом и правильным захватом карандаша (здесь может помочь специальная насадка на карандаш) и обращать на это внимание самого ребенка; начинать работу над формированием графических навыков с крупных изображений, постепенно переходя к более мелким (сначала на листах формата А3, потом А4); осуществлять с детьми отработку контуров (многократное обведение изображения пальцем, разноцветными мелками, выкладывание фасолью и т. д.); проводить работу с «дорожками» (рисовать линии по заданной «дорожке» - это является одним из этапов подготовки к работе в строке); учить детей рисовать плавные линии («волны», «лианы», «гоночные трассы для автомобилей») : сначала на больших листах, затем постепенно переходя к формату А4; рисовать заданные линии или фигуры с открытыми и закрытыми глазами, правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно; использовать необычные способы рисования, которые активизируют тактильное восприятие (рисование песком, на песке или крупе, гелем для бритья, пластилином, процарапывание на воске или на пластилине, рисование мелом на доске или на асфальте и т. д.).

Еще одной часто встречающейся проблемой, которая затрудняет овладение графическими навыками, являются трудности концентрации внимания и планирования собственной деятельности у дошкольника. Если вести наблюдения за такими детьми в свободной деятельности, можно заметить, что он часто меняет занятия или занят чем-то очень примитивным и однообразным (перекладывает игрушки, строит однотипные домики и т. д., не старается развернуть сюжет в своей игре, быстро заражается эмоциями других детей, чаще играет со сверстниками не в сюжетные игры, а в догонялки, ему сложно ждать своей очереди, он слабо предвидит последствия своих действий. В процессе организованной образовательной деятельности дети с проблемам в концентрации внимания с трудом удерживаются на своем месте, быстро утомляются, теряют интерес к предлагаемым заданиям, часто отвечают и действуют импульсивно, не всегда могут оценить, правильно или неправильно выполнено задание.

Разумеется, похожее поведение свойственно всем детям дошкольного возраста. Произвольный контроль деятельности, как следует из теории возрастного развития, предложенной Д. Б. Элькониным, постепенно формируется лишь к семи годам, когда от воспитанника можно ожидать более осознанного и произвольного поведения. В дошкольном возрасте внимание ребенка преимущественно управляется тем, что для него эмоционально значимо, вызывает интерес, связано с его личными переживаниями, игрой. Поэтому здесь важно отличать реальные трудности с концентрацией внимания и планирования деятельности от несоответствия завышенным требованиям взрослых. Согласно представлениям возрастной психологии, если дошкольник может фокусировать внимание и планировать ту деятельность, которая для него интересна, но при этом не удерживается в скучном, неинтересном задании «по заданию», это вполне соответствует закономерностям возрастного развития. Если же ребенок не может сосредоточиться на той деятельности или игре, которая вызывает у него интерес, то это действительно свидетельствует о проблемах в его развитии.

Важным аспектом, который связан с успешностью обучения, является самооценка ребенка. Чтобы дошкольник хотел заниматься рисованием или выполнять графические задания, необходимо, чтобы он почувствовал себя успешным в этой деятельности. Для этого важен подбор заданий – не очень легких и не очень трудных для его возраста, требующих небольшого усилия для выполнения. Чем сложнее дается ребенку работа с карандашом, тем меньше должно быть это усилие, хотя бы поначалу.

Чтобы помочь ребенку с трудностями концентрации внимания и планирования деятельности овладеть необходимыми графическими навыками, нужно продумать расширенную программу специальных занятий. Они могут включать в себя специальные игры и задания, которые учат концентрироваться, удерживать в голове цепочку из нескольких действий (т. е. планировать свою деятельность). Например, подвижные игры с правилами (игры «на внимание», например, «Съедобное-несъедобное»); настольные игры; выполнение поручений из нескольких пунктов (запоминание последовательности действий); конструирование по образцу.

Кроме перечисленных трудностей в развитии ребенка, которые влияют на формирование графических навыков, важно указать на проблемы обучения, связанные с мотивацией. Проблемы обучения, связанные с мотивацией тоже являются неотъемлемой составной перечисленных трудностей в развитии ребенка, влияющие на формирование графических навыков.

Совместно с подбором заданий, роль педагога заключается в эмоциональной поддержке детей, поощрении их усилий. На первых этапах важен не результат, а старание. Если взрослый будет акцентировать внимание дошкольника даже на небольших успехах, то маленький художник сможет постепенно обрести уверенность, а вместе с ней – желание идти дальше. Напротив, одна-две резких оценки трудов ребенка надолго отобьет у него желание заниматься рисованием и письмом по собственной воле, без принуждения со стороны взрослых.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения»Консультация для педагогов «Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения» Мотивация на обучение — это процесс стимулирования интереса и желания ребёнка учиться, развиваться и получать новые знания. Она играет важную.

Консультация для педагогов и родителей «Способы развития сенсорики у детей»Консультация для педагогов и родителей «Способы развития сенсорики у детей» Развитие сенсорики у детей должно быть увлекательным и интересным, чтобы стимулировать их естественное любопытство и желание учиться.

Игровые приёмы для развития графических навыковИгровые приёмы для развития графических навыков Консультация для педагогов и родителей Уважаемые коллеги, я продолжаю тему, начатую в прошлой публикации, которая была посвящена проблеме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Трудности в освоении графических навыков и способы их решения»
Опубликовано: 13 июля 2025 в 20:02
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Трудности в освоении графических навыков и способы их решения»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Саватеева (УИ 2441756) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных