Ткачева Татьяна
Консультация для педагогов «Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения».
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для педагогов
«Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения»
Педагог – психолог :
Ткачева Т. В.
Общение – это видимая, наблюдаемая,
выявляющаяся вовне связь людей.
Отношение и взаимоотношение –
стороны общения.
Отношение – это позиция личности ко всему, что его окружает, и к самой себе. Человек по-разному относится к вещам, событиям, социальной роли, людям. Что-то ему нравится, а что-то нет. Одни события, факты его волнуют, а другие оставляют равнодушным. Чувства, интересы, внимание – это те психические процессы, которые выражают отношения человека, его позицию.
Публикация «Консультация для педагогов „Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения“,» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Взаимоотношение – взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности.
Позитивные отношения между детьми внутри группы – залог успешности их коммуникативного поведения в будущем. Между тем, в детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Задача воспитателя – не просто умело разрешать острые ситуации среди воспитанников, но и, что более важно, не допускать их появления. А сделать это можно, создав крепкие и дружеские отношения между ребятами.
Обязательное условие нормального развития ребенка – его активное общение. Процесс общения способствует формированию речевой активности, обусловливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Таким образом, умение общаться, устанавливать дружеские, конструктивные отношения, учитывать состояние другого – навыки, необходимые не только взрослому человеку.
Коммуникабельные дети в меньшей степени подвержены социальному одиночеству, включены в игровую деятельность со сверстниками, часто занимают позицию лидеров в своей возрастной группе. И, наоборот, дети, испытывающие с раннего возраста недостаток общения, имеющие ограниченный круг социального взаимодействия или низкое качество личностных контактов, сталкиваются с многочисленными психологическими трудностями.
Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. И все это протекает естественным образом, без свойственных взрослым проявлений фальши и лицемерия. Однако эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем у взрослых. Без преувеличения можно сказать, что в каждой группе детского сада, особенно в старших и подготовительных, воспитатели наблюдают сложную и порой драматическую картину межличностных отношений детей.
Человек – существо социальное: большую часть своей жизни оно проводит в коллективе, поэтому умение строить взаимоотношения со сверстниками, товарищами – это залог будущей успешной жизни. Педагогу очень важно научить этому всех своих воспитанников, ведь он готовит ребят к серьезному этапу на их жизненном пути – обучению в школе.
Чтобы правильно построить работу, направленную на улучшение внутригрупповых отношений и сплочению коллектива дошкольников, необходимо:
Провести диагностику эмоциональных связей в группе;
Измерить степень сплоченности / разобщенности детей;
Определить эмоциональные привязанности;
Выявить «социометрические позиции», т. е. определить иерархическое место того или иного ребенка в группе;
Обнаружить внутригрупповые «союзы»;
Определить круг детей, оставшихся со стороны сверстников без внимания и уважения, которым требуются помощь и поддержка воспитателя, педагога – психолога.
Эти задачи можно решить с помощью наблюдения за поведением детей в естественных для них условиях и некоторых социометрических методик (например, методика Дж. Морено «Социометрия» и методика Н. В. Микляевой «Цветовой тест отношений»).
Методика «Социометрия» позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.
Методика «Цветовой тест отношений» базируется на психологической характеристике цветов и позволяет выявить уровень эмоциональной привлекательности, близости, симпатии в отношениях между детьми.
Чаще всего выявляются следующие проблемы:
Импульсивное поведение некоторых детей в группе и неумение управлять своими эмоциями;
Отсутствие в детском коллективе группировок, основанных на взаимных симпатиях;
Преобладание детей с невысоким социометрическим статусом;
Низкий уровень групповой сплоченности;
Низкий уровень благополучия в группе.
Решению данных проблем способствует цикл занятий, представленных в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 5 за 2009 год, стр. 50 – 56. Их может проводить как педагог – психолог, так и воспитатель группы.
Цели занятий:
Снятие напряжения в коллективе;
Развитие навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия;
Раскрепощение неуверенных в себе детей;
Сплочение группы.
Занятия ориентированы на детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет) и проводятся один раз в неделю. Каждое занятие имеет четкую структуру:
- организационная часть (состоит из упражнения – приветствия и упражнения – разминки, цели которой – настрой и активизация детей на совместную деятельность, снятие чрезмерного эмоционального напряжения;
- основная часть (состоит из беседы на заданную тему или разбора предложенной проблемной ситуации и развивающих и подвижных игр, ее цель – развитие навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия;
- заключительная часть (состоит из упражнения – прощания, цель которой – символическое окончание занятия, выражение детьми своего отношения к той ил иной части занятия, подведение итогов, закрепление в беседе нового опыта, настрой на обычные дела.
Самое главное, что требуется от педагогов, работающих с детьми, - это умелое руководство их деятельностью, предоставление им свободы и самостоятельности.
Воспитатели должны поддерживать инициативу дошкольников, видеть маленький и большой успех каждого ребенка в порученном ему деле и умело поощрять его. И тогда результат не заставит себя ждать!
Советы воспитателю
для создания бесконфликтной обстановки в группе.
1. Создайте в группе единую систему традиций и ценностей. Этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые групповые мероприятия, празднование дней рождения воспитанников.
2. Особое внимание следует обратить на «изолированных» детей : привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии всей группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.
3. Распределяйте между воспитанниками поручения.
4. Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках). Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивирована на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества.