Папки-передвижки

Консультация для педагогов

Любовь Джумагазиева
Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«Развитие у ребенка психофизиологических способностей восприятия дорожной обстановки»

В настоящее время в связи с повышением числа дорожно-транспортных происшествий встал вопрос о том, что детей с самых ранних лет, а именно, с дошкольного возраста следует обучать правилам дорожного движения, а также воспитывать у них культуру поведения на улице.

Всем нам известно, что дошкольники достаточно импульсивны, их внимание быстро переключается и рассеивается. Поэтому многим детям требуется индивидуальная работа над выработкой стиля поведения в дорожных ситуациях.

Публикация «Консультация для педагогов» размещена в разделах

Воспитателям следует вести эту работу, как на занятиях, так и в повседневной жизни. С этой целью можно использовать различные игры и упражнения на развития у детей таких психических процессов как внимание, восприятие и зрительная память.

Все эти качества связаны с восприятием дорожно-транспортной обстановки поэтому их необходимо развивать у детей.

Так как 85% происшествий возникает из-за того, что пешеход вовремя не заметил появившуюся опасность. Очень часто причиной этого становится недостатки, связанные со вниманием, памятью, глазомером. Поэтому, с начала следует с помощью тестов-заданий, определить есть ли проблемы у ребенка со вниманием, памятью, глазомером, а затем с помощью игр-заданий развивать эти качества.

Как определить какое у ребенка внимание?

Способность к концентрации и распределению внимания очень важна для пешехода. Ее отсутствие приводит к частым отвлечениям и, как следствие, пропуску событий и объектов. Оценить эту способность можно с помощью тестов: «Переплетенных линий», «Корректурная проба», «Найди отличия», «Лабиринты», «Найди точно такую же фигуру, картинку» и др.

«Переплетенных линий» (устойчивость внимания)

Ребенку предлагается бланк с переплетенными линиям. Начало каждой линии имеет номер (картинку) слева. А концы линий пронумерованы справа, номера начала и конца одной и той же линии не совпадают. Ребенку предлагается проследить по порядку все линии лазами, без помощи рук, и найти конец каждой линии. При этом вслух назвать номер (картинку) начала линии и ее конца. Необходимо фиксировать время, затраченное на весь тест, а также остановки, ошибки. На все задание отводится не более 4-х минут.

Оценки результатов:

Высокая устойчивость внимания – равномерный темп выполнения, 8 сек на каждую линию, отсутствие ошибок (время 1 мин 20 сек и меньше)

Средняя устойчивость – без ошибок, время в пределах 1,5 – 2 мин (или 1-2 ошибки, но быстрый темп)

Низкая устойчивость – 3 и более ошибки за то же время.

«Корректурная проба»

(способность распределения и концентрации внимания)

Способность ребенка распределять свое внимание можно проверить, используя специальные матрицы готовых корректурных проб, а также это могут быть буквенные, цифровые или с картинками бланки.

Ребенок, просматривая в корректурной матрице каждую строку последовательно, должен зачеркнуть одним или разными способами определенный элемент или несколько элементов.

Например, для такой пробы можно использовать обыкновенную колонку передовицы из газеты, вычеркивая в ней аналогично три разные буквы в течение 5 мин.

Оценки результатов:

Высокий темп – менее 2,5 мин, без ошибок и пропусков;

Средний – 2,2 – 3 мин, 1-2 ошибки или пропуска;

Низкий – 3 – 5 мин, 3 и более ошибок, много пропусков.

Хороша ли память у ребенка?

Информацию, которую пешеход получил, наблюдая за дорожно-транспортной обстановкой, он должен определенное время помнить, так как она нужна ему для принятия правильных решений. Особенно важна эта информация об обстановке сзади и сбоку. Кроме того, пешеход должен постоянно помнить правила дорожного движения, на которые он постоянно ориентируется, находясь на улице. Оценить зрительную память можно с помощью различных тестов: «Мнемотаблицы» «Узнавание фигур, картинок», «Пиктограммы», «10 картинок» и др.

«9 геометрических фигур»

(зрительно-пространственная память)

Ребенку предъявляют таблицу с простыми геометрическими фигурами (предметными картинками, всего 9 фигур. В течение 18 сек ребенок должен рассмотреть и запомнить фигуры, а затем в отсутствии образца воспроизвести их на бланке ответов (пустой таблице).

Оценки результатов:

Норма – 6 – 8 фигур

Очень низкий – меньше 4 фигур.

Точен ли глазомер у ребенка?

Чтобы оценить, как будет развиваться дорожная ситуация, в которой находится пешеход, надо уметь оценивать скорость, расстояние, время. Поэтому важно оценить уровень развития зрительного восприятия у ребенка. Это можно сделать, используя тесты на зрительное восприятие: «Наложенные фигуры», «Дорисуй фигуры», «Узнай кто это?» и др.

«Дорисуй фигуры»

Ребенку дают по очереди бланки и предлагают дорисовать на них фигуры (квадраты, круги, треугольники, предметы) и подчеркивают, что все фигуры одинаковые.

Оценка результатов:

Хороший уровень: дети понимают принцип работы, безошибочно дорисовывают фигуры.

Средний уровень: то же, что и в 1, но иногда допускают небольшую асимметрию в рисунках.

Низкий уровень: уменьшение площади дорисованной фигуры; грубые изменения ее формы; непонимание принципа работы.

Все эти тесты-задания можно использовать в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми для тренировки и развития наблюдательности и внимания, восприятия и глазомера, а также зрительной и пространственной памяти. Все эти психические качества необходимы для освоения правил дорожного движения и для воспитания правильного стиля поведения ребенка-пешехода на улицах города.

В индивидуально и групповой работе с детьми на занятиях можно использовать, следующие игры- упражнения:

«Мышка – птичка»

Цель: обучение способности: к помехоустойчивости; максимально сосредоточиться, не обращая внимания на помехи; сосредоточить внимание на словесной инструкции.

Описание задания: Воспитатель называет слово «мышка». Ребенок, услышав это слово, должен присесть на корточки. Услышав слово «птичка», ребенок должен встать и помахать руками. Затем взрослый выполняет действия, не соответствующие словам «птичка» и «мышка», т. е. мешает ребенку правильно выполнять инструкцию. Ребенок должен сосредоточиться только на словесной инструкции и не обращать внимание на помехи.

«Повторяй за мной»

Цель: обучение способности: к помехоустойчивости; максимально сосредоточиться, не обращая внимания на помехи; сосредоточить внимание на движениях.

Описание задания: Под любую считалочку воспитатель ритмично выполняет простые движения, например хлопает в ладоши, по коленям, топает ногой, кивает головой. Дети повторяют его движения и говорят считалочку. Неожиданно для них воспитатель меняет движение, и тот, кто вовремя не заметил этого и не сменил движение, выбывает из игры.

«Рассмотри внимательно»

Цель: развитие произвольного внимания.

Дидактический материал: сюжетная картинка желательно с изображением улицы города.

Описание задания: детям предлагается рассмотреть картинку и запомнить, что на ней изображено. Затем картинку убирают, закрывают. Дети должны назвать как можно больше деталей изображенных на картинке. Можно задавать вопросы по картинке. Дети должны ответить на все вопросы.

«Что изменилось?»

Цель: обучение навыкам запоминания образца, ситуации.

Дидактический материал: одна картинка, фотография с изображением улицы города. Другая – с изображением той же улицы, но машины, люди, животные находятся на других местах.

Описание задания: детям предлагается рассмотреть первую картинку и запомнить расположения машин, людей, животных. Затем предлагают другую картинку. Дети должны назвать отличия. Время не ограничено.

«Кто не на месте?»

Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.

Дидактический материал: 5-10 игрушек (машинок, животных, людей) небольшого размера.

Описание задания: игрушки выставляются на макет, рисунок улицы города и детям предлагается запомнить, какая игрушка на каком месте находится. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель меняет местами игрушки. После чего дети должны расставить игрушки по своим местам. Игра проводится 5-6 раз.

«Запомни порядок»

Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.

Описание задания: дети выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водит другой.

«Запомни фигуры»

Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.

Описание задания: воспитатель некоторое время показывает детям лист бумаги с изображенными на нем в произвольном порядке фигурами. Затем дети должны по памяти воспроизвести фигуры, каждый на своем листочке.

Публикации по теме:

«Знакомство с правилами дорожного движения»«Знакомство с правилами дорожного движения» МОДЕЛЬ И СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. СОСТАВИТЕЛЬ.

Презентация для педагогов Презентация для педагогов Особенности развития детей раннего возраста Автор: Гудошникова Е. Д. Источник: АППО СПб [hide]ПРЕЗЕНТАЦИЯ[/hide].

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов
Опубликовано: 17 февраля 2012 в 21:07
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Джумагазиева (УИ 3154) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД