Ольга Маринина
Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей средней группы :
«Воспитание и обучение детей с нарушением зрения»
Успешное воспитание слабовидящего ребёнка в значительной мере зависит от того, знают ли родители закономерности развития зрячих детей. Как развивается слепой ребёнок по сравнению с нормой? Специалисты утверждают, что их развитие подчиняется тем же законам, что и нормально видящих. Потеря или глубокое нарушение зрения лишь влияет на ход развития, несколько замедляя его. Основополагающий фактор для правильного развития любого ребё нка раннего возраста будет положительно окрашенное общение с ним окружающих взрослых: это забота взрослого, его активность в занятиях с ребёнком по знакомству с предметами, необходимыми в жизни. Задачи физического развития, формирование его движений, овладение своим телом те же, что и у зрячего. Отрицательное влияние слепоты может сказаться в том случае, если двигательная активность ребёнка не стимулируется взрослым – звуком, голосом.
Публикация «Консультация для родителей» размещена в разделах
Более сложные и серьёзные задачи возникают в период, когда для полноценного развития ребёнка необходимо, чтобы он самостоятельно передвигался в пространстве и общался со сверстниками. Здесь важен не только вербальный фактор, но и навыки участия в общей деятельности – в коллективной игре. Именно здесь начинают влиять тормозящие факторы: ограничения в самостоятельной ориентировке и передвижении в пространстве и связанные с этим затруднения в предметно-практической деятельности, а также меньший запас представлений об окружающем.
Возникают вторичные нарушения, замедляющие развитие слабовидящего ребёнка, тем самым увеличивается время пребывания его на качественно низком уровне развития. Период с 1 г. до 3-х, а иногда и до 4-х лет чреват наибольшим отставанием от нормально видящего ребёнка. Замещение функции зрения функциями осязания и слуха – это имело место на самой ранней стадии развития в первые месяцы жизни, когда он всё окружающее познавал осязанием.
Теперь необходимо становится обучать ребёнка игре, более подробно знакомить с игрушками, их значением, постоянно стараться расширять знания и представления ребёнка посредством знакомства с предметами и действиями с ними. Огромное значение в компенсаторном развитии имеет речь, слово должно быть связано с конкретными знаниями предметов, явлений. Тогда будет наблюдаться накопление и обогащение словаря, успешное овладение грамматическим строением речи.
Все вещи, которые ребёнок использует, он должен хорошо знать. Помните о том, что не следует водить ребёнка за одну и ту же руку, т. к. у него может развиться неравномерная походка, отучить от которой позднее очень трудно. Задача родителей в том, чтобы создать условия для разнообразных движений своего слабовидящего ребёнка. Постоянно контролировать, понимает ли ребёнок слова, которые он употребляет в речи.
Ребёнок, неуверенно чувствующий себя в окружающей среде, боится её. Страх приводит к напряжённости, скованности движений. Чем увереннее незрячий ребёнок чувствует себя в окружающей его среде, которая с каждым днём должна расширяться, тем свободнее и радостнее будет его жизнь.
Широко распространённое мнение о том, что у слепых людей более развиты сохранные органы чувств (слух, осязание, обоняние и чувство вкуса) – ошибочно. В создании представления об объекте главную роль играет осязание при ощупывании его рукой. В результате восприятия предмета органами чувств только на расстоянии (зрение, слух, обоняние) мы едва ли сможем создать точное представление о нём, не подержав его в собственных руках, не ощупав его. Поэтому рука, берущая на себя некоторые функции глаза, должна быть хорошо натренирована и приспособлена к разнообразной деятельности. Предназначенный для зрячего ребё нка укоризненный окрик: «И всё-то тебе надо потрогать!» - отменяется для слабовидящего. Он должен учиться «видеть» руками.
Слух – очень важное для ребёнка чувство. Контакты с другими людьми и духовное развитие очень затруднены без использования слуха (а значит и речи). Слух имеет доминирующее значение при ориентации, опознании людей, животных, предметов, в музыкальном воспитании. К счастью отсутствие зрения не отражается на нормальном развитии речи, но в то же время и не способствует ему. Надо отметить, что правильная речь родителей и других членов семьи – один из лучших примеров речевого развития ребёнка. Не нужно забывать также, что язык и мышление составляют единое целое. Используйте ситуации, когда можно пробудить желание у ребёнка поговорить.
Воспитание самостоятельности у нормально развивающегося в физическом и психическом отношении слабовидящего ребёнка, в принципе может быть начато в том же возрасте, что и у зрячего. Только ему нужно больше руководства.
Семья для каждого человека – одна из жизненных основ. Здесь, в атмосфере заботы, внимания и любви, ребёнок развивается, становится личностью. Тесные отношения с членами семьи сохраняются на всю жизнь, и, став взрослым, человек поддерживает контакт с родителями, оберегавшими его детство.