Наталья Готовцева
Консультация для родителей «Берегись бед — пока их нет»
▼ Скачать + Заказать документы
Страх за жизнь и здоровье детей все больше овладевает взрослыми. Где бы не находился ребенок: на улице, в детском саду, в школе, в гостях, мать и отец не могут быть абсолютно уверены в том, что с ним ничего не случиться, никто не причинит ему вреда и ничто не угрожает его жизни. По данным Европейского регионального бюро Всемирной организации здравоохранения, уровень смертности детей от несчастных случаев, отравлений и травм в России самый высокий по сравнению с другими. За безопасность детей на занятиях отвечает педагог. Это правильно, но если мы приучаем ребенка из года в год, что кто-то другой отвечает за его безопасность и регламентирует его деятельность, берет на себя ответственность, - то ребенок весьма вероятно, вырастет безответственным, безынициативным, неосторожным. Попав в сложную ситуацию или получив большую свободу, он может легко стать жертвой обстоятельств. Сначала мы чрезмерно оберегаем и ограничиваем детей, а затем удивляемся, почему среди них так мало смелых, инициативных и ответственных. Как же совместить безопасность и свободу? Лучшая гарантия безопасности – это способность человека контролировать свои эмоции, движения, внешние обстоятельства (понимать ситуацию, предвидеть последствия, менять стратегию поведения).
Публикация «Консультация для родителей „Берегись бед — пока их нет“» размещена в разделах
Вы, конечно, думаете, что дом – самое безопасное место на свете. Но это совсем не так. Казалось бы, что может предвещать беду под крышей своего дома, где все устроено удобно и уютно, где надежные двери с крепкими запорами. Каждое жилище – это не просто стены и крыша. Чтобы сделать свое жилище удобным, человек снабдил его множеством различных приспособлений и механизмов. Заглянем в любую квартиру: мы найдем десятки приборов, представляющих при неумелом или беспечном пользовании большую опасность. Это электрические, нагревательные и осветительные приборы (плитки, плиты, электрические утюги, чайники, настольные лампы, стиральные машины, телевизоры, пылесосы, микроволновая печь и многое другое). Иногда в них что-нибудь ломается и это становится причиной аварии, пожара или несчастного случая. Все электроприборы должны быть исправны. А сколько разной мебели, которая не только легко горит, но и выделяет при горении ядовитые газы. Газ специально делают таким пахучим, чтобы люди сразу могли почувствовать, если он где-то выходит. Надо приучать детей не включать самостоятельно газовую плиту.
Не обойтись в хозяйстве и без острых, колющих, режущих предметов. Приучать детей все острые, колющие, режущие предметы обязательно надо класть на свои места, так как порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности. Родителям необходимо с раннего возраста начинать приучать детей правильно вести себя в квартире, во время своего отсутствия. Причем здесь имеет значение и характер ребенка, и его зрелость, и самостоятельность. Взрослые должны быть абсолютно уверены, что малыш строго придерживается, заведенных ими правил, может, в случае необходимости найти выход из сложного положения. Очень важно выяснить, не боится ли ребенок одиночества и пустоты в квартире, не пугается ли темноты или неожиданных звуков. Все дети разные. Одним нравится оставаться наедине с самим собой, чувствовать себя большими и самостоятельными. Они всегда могут развлечь себя и дождаться спокойно родителей. Другие не готовы перенести такое испытание, оно им не по силам. Оставшись одни, они не будут играть, а начнут с тревогой прислушиваться к незнакомым звукам, бояться как бы чего не случилось. Они везде зажигают свет, включают на полную мощность телевизор, а по ночам мучаются от кошмаров.
Кстати о телевизоре, существует расхожее мнение, что он лучший нянька. Однако исследования показывают, что у детей, которые смотрят телевизионные передачи больше 4-х часов в день, развиваются пассивности, а иногда и стрессы, падает работоспособность, замедляется развитие. Если вам предстоит оставить в квартире одних 2-3-х детей, хорошенько подумайте, умеют ли они решать споры миром. Большое значение имеет фактор доступности: может ли ребенок позвонить вам, и легко ли вам быстро добраться до дома в случае непредвиденных обстоятельств. Тщательно взвесив все «за и против, научите своего ребенка основным правилам поведения в отсутствие взрослых.
Подумайте о том, чтобы ребенок сам мог легко достать все, что ему может понадобиться в ваше отсутствие, будь то в холодильнике, в шкафу. Оборудуйте ему удобное место для игр, рисования, чтения, отдыха. Убедитесь в том, что ребенок умеет открывать и закрывать окна, форточки, двери. Научите ребенка пользоваться телефоном и правильно реагировать на звонки в дверь. Учить детей разговаривать по телефону, кажется, очень просто. Поднял трубку – и говори, пожалуйста. Но существует одно важное правило, которое нужно запомнить детям – разговаривать можно с теми, кого хорошо знаешь, не называть незнакомым людям свой адрес, номер своего телефона, не вступать в разговор с незнакомцами и тем более говорить, что взрослых нет дома. Видите, как важно научить ребенка пользоваться телефоном. Он может и должен выучить наизусть свой адрес и самые важные телефонные номера: маминой и папиной работы, бабушки, соседей. Ему необходимы также и следующие сведения: пожарная охрана — 01, милиция, — 02, скорая помощь, — 03, служба, газа— 04. А еще лучше, если вы, вместе с малышом, сделаете перечень нужных телефонов и повесите его на стене. Изготовить его можно с помощью рисунков и аппликаций. Проявив творческую изобретательность, превратите обычный скучный список в настоящее произведение искусства.
Дети во всем подражают взрослым, поэтому ваш личный пример – самый хороший наставник. Значит, в первую очередь вы сами должны неизменно исполнять установленный в семье порядок.
Во многих семьях существует своеобразный «пароль», система звонков, указывающая на то, что в дверь звонит «свой». Однако, чтобы окончательно убедиться в безопасности, он должен обязательно спросить: «Кто там?»
И непременно постарайтесь выработать у детей привычку: никогда не хвастаться во дворе или в детском саду новыми вещами, достатком семьи, предполагаемой поездкой, своей самостоятельностью. Пусть ребенок знает, что существуют «тайны семьи» и чужим людям рассказывать о них нельзя.
Помните о высокой цене родительской ответственности, лежащей на матери и отце. А поэтому приложите максимум усилий, чтобы укрепить в ребенке чувство независимости и компетентности, свести к минимуму его страхи и неуверенность, оказать эмоциональную поддержку малышу, если вы оставляете его одного дома.
Родителям, однако, очень важно помнить, что дошкольники не способны воспринимать сразу большой объем информации, так что разговоры о правильном поведении, должны быть либо с «продолжением», либо с «повторением», то есть несколько раз подряд одно и то же. Но надо учесть, что это лишь основа для выработки полезных навыков. Как только ребенок усвоит правило, его надо обязательно закрепить на практике.
Можно поступить и по-другому — самим придумывать сказки на тему безопасности, где место главного героя займет ваш малыш. Еще один вариант — взять и переиначить знакомую историю так, чтобы ее персонажи держали ухо востро, все время были начеку и проявляли чудеса осторожности.
Помните, родители должны приучать детей принимать меры предосторожности, чтобы защитить себя от преступного мира. Главное, чтобы они верили, что способны контролировать ситуацию. В этом вам придется убеждать их словами, собственными поступками и, безусловно, личным примером. Наделите своих малышей чудесным даром — внутренним чувством безопасности и уверенности в том, что они способны справиться с подстерегающей их бедой. А себя — знанием того, что выполнили свой родительский долг.