Рязанова Инна Викторовна
Консультация для родителей «Центр патриотического воспитания в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
"Центр патриотического воспитания в детском саду"
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием
человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества.
Публикация «Консультация для родителей „Центр патриотического воспитания в детском саду“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотический уголок. Уголок краеведения
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.
Патриотические центры в детском саду помогают зародить и развивать у дошкольников чувство патриотизма. Целью их создания является воспитание любви к нашей общей Родине – России, обучение детей бережному отношению к самым близким: семье, дому, к тому месту, где родился, природе, которая тебя окружает.
Основные задачи центра патриотического воспитания дошкольников :
Формировать у детей патриотические чувства через приобщение их к истории родного края, страны.
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— воспитание уважения к труду взрослых;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— знакомство детей с символами государства, и республики в которой живут дети (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим и своему народу, их традициями.
1. Принцип информативности (наличие и многообразие дидактического и информационного материала).
2. Принцип стабильности и динамичности (создание центра на длительный срок, с регулярно вносимыми изменениями, в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения).
3. Принцип открытости (возможность добавлять необходимые элементы, а также убирать ненужные).
4. Принцип интеграции (возможность использования материала во время образовательной деятельности в других областях).
Основные атрибуты, которые должны содержать патриотические центры в детском саду :
1. Фото или портрет президента России – размещается либо по центру уголка, либо слева.
2. Гимн – символ нашей страны, представляет собой музыкально-поэтическое произведение. Обычно представляется в виде текстового варианта и вывешивается на стенде, также должна быть музыкальная версия для прослушивания.
3. Герб – является государственным символом, представляет собой щит четырехугольной формы, на нем изображен коронованный двуглавый орел, держащий в лапах державу и скипетр. На груди орла – изображение Георгия Победоносца, убивающего змея.
4. Флаг России – полотно ткани, которое имеет прямоугольную форму и состоит из трех полос различных цветов: белой – означает чистоту и мир; синий – символ постоянства и веры; красный – энергия, сила и кровь, которая была пролита в борьбе за Родину. В уголке флаг может быть представлен в виде полотна большого размера, закрепленного на стене, или как флаг маленького размера, стоящий на подставке.
Критерии оценки патриотических уголков :
1. Взаимодействие с семьей.
2. Эстетичность оформления.
3. Наполняемость учебным и демонстрационным материалом (пособия, иллюстрации, игры, коллекции картинок или открыток).
4. Соответствие материала возрасту детей.
5. Творческий подход педагога в оформлении уголка.
Правильно оформленные патриотические центры в детском саду позволяют привлечь внимание детей к изучению своей страны, дают возможность подобрать материал, основываясь на интересах детей, наладить совместную работу педагогов с детьми и их родителями.
Материалы, размещенные в уголке, должны освещать основные направления по патриотическому воспитанию и могут включать в себя направления: «Моя семья», «Мой родной край», «Народные обряды и промыслы», «Москва – столица России», «Кто такие защитники Отечества?» и т. д.
Патриотический уголок должен быть не только правильно оформлен, но и название его должно быть звучным, привлекательным для детей и в то же время отражать суть этой части оформления. Например, можно использовать такие названия:
- Уголок России.
- Мы живем в России.
- Наша Родина-Россия.
- Любимый край.
- Люби и знай свой край.
В нашем детском саду в группе работа ведется по направлениям : моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры.
1. В уголке пополняется материал по социально-нравственному воспитанию : семейные праздники и традиции, художественная литература нравственной тематики.
2. Материал для знакомства детей с «малой родиной» - детским садом, близлежащими улицами, его знаменитыми достопримечательностями, архитектурой. Представлен материал об истории возникновения города.
3. Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры – предметы старины, народного декоративно - прикладного искусства, куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.
4. Художественная литература по фольклору – сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.
5. Элементы государственной символики – флаг, герб.
6. Элементы областной символики – флаг, герб.
7. Элементы муниципальной символики - флаг, герб промышленных предприятий.
8. Материал для ознакомления с защитниками Отечества - подбор иллюстраций, тематические папки.
Таким образом, оформляя центр патриотического воспитания в группе дошкольного учреждения, главное учитывать возрастные возможности детей и задачи, которые предстоит решить в данном возрасте. Важно предусмотреть принципы: многофункциональности, эстетичности, безопасности и доступности, предлагаемого материала в центре патриотического воспитания.
В целях реализации индивидуальных интересов развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора.