Елена Разумова
Консультация для родителей «Детки и монетки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Детки и монетки»
Подготовила: Разумова Е. П., воспитатель Среди взрослых людей часто бытует мнение: специально учить ребёнка финансовой грамотности нет необходимости. Только на первый взгляд мир финансов кажется далеким от ребёнка. Но самом деле дети очень рано включаются в экономическую жизнь семьи. Когда идут с родителями в магазин, смотрят рекламу по телевизору, получают в подарок конвертик с деньгами от бабушки и дедушки. Поэтому важно знакомить детей с финансово-экономическими отношениями как можно раньше.
Публикация «Консультация для родителей „Детки и монетки“» размещена в разделах
Для того, чтобы привить понятие о зарабатывании денег, их ценности, вариантах экономии, с детьми нужно заниматься. И родители должны знать, как научить ребёнка финансовой грамотности.
Объяснить ценность денег малышам сложно, но необходимо. Они не понимают, что есть дешёвые и дорогие игрушки, они просто выбирают то, что хотят.
С 4-5 лет нужно пытаться объяснять детям ценность денег. Для этого нужно:
• - играть в ролевые игры, связанные с деньгами;
• - обучать счёту, используя монеты в качестве дидактического материала;
• - можно поручать малышам рассчитываться в магазине в вашем присутствии.
Постепенно можно наращивать сложность занятий, например, дать ребёнку столько денег, чтобы при покупке ему дали сдачу, предложить её сосчитать. Умение быстро считать в уме – одно из условий финансовой грамотности.
Учите детей видеть связь между трудом и деньгами.
Ребенок должен понимать, что деньги просто так никто не дает. существует возможность, возьмите ребенка с собой на работу, познакомьте со своими коллегами, объясните, как важен труд каждого работника в общих результатах, которых вы достигли. Не следует скрывать и негативные стороны своей профессии, например: «У полицейского – очень опасная работа» и т. д. У ребенка должно складываться объективное, реальное представление о той или иной профессии. Играйте с ребенком «В профессии». Выполняя работу по дому, предложите ребенку на время «стать тележурналистом» и подготовить передачу «Полезные советы». Пусть он возьмет у вас интервью: «Как приготовить вкусный суп», «Как повесить картину на стену» и др.
Формируйте у детей разумные потребности.
Учите ребенка планировать семейный бюджет.
Составьте совместно с ребенком таблицу семейных расходов за неделю (месяц). Таблица может включать в себя разделы: продукты питания, сладости, одежда, коммунальные услуги, игрушки, проезд, лекарства, крупные покупки и развлечения. Чтобы ребенку было интересно, обозначьте каждый раздел таблицы рисунком-символом. Старайтесь заполнять таблицу ежедневно. Например, если вы покупали молоко, хлеб, масло, пусть ребенок приклеит звездочку в разделе «Продуты питания». Купили игрушку, книгу – звездочку в разделе «Игрушки». В конце недели подведите итоги. На что больше всего расходовалось денег? Какие разделы оказались пустыми? Вместе с ребенком сделайте вывод о том, что на крупные покупки необходимо экономить. Разработайте вместе с ребенком и запишите правила или советы «Как можно сэкономить семейный бюджет?»
Учите ребенка выбирать и покупать товар.
Планируя посещение супермаркета, привлекайте ребенка к подготовке к этому походу. Заранее продумайте покупки, обсудите это с ребенком. Вместе с ним вырежьте и приклейте на лист бумаги картинки товаров, которые нужно купить. Придя в супермаркет, попросите ребенка найти на полках то, что вы планировали приобрести. Пусть он научится выбирать, анализировать существующие альтернативы между хорошим и плохим, между дорогим и дешевым и т. д. Ребенок, путешествуя по супермаркету, по картинкам отслеживает, что вы кладете в корзину. Это отвлечет его от полок с красивыми игрушками, а вас избавит от капризов и незапланированных трат. Обратите внимание ребенка на то, как можно расплатиться за покупки: наличными деньгами или при помощи карточки. Расскажите, какие преимущества имеет каждый способ оплаты (при оплате по карточке – не требуется сдача, оплата наличными деньгами заставляет рассчитывать средства, так как карманная наличность всегда ограничена). Придя домой, разберите то, что вы купили вместе с ребенком, и еще раз попросите его проговорить, для чего это необходимо (какую потребность удовлетворяет этот товар). Похвалите ребенка за оказанную вам помощь.
Учите ребенка считать деньги.
Поручите ребенку собирать ваши мелкие монеты и складывать в копилку. Вместе с ребенком подсчитайте деньги, которые он собрал за неделю. Расскажите, что можно купить за эту сумму. Поговорите с ребенком о том, что любые деньги выплачены за труд и с
ним следует относиться с уважением. Объясните ему смысл пословицы «Копеечка к копеечке – рубль набегает».
Не оставляйте без внимания испорченные ребенком одежду, книжки,
вещь, и теперь ее у него нет. Предложите ребенку вместе починить испорченное.
И никогда не используйте деньги для подкупа или наказания. В эту ловушку легко угодить! Найдите другие стимулы для ребенка. Приобщая дошкольника к экономике, вы поможете ему стать самостоятельным, научите ценить свой и чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых.
Самое главное, что вы можете сделать для воспитания финансово грамотного человека, — это быть ему во всем примером.