Алия Мамаева
Консультация для родителей «Конфликты в дошкольном возрасте и пути их решения»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей : «Конфликты в дошкольном возрасте и пути их решения»
Ссоры, конфликты, драки – неизбежное явление детской группы. Одни дети ссорятся лишь изредка, другие постоянно конфликтуют со сверстниками, не умея находить выход даже из самых простых ситуаций. На этапе дошкольного детства происходит становление позиций ребёнка в общении со сверстниками и взрослыми. Взаимодействие, как в детском коллективе, так и в семье представляет собой источник многих конфликтов.
Публикация «Консультация для родителей „Конфликты в дошкольном возрасте и пути их решения“» размещена в разделах
Так что же такое конфликт? Согласно психологического словаря «конфликт» – это столкновение интересов участников, борьба за любые возможные ресурсы (внимание кого-либо, статус в группе, отстаивание себя, своих интересов. С
Выделяются несколько групп детей, склонных к конфликтам во взаимодействии со сверстниками.
Первая группа – «Я всегда прав!» Такие дети чаще других являются инициаторами конфликтных ситуаций. Во взаимодействии со сверстниками они открыто и жёстко доминируют, отвергая любые предложения другого ребёнка, стараются стать предметом всеобщего внимания.
Вторая группа – «Я лучше других!». Такие дети конфликтуют так же часто и эмоционально. Они ярко демонстрируют своё превосходство, стремятся привлечь внимание к себе.
Третья группа – «Я взрослый, я – главный». Это дети - лидеры. Взаимодействие с ровесниками, в основном, строится на запретах. Принимают их предложение только в том случае, ели оно им выгодно.
Четвёртая группа – «Я за себя постою». Осторожные в контактах с окружающими, боятся ущемления своих интересов. Общаясь со сверстниками, такие дети стараются себя проявить в любой деятельности, пытаясь показать и доказать свою состоятельность.
Пятая группа – «Я хороший». Это наименее конфликтные дети. Они стремятся к равноправию и сотрудничеству со сверстниками, опасаются критики и отрицательных оценок со стороны окружающих.
При общем сходстве развития конфликта, переживания детей могут иметь разный характер проявления, что выражается от замкнутости и нежелание идти на контакт, вплоть до агрессии в поведении. В дошкольном возрасте агрессивность может принимать разный характер:
· Физическая агрессия – конфликтную ситуацию ребёнок разрешает при помощи кулаков.
· Устная агрессия – крик, брань, жалобы, оскорбления.
· Разрушительность – когда ребёнок преднамеренно вмешивается в игру сверстников, портит чужие вещи.
· Непослушание – протест на требования и просьбы взрослых.
На развитие конфликтности оказывают влияние личностные особенности родителей и отношение родителей к детям. Способность ребёнка конструктивно разрешать конфликтные ситуации во многом зависит от стиля общения, принятого в семье. Конфликты часто происходят у тех детей, которым не хватает внимания и заботы. Ссора в этом случае – способ привлечения внимания взрослых.
Значимое влияние на развития конфликтности оказывают такие характеристики родительского отношения, как авторитарность и властность. Ребёнок, которого постоянно ругают и критикуют, вымещает в конфликте накопившиеся чувство обиды и злости. А если при этом ребёнок видит, что его родители постоянно ссорятся друг с другом, он, вероятно просто и не представляет себе, как можно общаться без ссор и криков. Также огромное значение имеет и характер воспитания. Родителям не следует делать акцент на напряженности и непоследовательности, вплоть до попустительства. Или, наоборот, делать из ребенка кумира семьи, центром всей Вселенной. Когда он видит, что все его желания сразу же беспрекословно выполняются любящими родственниками, он ждёт такого же отношения к себе со стороны других детей и, конечно же не получает его. Тогда ребёнок начинает добиваться желаемого, провоцируя своим поведением постоянные конфликты.
Обострению конфликтности зачастую способствует соперничество между братьями и сёстрами в семье. Во многом это связано с постоянным сравнением родителями детей друг с другом.
Конечно, семейная ситуация оказывает значительное влияние на формирование готовности к позитивному разрешению конфликтных ситуаций у ребёнка, но важно учитывать и личностные характеристики самого ребёнка. Таким образом, к основным причинам возникновения и развития конфликтности в дошкольном возрасте относятся :
· отсутствие и недостаточное развитие игровых умений и навыков общения;
· неблагоприятная семейная обстановка;
· личностная предрасположенность к конфликтам.
Симпатию и признание сверстников получают дети, проявляющие в поведении умения помочь, подбодрить, вселить уверенность в себя, умение радоваться успехам других, внимательно слушать и т. д.
Отрицательное отношение и непризнание вызывают дети:
· агрессивные, конфликтные. враждебно настроенные;
· пассивные, необщительные, замкнутые, неуверенные в себе;
· дети с ярко выраженными эгоистическими наклонностями.
Необходимо обсуждать с детьми реальные конфликтные ситуации. Смысл такого обсуждения заключается в помощи детям выявлять возникшую проблему, высказать свои идеи по её разрешению, принять приемлемое для всех в этой ситуации решение и взглянуть на него со стороны после того, как конфликт исчерпан. Совместное с детьми обсуждение конфликтных проблем способствует выработке у них умения самостоятельно налаживать взаимоотношения со сверстниками, даёт чувство уверенности, формирует положительную самооценку и уважение к другому человеку.
Обсуждая ситуацию конфликта, взрослый должен вести себя не как судья, а как помощник. Беседа должна быть спокойной и доброжелательной. Обсуждение реальных конфликтных ситуаций способствует развитию умения их контролировать, вырабатывать продуктивные способы их разрешения.
Общие рекомендации по разрешению конфликтной ситуации между детьми:
Правило 1. Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. При необходимости постарайтесь выяснить причины конфликта и найти способы преодоления этой сложившейся ситуации.
Правило 2. Никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват.
Правило 3. Приучайте детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Делайте акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?".
Правило 4. Следите за тем, чтобы дети не переходили на личности.
Правило 5. Оценивайте поступок ребенка, а не личность.
Литература:
1. Нифонтова О. В. Учим детей разрешать конфликт. – М., 2011 г.
2. Мухина В. С. Возрастная психология. – М., 1998 г.