Симонова Татьяна
Консультация для родителей «Детские страхи»
▼ Скачать + Заказать документы
Что означает слово «страх»? «Страх – боязнь, робость, сильное опасение, тревожное состояние души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия» (В. Даль «Толковый словарь русского языка»).
Страх – отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищаемым ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т. п.).
А что такое детские страхи? Это повод для серьезного беспокойства или просто детские капризы, выдумки детей и попытка обратить на себя внимание взрослых?
Публикация «Консультация для родителей „Детские страхи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Страх и детская тревожность
- Страх, детские страхи, тревожность. Консультации для родителей
- Темочки
Понять причины детских страхов – значит помочь ребенку избавиться от них.
Страхи
Охи, ахи, охи, ахи,
В темноте гуляют страхи.
Аж испарина на лбу:
Ночью страх влетел в трубу!
Страх второй застрял в окне,
А один сидит во мне.
Он сковал мне ноги, руки,
От меня сбежали звуки,
Онемел язык во рту…
Ненавижу темноту!
Я включила в доме свет.
- Где вы страхи?
- Страхов нет!
Что страшней всего на свете?
То, что выдумали дети. (Т. Логачева)
Беспокойство, тревога, страх – такие же эмоциональные проявления психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье.
Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, выделении желудочного сока, показателях артериального давления.
Детские страхи возникают в случаях психотравмирующих ситуаций (испуг, болезнь, конфликты, неудачи, но гораздо более распространены так называемые внушенные страхи. Их источник – взрослые, окружающие ребенка, которые непроизвольно «заражают» ребенка страхом («Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит» и т. д.). Чем чаще пугаем без нужды, тем больше развиваются неуверенность ребенка в себе и чувство тревожности.
- Какие дети чаще всего подвержены страхам?
• Дети черезчур беспокойных родителей (разговоры при ребенке о смерти, несчастьях, болезнях, убийствах помимо воли запечатлеваются в его психике).
• Дети черезчур честолюбивых, с болезненно обостренным чувством долга, излишне требовательных родителей, которых вечно не устраивает характер, темперамент, поступки ребенка. Они беспокоятся о возможных несчастьях, которые могут произойти с ребенком, стараются заранее предопределить его судьбу, вынуждают ребенка находиться в постоянном страхе : «А вдруг я делаю что-то не так, а вдруг я разочарую маму и утрачу ее любовь?»
• Единственные дети. Они боятся не соответствовать высоким стандартам в представлении их родителей.
• Чувствительные дети, испытывающие эмоциональные затруднения в отношения с родителями.
• Дети, чье представление о себе искажено эмоциональным неприятием в семье или конфликтом, они не могут полагаться на взрослых, как источник безопасности, авторитета и любви.
• Дети, в чьих семьях частенько возникают конфликты, особенно по поводу воспитания.
- Существует ли зависимость между страхами родителей и детей?
Обнаружена зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. Обычно страхи, которые испытывают дети, были присущи матерям в детстве или проявляются сейчас. Это связано с общей эмоциональной чувствительностью матери и ребенка. Иногда матери подвержены страху в период беременности «родится ли мой ребенок здоровым?» (особенно если в роду были случаи серьезных заболеваний, например лейкемии). Непроизвольная передача страхов ребенку матерью происходит в процессе повседневного общения, когда она выражает повышенное беспокойство по поводу реальных и воображаемых опасностей (без особой нужды заставляет принимать лекарства, чрезмерно пугается при малейшем ушибе, излишне фиксирует внимание на страхах ребенка). Замечено, что у многих матерей при записи ребенка в детский сад, в школу появляются типичные симптомы стресса: потные руки, спазмы желудка, озноб. Появляется страх. Это связано с памятью о прошлом.
- Что препятствует избавлению детей от страха?
• Неблагополучное нервно-психическое состояние самих родителей и конфликты в семье.
• Отрицательные эмоции – гнев, злоба, агрессия. Эти чувства можно назвать разрушительными, так как они разрушают самого человека (его психику, здоровье, его взаимоотношения с другими людьми.
- Что нужно любому человеку?
Человеку нужно, чтобы:
• его любили, понимали, признавали, уважали;
• он был кому-то нужен и близок;
• он был успешен в делах, учебе, на работе;
• он мог реализовывать себя, развивать свои способности, самосовершенствоваться и уважать себя.
- От чего зависит счастье человека?
• От психологического климата той среды, в которой он растет, живет, работает.
• От эмоционального багажа, накопленного в детстве.
• От стиля общения, прежде всего – родителей с ребенком.
Способы борьбы со страхом
• Рисование дает возможность быть самим собой, здесь нет места страху и бессилию (можно отрубить голову дракону, запереть Кощея в клетку, сделать Бабу-Ягу доброй, нарисовав ей улыбку).
• Игра – ролевое проигрывание ситуации (в игре ребенок не может быть проигравшим, фантазирование, сочинение историй, например, как темнота помогла укрыться герою от врагов, как доктор спас больного и др. сочинение таких историй является аналогом игры.
• Тактика поведения родителей : не заострять внимание на страхе, не стыдить ребенка, не смеяться над ним, а наоборот – одобрять, хвалить за каждое проявление смелости, воли. Тем самым повысится самооценка ребенка.