Получи документы

Консультация для родителей: «Диагностика уровня развития графомоторных навыков в домашних условиях»

Кристина Петрова
Консультация для родителей: «Диагностика уровня развития графомоторных навыков в домашних условиях»

Диагностика уровня развития графомоторных навыков в домашних условиях

Диагностика уровня развития графомоторных навыков в домашних условиях.

«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов». Н. А. Бернштейн. Психологи отмечают, что для формирования графомоторного навыка важно, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку. При этом любой навык имеет свои специфические сферы, которые должны быть в состоянии готовности к моменту формирования навыка. Иногда он может образоваться только на базе уже значительно сформировавшегося другого навыка. Проблемы с координацией движений и мелкой моторикой оборачиваются форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги таким образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Публикация «Консультация для родителей: „Диагностика уровня развития графомоторных навыков в домашних условиях“» размещена в разделах

Графический навык осложняется и тем, что у детей 6 – 7 лет еще слабо развита мелкая мускулатура кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, низкая выносливость к статическим нагрузкам. Процесс письма включает в себя многокомпонентную психофизиологическую структуру: зрительный и слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно двигательного образа каждого графического элемента, а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений.

Чтобы проверить уровень развития графомоторных навыков и других вспомогательных процессов, можно провести ряд тестов, которые доступны в домашних условиях.

I. Определение ведущей руки (методика М. Озьяс). «Переплетение пальцев рук». Ребенку предлагается сложить руки в замок (выполняется быстро и без подготовки). Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой. «Поза Наполеона» — сложить руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.

II. Определение уровня развития мелкой моторики рук (методики Н. О. Озерецкого и Н. И. Гуревич). 1. «Обводим кисти рук» Методика проведения: для обследования необходимы: лист бумаги и карандаш или ручка. Ребенок сидит за столом, кладём перед ним лист бумаги и просим положить руки так, чтобы на нем свободно разместились обе ладони с разведенными пальцами. После этого обводим кисти рук ребенка карандашом или ручкой. Смотрим, что получилось. Потом снова просим положить руки на бумагу так, чтобы они совпадали с контурами. После этого объясняем суть задания: «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальцы поднимать не надо». Убедившись, что ребенок правильно понял задание, начинаем. В случайном порядке указываем ребенку палец, который он должен поднять, прикасаясь к нему карандашом: «Этот пальчик. Теперь этот…» Начинать нужно с правой руки. Для того чтобы исключить угадывание, указывать пальцы следует в такой последовательности: 5 – 1 – 2 – 4 – 3 (1 – большой палец, 5 – мизинец). Затем испытание проводится на левой руке, потом снова на правой и на левой. Таким образом проба проводится на каждой руке дважды. При выполнении «нужного» движения указанного пальца, могут появляться «ненужные» движения других пальцев. Это происходит непроизвольно. Эти «лишние» движения называются синкинезиями. Синкинезии возникают в результате недостаточной дифференцированности движений, когда при совершении требуемого действия включаются ненужные для его выполнения мышцы. Наличие синкинезий отмечают стрелочками (от «нужного» к «ненужному» пальцу).

2. «Ребро, кулак, ладонь»

Методика проведения: ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.

III. Определение уровня развития пространственных представлений. (По материалам Т. А. Павловой).

Обследование пространственных представлений состоит из нескольких блоков: зрительно-пространственный гнозис, моторный праксис, слухомоторная координация. Зрительно-пространственный гнозис

1. Узнавание предметов:

• по контуру;

• с наложением изображений;

• разного шрифта.

2. Различение основных направлений пространства в схеме собственного тела:

• верх — низ

• право — лево

3. Различение основных направлений пространства относительно собственного тела:

• сверху — снизу

• справа — слева

• над — под

4. Различение основных направлений пространства относительно определенного предмета:

• выше — ниже

• правее — левее

• правый верхний — левый нижний

Моторный праксис (мелкая моторика рук):

1. Пересчет пальцев правой руки.

2. Пересчет пальцев левой руки.

3. Пересчет пальцев обеих рук.

4. Ладонь — кулак.

Слухо-моторная координация:

1. Воспроизведение ритма по слуховому образцу.

2. Воспроизведение ритма по словесной инструкции.

3. Подсчет быстрых и медленных ударов.

IV. Выявление трудностей зрительного восприятия. (Переработанная М. М. Безруких тестовая методика M.Frosig).

Зрительное восприятие состоит из большого числа функций, поэтому обследование комплексную систему для оценки различных сторон зрительного восприятия, таких, как: 1) Зрительно-моторная координация включает проведение непрерывной прямой, кривой и изогнутой под различными углами линий от заданного начала к заданному концу границами или по заданному образцу.

Задание 1. Здесь нарисованы точка и звездочка (показать). Нарисуй прямую линию от точки до звездочки, не отрывая карандаш от бумаги. Постарайся, чтобы линия была как можно ровнее. Закончив, отложи карандаш.

Задание 2. Здесь нарисованы две вертикальные линии (показать). Найди середину первой линии, а затем — второй. Нарисуй прямую линию от середины первой полосочки до середины второй. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш. Задание 3. Посмотри: вот нарисована дорожка (показать). Тебе нужно нарисовать прямую линию от начала до конца дорожки по ее середине. Постарайся, чтобы линия не задевала края дорожки. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш. В течение всего исследования постоянно контролировалось, чтобы ребенок не отрывал карандаш от бумаги, не вертел лист, так как при повороте листа вертикальные линии становятся горизонтальными, и наоборот. Если ребенок упорно старался перевернуть лист, то результат этого задания не учитывается. При выполнении заданий, в которых даны направления движения, внимание уделяется тому, чтобы ребенок проводил линии в заданном направлении. Если он проводит линии в обратном направлении, результат выполнения задания не учитывается.

2) Фигуро-фоновое различение включает нахождение заданной фигуры при увеличении количества фоновых фигур. В заданиях используются пересечения фигур и «скрытые» геометрические фигуры.

Задание. Будем находить знакомые фигуры и обводить их. Ребёнок в течение некоторого времени внимательно смотрит на карточку, где нарисован треугольник (прямоугольник, полукруг, звезда). А затем на рисунке находит и обводит цветным карандашом спрятанный там треугольник.

3) Постоянство очертаний включает опознание центральной геометрической фигуры, имеющей разные размеры, тона, текстуры и расположение в пространстве.

Для опознания в качестве центральной предлагаются круг и квадрат.

Задание 1. На листе бумаги нарисовано много различных фигур. Ребёнку предлагается из множества фигур выбрать только квадраты.

Задание 2. А на тестовом листе (с множеством фигур) найти и обвести как можно больше кругов. Демонстрационные карточки предъявляются лишь на время объяснения, затем убираются. Время выполнения задания не ограничено.

4) Положение в пространстве: включает узнавание повернутых и перевернутых геометрических фигур, групп фигур и букв в сериях.

Задание 1. Ребёнку предлагается посмотреть на первую строчку, где нарисованы круги. Инструкция: Найди точно такой же круг среди остальных и зачеркни его. Смотри внимательно, круги очень похожи, но лишь один из них «правильный».

Задание 2. А в этом задании образец — буква. Найди такую же среди остальных букв и зачеркни ее.

5) Пространственные отношения включают анализ и копирование несложных форм, состоящих из линий различной длины и углов.

Задание: посмотри внимательно на рисунок задания. Ты видишь фигуру (показать на рисунке). На что она похожа? Но она нарисована не просто так, а по точкам, т. е. каждая линия идет от одной точки к другой. Тебе нужно нарисовать такую же фигуру, соединяя линиями свободные точки. Будь внимателен, следи, от какой точки к какой идут линии. V. Определение развития графического навыка. (По критериям Н. В. Нижегородцевой).

Для обследования графического навыка следует использовать:

• графический диктант;

• рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки;

• рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам;

• выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок. При выполнении упражнений хорошо использовать разные материалы – карандаши, фломастеры, мелки.

VI. Обследование самостоятельного рисования.

Задание. Рисунок «Снеговик». Процедура проведения: на чистом листе нелинованной бумаги формата А4 предложено нарисовать снеговика. Используется простой карандаш. На рисунок выделяется 2-3 минуты. Задание выполняется сначала одной, другой рукой.

Инструкция: «Нарисуй снеговика».

Параметры оценки (для каждой руки):

1. Метрические характеристики.

полностью выдержан размер и сохранены пропорции;

размер несколько увеличен или уменьшен, не соблюдаются пропорции некоторых деталей;

размер сильно изменён, не соответствует образцу, не соблюдены пропорции.

2. Топические (локальные) характеристики.

все детали сохранены, их расположение не нарушено;

пропуски отдельных элементов при сохранности целостного образа, некоторые элементы изолированы, сдвинуты относительно друг друга;

пропуски элементов рисунка, нет целостного образа, не соблюдаются пространственные характеристики изображении, зеркальность, реверсии.

3. Стратегия выполнения.

последовательная (целостная или пофрагментная) стратегия, где вначале намечается структура (опорные элементы, которая потом последовательно заполняется деталями; непоследовательная стратегия, при которой копирование второстепенных деталей предшествует копированию опорных элементов;

хаотичная стратегия, при которой трудно выделить определенную последовательность копирования и испытуемый «кидается» от одной части изображения к другой без четкого плана.

4. Скорость выполнения: (умеренная; низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания; низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания).

5. Сила нажима (нажим нормальной (средней) силы; усиленный нажим или слабый нажим).

VI. Определение уровня владения графомоторными навыками: При оценивании результатов используется «Уровневая система», где высокий уровень получают дети, которые качественно без ошибок выполняли задание; средний – при выполнении заданий допускали неточности и погрешности; низкий – не выполнили задание вообще. Данные, полученные при диагностировании детей, заносятся в таблицу.

Критерии:

1. Определение ведущей руки.

2. Определение уровня развития мелкой моторики рук.

3. Определение уровня развития пространственных представлений.

4. Выявление трудностей зрительного восприятия.

5. Определение развития графического навыка.

6. Обследование самостоятельного рисования.

Обследование можно провести в домашних условиях или при необходимости обратитесь за помощью к специалистам.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Сенсорная лаборатория в домашних условиях» «Собери пирамидку» Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов. Материалы: пирамидка из 4 – 5 колец. Методические.

Консультация для родителей «Игры с песком и водой в домашних условиях» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ" Игры с песком и водой для детей в самом раннем возрасте являются.

Консультация для родителей «Игры с песком в домашних условиях» Консультация для родителей «Игры с песком в домашних условиях» Песок - хорошее психопрофилактическое средство. Он способен "заземлять" негативную.

Консультация для родителей «Игры с водой в домашних условиях» Консультация для родителей «Игры с водой в домашних условиях» Вода-первый и любимый всеми детьми объект для игр и для исследования. Игры.

Консультация для родителей «Математические игры в домашних условиях» Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей, как играть с детьми в математические игры в домашних условиях вместе всей семьёй.

Консультация для родителей на тему «Развитие графомоторных навыков у детей» Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе – недоразвитие ручной умелости, т. е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия.

Консультация для родителей «Опыты в домашних условиях» Огромен и разнообразен окружающий нас мир. Чем больше интереса и любопытства к нему у ребенка, тем больше у него возможностей для развития.

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.

Консультация для родителей «Закаливание ребенка в домашних условиях» Консультация для родителей «Закаливание ребенка в домашних условиях» «Закаливание ребенка в домашних условиях» Если нельзя вырастить ребенка,.

Консультация музыкального руководителя для родителей «Логоритмика в домашних условиях» Логоритмика в домашних условиях. Логоритмика – один из наиболее эффективных способов научить малыша говорить чисто, поскольку она объединяет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей: «Диагностика уровня развития графомоторных навыков в домашних условиях»
Опубликовано: 8 апреля 2019 в 00:25
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД