Марченко Наталья
Консультация для родителей «Драматизировать-значит играть»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Кургана
«Детский сад комбинированного вида № 141»
ДРАМАТИЗИРОВАТЬ – ЗНАЧИТ ИГРАТЬ.
Составитель:
Марченко Н. И.
г. Курган 2014 г.
Игра– драматизация - это инсценировка сказок, рассказов, стихотворений и других литературных произведений.
Публикация «Консультация для родителей „Драматизировать-значит играть“» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Н. С. Карпинская дает следующее определение этому виду игры: «Драматизировать - значит разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и, передавая характеры его персонажей». Игра-драматизация занимает особое место в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Это обусловлено систематическим характером театральных представлений, включающих различные сферы художественной деятельности дошкольников. Осуществление театрализованной игры возможно при взаимопроникновении действий детей-актеров, литературного текста; декораций и атрибутов, созданных в процессе изобразительной деятельности, музыкального оформления. Каждая из составных частей этого вида художественной деятельности имеет свои выразительные средства, присущие только ей, возможности для самовыражения ребенка, а использование их в комплексе,- игре-драматизации,- позволяет каждому ребенку проявить наклонность к тому или иному виду художественной, творческой деятельности. Это делает театрализованную игру увлекательной, интересной и доступной для всех детей дошкольного возраста. В ней каждый ребенок может выбрать то, что ему больше всего нравится, в чем он может полнее проявить свои умения, найти средства для отражения своего впечатления от окружающей действительности и литературного произведения, которое драматизируется.
Театрализованная игра благотворно влияет на гармоническое развитие дошкольников. Чтение литературного текста, новые знания, получаемые при наблюдениях, экскурсиях, просмотре диафильмов, слушании грамзаписей – все это способствует умственному развитию дошкольников, развитию их внимания, мышления, воображения.
Произведения народных мастеров и русских писателей, драматизируемые дошкольниками, содержит богатый материал для формирования нравственных качеств. Драматизация возможна лишь тогда, когда определены характеры героев, нравственная оценка их поведения. Данный вид игры - результат коллективной деятельности многих детей. Подчинение усилий всех участников игры единой цели, взаимопомощь, внимание друг к другу, наглядность преимущества совместной деятельности формируют детский коллектив, содействуют нравственному развитию дошкольников. Игра-драматизация, как никакой другой вид детской деятельности, формирует чувство партнерства. Играющие дети учатся внимательно слушать реплики товарищей по игре, следить за их движениями, жестами, мимикой, эмоциями, оставаясь все время в создаваемом образе.
Специфическая особенность драматизации заключается в своеобразной мотивации детской деятельности - играть для других. При драматизации литературного произведения дети делятся на две группы: актеров и зрителей. Дети-актеры активно действуют, создавая образ персонажей литературного произведения, что вызывает у них приятное переживание, игровое настроение, ни с чем не сравнимое чувство восторга. Дети-зрители, воспринимая сценическое действие, сопереживают героям, ищут пути решения сложных ситуаций, выражают сочувствие ближним обиженным, на лицах детей проявляются эмоции, свойственные действующему или любимому персонажу.
Регламентация действий участников рамками литературного текста, с одной стороны, упрощает драматизацию, по сравнению с другими творческими играми, поскольку дается развернутый сюжет, речь персонажей, обстановка, на фоне которой разворачиваются действия.
С другой стороны, для передачи содержания драматизированного произведения необходимо точно знать содержание речи героев сказки, рассказа, басни, произносить их в нужное время за соответствующими словами иного персонажа.
Игровые действия не даются в тексте в готовом виде. Литературное произведение подсказывает, какие действия следует выполнять, но в нем нет указаний о воплощении в движениях, мимике, жестах. Ребенку нужно проявить инициативу, самостоятельность, творчество в выборе выразительных средств. Сохраняя замысел автора, основную идею художественного произведения, дети вплетают в сюжет впечатления от окружающей действительности, накопленный жизненный опыт, свое понимание происходящих событий и отношение к ним.
Для создания в игре образа, необходимо познакомить детей с типичным, характерным для обыгрываемого персонажа. В русском народном творчестве типизация животных проявляется особенно ярко: заяц- трусишка, медведь - сильный, неуклюжий, волк- глуповатый и т. д. Однако, зная только характерно, не всегда достаточно для создания образа в игре. Обычно лису принято считать хитрой, и, на основе этой черты строится образ. В сказке «Рукавичка» эта ее черта не находит яркого воплощения, такого как в сказке «Кот, Петух и Лиса». А в сказке «Коза-дереза» вообще не типично изображение испугавшейся лисы. Ребенку необходимо показать не только типичное для героев литературных произведений, важно подвести его к пониманию конкретных особенностей, проявляющихся в точно определенных обстоятельствах.
Помощь взрослого необходима ребенку при нахождении выразительных средств изображения персонажа в различных эмоциональных состояниях. Например, Коза из сказки «Коза-дереза» вначале самоуверенная, заносчивая с хозяевами, грубая и дерзкая со зверями, испугавшаяся и растерявшаяся в финале.
Ребенку нужно вообразить себя на месте изображаемого героя, проникнуться его чувствами, переживаниями, чтобы создать в драматизации образ. Перевоплощение поможет ребенку, на основе имеющегося у него навыка выразительного рассказывания, накопленного двигательного опыта, знаний об окружающей действительности, создать различные по характеру образы.
В игре-драматизации соединяются такие компоненты как: литературный текст, декорации и атрибуты, создание образов персонажей. Создание декораций и реквизита, в период подготовки к драматизации, позволяет ребенку глубже проникнуть в понимание поведения и характера каждого персонажа, определить возможную окружающую обстановку и прочувствовать эмоциональную окраску каждого эпизода.
При создании одинаковых по теме декораций, в одной даже сказке, требуется два противоположных изображения.
Дошкольникам под силу расписать ставень избушки, сделать аппликацию на косыночке внучки, фартуке бабушки, рубашке деду. Взаимосвязь в игре-драматизации художественно-речевой, двигательной и изобразительной деятельности позволяет участвовать в ней детям разного возраста. Проведение данного вида игры в группах с разновозрастным составом содействует взаимовежливости, общению, творческому сотрудничеству младших и старших.