Папки-передвижки

Консультация для родителей «Грамматические категории, которыми должны обладать дети к школе»

Топоркова Юлия Валериевна
Консультация для родителей «Грамматические категории, которыми должны обладать дети к школе»
▼ Скачать + Заказать документы

Грамматические категории, которыми должны обладать дети к школе

Подготовила учитель-логопед Топоркова Ю. В.

МБДОУ №73 «Городок» г. Мытищи

Грамматическая категория - это свойственные словам значения обобщенного характера, значения которые отвлечены от конкретных лексических значений этих слов.

Категориальные значения могут быть показателями, например, отношения данного слова к другим словам в словосочетании и предложении (категория падежа, отношения к лицу говорящему (категория лица, отношения сообщаемого к действительности (категория наклонения, отношения сообщаемого ко времени (категория времени) и т. д.

Публикация «Консультация для родителей „Грамматические категории, которыми должны обладать дети к школе“» размещена в разделах

Следовательно, каждое слово может обладать рядом грамматических значений, например, в глаголе БЕЖАЛ заключены следующие грамматические значения : значение прошедшего времени, значение единственного числа, значение мужского рода, значение несовершенного вида.

Грамматические категории :

Глагола: категории времени, лица, наклонения, залога, вида

Существительного: рода, падежа, числа, определенность, неопределённость

Прилагательное: полнота,/краткость степени сравнения рода, падежа, числа

Грамматические категории, которыми должны обладать дети к школе :

Словарный запас.

Есть дети в возрасте 6-7 лет, обладающие богатым словарным запасом, очень осведомленные в различных областях знаний, умеющие читать- и поэтому обогащающие свой словарь самостоятельно, а есть дети, чей словарный запас ограничен бытовой тематикой.

В норме в словаре детей этого возраста есть слова всех частей речи. Помимо существительных прилагательных и глаголов употребляются числительные, глагольные формы (причастия и деепричастия, сложные предлоги «из-за», «из-под». К 7-ми годам ребенок должен : употреблять обобщающие понятия (головные уборы, транспорт, инструменты, уметь давать определение предмета через род и вид (сахарница – посуда для сахара, использовать в речи слова-антонимы (высокий – низкий, знать не только названия предметов, но и их частей. Начинается осмысление и употребление слов с переносным значением (ползет время, золотые руки, потерять голову). Если с детьми велась целенаправленная работа по подготовке к школе, то в их речи появляются и первые термины – «звук», «буква», «слог», «предложение».

При речевой патологии часто отмечаются замены слов (плащ – куртка, шляпа – шапка, шьет – вышивает, названия предметов заменяются названиями действий (ошейник – чтоб собачка не убежала, обувь – на ноги надевают, обнаруживается недостаточный запас знаний об окружающем.

Грамматический строй речи.

При нормальном речевом развитии дети строят свои высказывания в соответствии с грамматическими нормами. В речи появляются сложные предложения и обороты. Правилами изменения слов по родам числам и падежам и умением правильно сочетать слова практическими методами дети овладевают уже к 4-ем годам. Поэтому у будущего первоклассника не должно быть ошибок типа «много тарелков», «ух» (вместо «ушей», «карандашов», «светили фонариков», «под столе».

Ошибки могут оставаться в сложных формах, которые являются объективно сложными не только для детей, но и для взрослых. Основные причины – сложность грамматической системы русского языка, наличие множества исключений из правил. Правилами образования слов ребенок овладевает примерно к 7-ми годам. В речи детей не должно быть ошибок типа «лампик», «котенки», «дубной лист».

В норме-грамматическая сторона формируется самопроизвольно. Ребенок слышит речь взрослого, запоминает, и у него возникают определенные речевые обобщения, которые он применяет на другом речевом материале. Поэтому культура речи взрослых, их умение правильно пользоваться различными категориями и формами, своевременное исправление ошибок, оказывает положительное влияние на формирование этой стороны речи у детей.

У тех, у кого не сформировалась грамматическая сторона речи впоследствии возникают трудности. Которые проявляют себя чаще всего в 3-4 классах при усвоении грамматических правил их использовании, написании изложений, сочинений.

Связная речь.

В возрасте 7 лет ребенок способен самостоятельно дать описание предмета, игрушки, раскрыть содержание картинки. Передать небольшой рассказ, поговорить о просмотренном фильме, придумать сказку. Ребенок в состоянии передать содержание картинки, не видя ее, только по памяти. Он может не только рассказать о том, что изображено на картинке, но и придумать события, которые могли бы развиваться дальше. Главный фактор развития связной речи – наличие заинтересованного слушателя, которым должны стать родители и педагоги. Чтобы связная речь развивалась, детям нужно не только рассматривать картинки, но и слушать речевые образцы – это собственные рассказы взрослых. И, конечно. главный источник прекрасных речевых образцов – это художественная литература. Дети, имеющие богатый опыт слушания книг, имеют хорошо развитую связную речь.

Подводя итог, хочется остановиться на некоторых умениях, которые имеют особое значение для готовности ребенка к школе : сформированности навыков звукового анализа и синтеза – это умение выделить в звучащем слове звуки, определить их количество и последовательность, назвать звук по заданию (3-й, 5-й, определить место звука в слове, отгадать слово по отдельно названным звукам. Эти навыки чрезвычайно важны для овладения чтением и письмом. Их несформированность неизбежно проявляется на письме в специфических ошибках в виде пропусков, перестановок букв и слогов, искажениях слов.

Таким образом, ко времени поступления в школу устная речь ребенка с её грамматическими категориями должна быть сформирована и не отличаться от речи взрослых

Что касается письменной речи, а чтение — это письменная речь, то ее формирование только начинается. Однако, если ребенок готов к чтению, задерживаться не стоит, так как чтение — это мощнейший толчок развития мышления, памяти и всех сторон грамотной устной речи которыми должен обладать ребенок к школе.

Публикации по теме:

Что должны знать дети о живой и неживой природе (вторая младшая группа)Что должны знать дети о живой и неживой природе (вторая младшая группа) НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. различать и называть основные признаки воды, песка, снега, льда, камешков, глины; убедиться.

Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3)Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3) ЖИВОТНЫЕ. ФАКТЫ. узнавать 2 – 3 вида бабочек, стрекозу, муравья, комара, пчелу; запомнить 3 – 4 новых вида перелетных.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в первой младшей группе Неживая природа Факты называть полным названием солнце, воду, снег, лед, небо, дождь и некоторые действия, связанные с ними;.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 1)Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 1) НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. знать и называть свойства таких материалов, как стекло, кожа, резина, бумага, металл;.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 2)Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 2) РАСТЕНИЯ. ФАКТЫ. знать и называть 5 – 6 видов комнатных растений, деревьев и кустарников, 2 – 3 травянистых растения, 6.

Консультация для родителей «Дети и мультфильмы» Мультфильмы являются частью детства каждого ребёнка. Многие родители прибегают к магической силе мультфильмов, чтобы на какое - то время.

Консультация для родителей «Дети и наш пример»Консультация для родителей «Дети и наш пример» Чем меньше дети, чем большее значение имеет для них пример взрослого. Сила примера в его наглядности и конкретности, что отвечает таким.

Мастер-класс по изобразительному творчеству «Должны смеяться дети и в мирном мире жить» ко Дню детских ладошек на МAAMМастер-класс по изобразительному творчеству «Должны смеяться дети и в мирном мире жить» ко Дню детских ладошек на МAAM Мастер – класс изобразительного творчества «Должны смеяться дети и в мирном мире жить» Шелехина Нина Сергеевна 1 июня отмечается международный.

Правила, которые должны знать дети. Консультация для родителей 1. Слушать внимательно взрослого. 2. Не кричать. 3. Не трогать без разрешения. 4. Работать только на своём месте. 5. Специальные вещества.

Проект для детей младшей группы «Известно каждому на свете: должны здоровыми быть дети»Проект для детей младшей группы «Известно каждому на свете: должны здоровыми быть дети» Тема проекта: «Известно каждому на свете: должны здоровыми быть дети» Цель проекта: Создать условия для мотивации у детей в здоровом образе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Грамматические категории, которыми должны обладать дети к школе»
Опубликовано: 18 октября 2022 в 13:49
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Грамматические категории, которыми должны обладать дети к школе»» (включая файлы) размещена пользователем Топоркова Юлия Валериевна (УИ 24149) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД