Нина Ивановна Чепурненко
Консультация для родителей «Что такое звуковой анализ слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Что такое звуковой анализ слова»
Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом будем знакомиться с буквами.
Публикация «Консультация для родителей „Что такое звуковой анализ слова“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Консультации для родителей
- Темочки
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков.
Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове. Часто дети не слышат звуки.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, определение места звука в слове.
Уважаемые родители, помните:
1. Звук – мы слышим и произносим.
2. Буквы мы видим, пишем и читаем. (это на будущее)
3. Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки можно петь голосом, кричать, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Гласных звуков шесть : А У О И Э Ы. Мы уже познакомились со звуками А,У,О,И.
Гласные звуки обозначаются квадратиком красного цвета.
Согласные звуки - звуки, которые не поются, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду Согласные звуки произносим немножко сердито, четко, отрывисто.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голосок спит, а при произнесении звонких звуков, голос просыпается, звенит. Проверяем: положив руку на горлышко или закрыв ушки руками.
Проводим опыт со звуками «М» и «П». При произнесении звук «М», губки сомкнуты, голосок звенит, нашим губкам «щекотно» – это звук звонкий. Воздушная струя встречает преграду. Мешают губы. Сравниваем его со звуком «П». При произнесении этого звука, губки также сомкнуты, но голосок спит, нашим губкам «не щекотно». Воздушная струя встречает преграду. Мешают губы. Оба эти звуки – согласные, твердые, произносим немножко сердито, строго.
Согласные твёрдые звуки обозначаем квадратиком синего цвета,
Примерные игровые задания.
Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).
Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Взрослый называет звук, а ребенок поднимает флажки (красный, услышав гласный звук, синий – услышав согласный твердый звук).
Следующая задача.
Знакомим детей с понятием «СЛОВО»
Мы с ребятами уже знаем, что каждый предмет имеет свое название, то есть своё слово, а слова состоят из звуков.
Помогает нам схема слова.
Мы играем со словами, а точнее со схемой слова. Вот она схема слова.
В начале слова и в конце слова всегда звучит один звук. Все остальные звуки звучат в середине слова.
Игра: «Где я (звук) спрятался в слове?»
Играем со звуком «М»
Слова : мак, дом, Тома. Где звучит звук «М» в слове МАК?- в начале слова, отмечаем синим кружочком. В слове дом – в конце слова, а в слове Тома – звук прячется в середине слова.
Помогают нам картинки.
Аналогично со звуком «Н, ищем звук «Н» в словах.
Аналогично со звуком «П»
Игра «Сколько звуков спряталось в слове?»
У нас в гостях кот.
Выложить схему слова КОТ. Используем пенал с квадратиками и схему слова.
- Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)
- Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])
- Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).
- Каким квадратиком обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).
- Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])
- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).
- Каким квадратиком обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).
- Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).
- Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).
Каким квадратиком обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).
Звуки подружились. Как звучат эти звуки? Называем последовательно звуки. Звук «О» немножко протяжно (КО – О -Т).
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
Уважаемые родители, очень точно следуйте нашим инструкциям, выполняя домашние задания. Помните о том, что требования педагогов детского сада и семьи должны быть едины! Это поможет выработать самостоятельность, ответственность, желание доводить дело до конца и поможет в школе учиться отлично. В следующей консультации мы расскажем, что такое символы звуков и как они помогают нам играть со звуками, слогами и овладевать техникой чтения.
Список используемой литературы.
1. Александрова, Т. В. Живые звуки. : Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. СПб. : Детство-пресс, 2005.
2. Ткаченко, Т. А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М. : Гном и Д, 2005.