Консультация для родителей «Как научить ребенка слышать и различать звуки»

Елена Глазырина
Консультация для родителей «Как научить ребенка слышать и различать звуки»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад № 42 «Искорка» город Сухой Лог

Эффективность коррекционно- развивающего процесса в ДОУ зависит от совместной деятельности логопеда и родителей. В практической деятельности стараюсь отойти от традиционной формы проведения. Работа с родителями - это не только родительские собрания и консультации, но и открытые и совместные занятия, индивидуальные беседы и консультации, тренинги, семинары - практикумы, а также личная страничка на сайте МАДОУ.

При проведении первого собрания главная цель – это установить контакт и доверительные отношения с родителями, сплотить группу.

При выборе темы родительского собрания учитываю потребности родителей, актуальность темы для родителей детей именно этой группы, провожу анкетирование.

Теоретический материал я стараюсь преподнести в доступной для родителей форме с использованием информационных технологий. Теоретическую часть сокращаю до минимума, основная часть – практическая. Подбираю интересные игры и упражнения, которые можно повторить с ребенком дома или по дороге в детский сад, и даже лежа на диване.

Использую прием активизации, проигрываю игры вместе с родителями. Это вызывает интерес у родителей к предлагаемому материалу.

Родительское собрание состоит из двух частей:

1. Открытое занятие с детьми.

2. Семинар практикум для родителей.

3. Результативность собрания фиксируется родителями путем заполнения анкеты обратной связи

Анкета обратной связи

Пожалуйста, оцените по 5 – бальной системе:

1. Актуальность предложенного материала 1 2 3 4 5;

2. Доступность материала для понимания 1 2 3 4 5;

3. Свою заинтересованность в данной теме 1 2 3 4 5;

4. Свою активность в данной встрече

1 2 3 4 5;

5. Привлекательность формы проведения 1 2 3 4 5;

Ваши замечания по поводу организации

Ваши пожелания относительно следующей встречи

Готовясь, к встречам с родителями руководствуюсь, китайской пословицей

Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь.

Так как мы сразу опираемся на все три канала поступления информации – зрительной, слуховой, кинестетической. Поэтому я проговариваю материал, подкрепляю услышанное схемами, таблицами, фото- и видеоматериалами, вовлекаю родителей в активное участие в играх, дискуссиях.

Родительская гостиная.

Как научить ребенка слышать и правильно произносить звуки.

(Текст сообщения)

Умение сосредоточится на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки, но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребенок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.

Поэтому, умение правильно и четко различать звуки речи – способность фонематического слуха - является основой для понимания смысла сказанного, основой правильной речи, как устной, так и письменной.

Цель предлагаемых игровых упражнений – научить его слышать и слушать. Предложите ребенку повторить слоги: са-ша, ша- са, ач – ащ, са – ца, ра – ла, ша- жа.

Сходные слова: Маша – Даша; тень – день; день – пень;

Бек – лак – мак – так – рак; жук – лук – сук – тук. Затруднения при выполнении заданий указывают на снижение у ребенка фонематического слуха. Надо приступать к занятиям!

Все дети очень любят играть. Игра является частью детства, непременным его атрибутом. Игра доставляет ребенку огромную радость, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, познавательные процессы. Игра стимулирует и развивает умения сравнивать, размышлять, анализировать, формирует устойчивый интерес и потребность к интеллектуальным упражнениям. Для переключения внимания, формирования языкового анализа и синтеза, фонематических процессов, профилактики усталости у детей в коррекционные логопедические занятия включаются разнообразные игры.

Сегодня наша встреча будет посвящена играм, которые помогут детям совершенствовать навыки звукобуквенного анализа, и будут способствовать закреплению полученных на логопедических занятиях знаниях и умениях.

Разминка игра «Паутинка»

Подумайте и одним предложением расскажите, в какие игры больше всего любит играть ваш ребенок. Во время рассказа необходимо один раз обмотать невидимой ниткой ладонь.

А теперь необходимо распутать паутину. Подумайте и одним предложением расскажите, какой по характеру ваш ребенок. Во время рассказа необходимо освободить свою руку от нитки и передать мячик соседу.

Игра «Словесный мяч»

Игра развивает умение представлять графическое выражение слова, развивает звуко – буквенный анализ и синтез, внимание, мышление память.

В руках у логопеда мяч. Участникам игра предлагается встать в круг.

Я назову слово и брошу одному из игроков мяч. Игрок должен подобрать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего слова, и бросить мяч следующему игроку или ведущему. Например: Сок – кот – ток.

Давайте обсудим условия выполнения данной игры, что вызывало затруднения, какие возникли вопросы в ходе игры. (Где и как можно играть с ребенком в такую игру)

Игра «Лестница»

Логопед раздает родителям чистые листы бумаги, фломастеры. Предлагает всем участникам на листах записать букву М. С этой буквы будут начинаться все слова, которые вы подберете. Слова располагаются «Лесенкой» следующим образом: первой стоит названная буква под ней ставится слог, ниже записывают слово, состоящее из трех букв, еще ниже – из четырех. При этом надо соблюдать следующие правила: писать можно только имена существительные в именительном падеже единственного числа, каждое слово должно начинаться с буквы, указанной ведущей. Задание выполняется в течение 1 минуты.

Игра «Зачеркни букву»

Для развития зрительного внимания, закрепления знания образа букв можно использовать данное упражнение. Для этого упражнения нужны газетные или журнальные статьи. Необходимо зачеркнуть в тексте все буквы А.

По истечении 1 минуты логопед говорит стоп и предлагает всем подсчитать количество зачеркнутых букв и назвать число. Начинать игру нужно с одной буквы, через 5 – 6 дней таких занятий можно перейти к зачеркиванию двух букв, при этом одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными» С- З, Ш – Ж. Проблемные звуки нужно задавать по одному.

«Выдели слово»

Предложите ребенку хлопнуть в ладоши (топать ногой, поднимать руку вверх) тогда, когда он услышит слова с заданным звуком.

«Какой звук есть во всех словах?»

Взрослый произносит три – четыре слова, в каждом из которых один и тот же звук (например: шуба, кошка, мышь, и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

«Звуковые песенки»

Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУИ, ИАУ. Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем – второй

«Назови лишнее слово»

Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку нужно назвать то, которое отличается от остальных:

Гора, гора, гора, нора, гора.

Голос, колос, голос, голос.

Коса, коса, коза, коса.

Утенок, утенок, котенок, утенок.

«Какой звук начинает слово?»

Вы бросаете ребенку мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный звук. Например: аист, осы, утка, эхо.

«Что за звук спрятался в середине слова?»

Игра, похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, и т. д.

«Что за звук в конце слова?»

Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов: ведро, нога, столы.

Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Условия подбора слов: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими: мак, стул, малыш, крот, танк и т. д

«Архитектор»

Ребенок называет слово с заданным звуком и берет одну деталь конструктора. Чем больше правильно названных слов, тем больше и красивее будет его постройка.

Игры для развития фонематического слуха рекомендуется для детей после трех лет. Хороший фонематический слух необходим ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи. Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда помимо развития фонематического слуха вы поможете ребенку в развитии внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности.

Для того чтобы развивать фонематический слух ребенка, придется потрудиться. Чем раньше вы начнете заниматься, тем больше шансов, что в школе у ребенка не будет проблем.

Подводя итог, хочется отметить, что самое важное для детей – это поддержка родителей и педагогов, особенно в сложных ситуациях. Нельзя бросать ребенка одного, необходимо всегда быть рядом и помогать ему: регулярно и терпеливо проводить игры и специальные занятия, которые должны быть постоянными и интересными для ребенка.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Как научить ребенка работать с ножницами»Консультация для педагогов и родителей «Как научить ребенка работать с ножницами» Работа с ножницами отлично развивают мелкую моторику, которая крайне важна для развития ребёнка в целом. Оказывается, самые обычные ножницы,.

Консультация для родителей «Как научить ребенка убирать игрушки»Консультация для родителей «Как научить ребенка убирать игрушки» Замечали ли вы,что после игры ваш малыш оставляет игрушки разбросанными по всей комнате,а то и по квартире?Приучать ребенка к уборке своих.

Консультация для родителей «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре»Консультация для родителей «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре» Консультация для родителей «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре» Основы воспитания детей закладываются в дошкольном возрасте.

Консультация для родителей и педагогов «Как научить ребенка видеть проблему?» Под проблемой обычно понимают явно сформулированный вопрос, а чаще комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. «Посмотрите на мир чужими.

Консультация для родителей «Игры, которые помогут научить малыша различать цвета»Консультация для родителей «Игры, которые помогут научить малыша различать цвета» Консультация для родителей:"Игры,которые помогут научить малыша различать цвета". Изучение цветов очень увлекательно использовав эти игры.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Как научить ребенка слышать и различать звуки»
Опубликовано: 24 ноября 2020 в 15:19
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
27 января. День снятия блокады Ленинграда

Годовщине снятия Ленинградской  блокады посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей рекомендательной подборкой занятий, чтобы рассказать детям о подвиге блокадников, о том, как им удалось...

27 января. День рождения Моцарта

27 января отмечается день рождения у одного из самых популярных классических композиторов, произведения которого знают во всех странах, все – от мала до велика. Занятия очередного тематического дня мы...

Детский мастер-класс по плоскостной аппликации из старых газет «Дружок»
Ежедневно в нашей стране люди читают газеты, журналы. Прочитали. Что же делать дальше с прочитанной прессой? Можно сдать в макулатуру, можно что - то...
Зарядка для пальчиков на тему «Зима»
В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для...
Мастер-класс по плоскостной аппликации из газетной бумаги «Страусенок»
Мастер-класс по плоскостной аппликации из газетной бумаги «Страусенок» Автор: Сейитмедова Оксана Сейтиевна, воспитатель, ГБОУ Школа №1503 Описание...