Приложение МААМ

Консультация для родителей «Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии»

Елена Ляхова
Консультация для родителей «Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии»
▼ Скачать + Заказать документы

[/h3]Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии

Вопрос о причине невероятной безграмотности более половины учащихся наших массовых школ неотступно занимал нас в течение многих лет. Трудно понять, почему одни ученики спокойно овладевают в школе грамотным письмом, тогда как для других это оказывается совершенно недоступным, несмотря ни на какие усилия со стороны педагогов и родителей. Эти учащиеся бесконечно, порой в течение многих лет, пишут дополнительные диктовки, буквально без конца работают над ошибками, занимаются с репетиторами - и все это оказывается впустую!

Публикация «Консультация для родителей „Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом, Профилактика дизорфографии“» размещена в разделах

Сейчас, в результате многолетнего общения с сотнями неуспевающих по русскому языку учащихся, стало совершенно ясно, что самая основная, буквально глобальная причина школьной неуспеваемости по названному предмету заключается в том, что многие дети (по данным специальных исследований, их 55,5%) приходят в школу, а значит и приступают к изучению грамматических правил, с недостаточно сформировавшейся устной речью. У них бедный словарный запас, они неправильно употребляют предлоги, приставки и окончания слов, дефектно произносят многие звуки. А поскольку письменная речь - это перенесение на бумагу речи устной, то она никак не может быть умнее и правильнее той устной речи, которой обладает каждый конкретный человек. Она может стать лишь хуже, безграмотнее его устной речи в том случае, если в годы учебы он не овладеет соответствующими грамматическими правилами, поскольку правильное произнесение и правильное написание одних и тех же слов - это совсем не одно и то же.

Иными словами, основная причина неуспеваемости многих учащихся по русскому языку кроется в том, что еще до прихода в школу у них не была сформирована та база, на которой в дальнейшем основывается усвоение всех грамматических правил и при отсутствии которой их усвоение становится невозможным. Что же подразумевается под такой базой?

Это, во-первых, достаточно богатый и правильно систематизированный словарный запас при правильном понимании ребенком смыслового значения слов и, во-вторых, устойчивое владение им грамматическими нормами языка в устной речи.

Богатый словарный запас и точное понимание смыслового значения слов позволяют учащимся быстро и правильно подбирать однокоренные проверочные слова, что необходимо для применения на практике большинства грамматических правил. Детям же с бедным словарным запасом подбирать и выбирать такие слова просто не из чего, поэтому даже хорошо выученные правила они, говоря словами родителей, «не умеют» применять на практике.

Наиболее быстрым путем обогащения словарного запаса и уточнения смыслового значения слов является путь вооружения ребенка навыками словообразования, то есть навыками образования одних слов от других, о чем и пойдет речь в первой части данной книги.

Вторая ее часть посвящена формированию у дошкольников грамматического строя устной речи.

При нормальном ходе речевого развития к началу школьного обучения у ребенка полностью заканчивается дограмматический период усвоения языка. Это значит, что свою устную речь он строит уже в полном соответствии с грамматическими нормами языка, хотя еще не имеет никакого понятия ни о частях речи, ни о падежах, предлогах и пр. В школе ему, по сути, останется лишь усвоить названия тех вещей, которыми он уже давно владеет на практике. Поэтому у таких детей обычно не возникает трудностей с усвоением правописания падежных окончаний, употребления предложных конструкций и пр. и грамматические правила спокойно ложатся на надежную и прочную базу правильно сформировавшейся устной речи.

Дети же с отставанием в речевом развитии начинают изучение грамматических правил в условиях незаконченного формирования устной речи, в которой неправильно употребляются многие грамматические формы и прежде всего окончания слов. Это резко затрудняет усвоение учащимися правил орфографии, поскольку в этот процесс постоянно вмешивается их далекая от совершенства устная речь. Например, во множественном числе родительного падежа в словах типа деревьев, стульев следует писать окончание -ьев, но если ребенок привык говорить стулов идеревов, то в большинстве случаев именно эта привычка неправильного выговора одерживает верх над изучаемыми им правилами правописания падежных окончаний. Более того, эти правила воспринимаются ребенком как нечто насильно навязываемое и совершенно ему непонятное. В подобных случаях у учащихся развивается, так называемая, дизорфография - они пишут как бы «вопреки» изучаемым в школе правилам орфографии.

Таким образом, при недостаточно сформированной устной речи - этой необходимой базы для овладения речью письменной - последняя в принципе не может стать полноценной, потому что вся изучаемая в школе теория будет находиться в постоянном противоречии с неправильной практикой устной речи учеников. А это значит, что если ребенку-дошкольнику не будет оказана необходимая помощь в формировании его устной речи, то он не сможет овладеть грамотным письмом. При этом упущения дошкольного возраста дают о себе знать на протяжении всех лет обучения в виде хронической неуспеваемости по русскому языку.

В целях облегчения усвоения детьми различных грамматических форм весь представленный в книге речевой материал имеет следующие особенности:

1) он подобран в строгой системе, позволяющей отработать с ребенком все типы окончаний имен существительных, имен прилагательных, а также основные формы глаголов;

2) в нем представлено много совершенно однотипных грамматических форм, поскольку для воспитания правильных и прочных речевых навыков у ребенка с отставанием в речевом развитии необходимо большое количество повторений;

3) материал представлен буквально «прозрачно», с четким выделением разных типов окончаний и других грамматических форм, что рассчитано как на фиксацию на них внимания родителей, так и на зрительное запоминание этих форм детьми школьного возраста;

4) почти весь речевой материал дан в зарифмованном виде, что дает возможность детям значительно легче усвоить правильные окончания слов: уже сама по себе рифма не позволит им выйти за пределы правильных форм. Например:

Нет ни бот, ни сапог, ни галош, Но без них я ведь тоже хорош?

Сюда просто «не влезут» формы типа ботов и галошев, однако именно эти неправильные окончания очень часто употребляются детьми.

В заключение следует еще раз напомнить о том, что только при условии достаточной сформированности у дошкольников всех сторон устной речи можно реально рассчитывать в дальнейшем на их нормальную успеваемость по русскому языку. До тех же пор, пока большинство детей будут и дальше продолжать поступать в школу с явным недоразвитием устной речи, проблему нынешней безграмотности большинства учащихся массовых школ не решить.

В целом книга содержит систематизированный и иллюстрированный речевой материал для занятий с детьми, который поможет родителям, воспитателям и логопедам дошкольных учреждений целенаправленно подготовить ребенка к успешному усвоению школьной программы по русскому языку и предупредить появление у него дизорфографии. Этот же материал может быть использован и в работе с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности в усвоении грамматических правил.

литература

ПАРАМОНОВА Л. Г. КАК ПОДГОТОВИТЬ ДОШКОЛЬНИКА К ОВЛАДЕНИЮ ГРАМОТНЫМ ПИСЬМОМ. ПРОФИЛАКТИКА ДИЗОРФОГРАФИИ. - СПБ. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. - 224 С.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как подготовить детей младшего дошкольного возраста ко сну» Консультация для родителей «Как подготовить детей младшего дошкольного возраста ко сну» Каждому ребенку необходимо разное количество часов.

Консультация для родителей: «Как подготовить ребёнка к обучению чтению» Все родители хотят,чтобы их дети выросли умными,умеющие ясно мыслить и правильно излагать свои мысли. Нет необходимости доказывать,что именно.

Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к детскому саду» Поступление в детский сад – это новый этап в жизни вашего малыша. Этап и интересный, и трудный. Интересный – так как каждый день Ваш малыш.

Консультация для родителей «Профилактика и помощь тревожному ребенку» Все дети разные. Одни тихони, другие – забияки, третьи – задиры и шалуны. Все они нуждаются в любви, ласки, заботе. Все они достойны похвалы.

Консультация для родителей «Профилактика кишечных заболеваний и отравлений»Консультация для родителей «Профилактика кишечных заболеваний и отравлений» С наступлением лета, возрастает большая вероятность отравлений среди детей. Это могут быть острые кишечные инфекции, так и пищевые отравления.

Консультация для родителей «Профилактика коронавируса» Консультация для родителей «Профилактика коронавируса»Коронавирус – это целое семейство вирусов, которое включает более 30 видов. Виды объединены.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» Помимо детского сада я работаю в МБУЗ ЦГБ г. Азова инструктором-методистом по лечебной физической культуре (ЛФК). Каждый день я сталкиваюсь.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия в условиях ДОО и семье» «Профилактика плоскостопия в условиях ДОО и семье» В последнее время у детей дошкольного возраста все чаще встречается плоскостопие, а.

Консультация для родителей «Профилактика заболеваний ОРЗ и ОРВИ»Консультация для родителей «Профилактика заболеваний ОРЗ и ОРВИ» Самое большое испытание для родителей – это болезнь их ребенка. Поэтому самое важное для любой семьи сохранение и укрепление здоровья их.

Практикум для родителей «Красивый почерк, или Как подготовить руку дошкольника к письму»Практикум для родителей «Красивый почерк, или Как подготовить руку дошкольника к письму» Детям старшего дошкольного и начального школьного возраста правописание даётся с большим трудом. Часто родителям бывает сложно понять, с.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии»
Опубликовано: 28 декабря 2021 в 17:07
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ляхова (УИ 1191748) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД