Екатерина Черняева
Консультация для родителей «Как подготовить ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление в школу – это очень волнительный процесс как для самого ребенка, так и для его родителей. Важно понимать, что это первый шаг во взрослую жизнь, потому что ребенок оказывается в новом для себя социуме, поэтому он должен понимать и принимать правила этого общества, чтобы дальнейшее обучение происходило без дополнительных проблем. Давайте разберемся – что же такое готовность к школе и каковы её виды и критерии?
Публикация «Консультация для родителей „Как подготовить ребенка к школе“» размещена в разделах
Раньше готовность ребенка к школе оценивалась по определенному объему его знаний. Сейчас же педагоги и психологи расценивают знания не как цель, а как средство развития ребенка. Ребенок должен уметь пользоваться этим знанием, самостоятельно его добывать и анализировать.
Говоря о видах готовности к школе, можно выделить следующие:
психологическую готовность,
интеллектуальную готовность,
социальную готовность,
физическую готовность.
В связи с этим каждому родителю хочется знать, как подготовить ребенка к поступлению в первый класс. Как понять, готов ли он морально к этому? Как ему помочь, если в школе он столкнется (а это наверняка произойдет) с первыми в его жизни школьными трудностями? Это очень важные вопросы, поэтому рассмотрим максимально подробно, как можно подготовить своего ребенка, чтобы его пребывание в школе было для него комфортным.
Что нужно уметь к первому классу
Существует определенный перечень простых навыков, которыми ребенок уже должен владеть перед поступлением в школу. Вот их перечень:
Умение самостоятельно обслуживать себя. Ребенок должен уметь раздеваться, одеваться, держать свои личные вещи в порядке. Очень важна личная гигиена, т. е. ребенок должен быть приучен к утренней и вечерней чистке зубов, в течение дня он должен следить за своей опрятностью, т. е. поправлять одежду и волосы при необходимости.
Ребенок должен свободно рассказывать о себе, чем он увлекается, а также рассказывать о членах своей семьи.
Умение дружелюбно вести себя с другими детьми, при этом он должен понимать, что правила поведения со сверстниками и со взрослыми отличаются. Он должен знать, как именно обращаться к учителям, как здороваться и прощаться. Обязательно знание элементарных правил этикета, т. е. ребенок должен говорить «спасибо» и «пожалуйста».
Умение различать гласные и согласные звуки, писать печатные буквы, а также читать простой текст.
Он должен быть знаком с русскими народными сказками, знать имена великих русских поэтов и писателей.
Умение различать утро, обед и вечер, а также знать названия месяцев, дней недели, времен года.
Умение пересказывать услышанный или прочитанный текст, составлять рассказ по картинке.
Элементарные знания об основных геометрических фигурах: квадрат, круг, треугольник и т. д.
Достаточная усидчивость, чтобы ребенок мог высидеть 30-40 минут, при этом внимательно слушая учителя.
Знание цветов и оттенков.
Знать цифры от 1 до 10. Называть числа в прямом и обратном порядке.
Умение различать одушевленные и неодушевленные предметы.
Умение сравнивать предметы по величине.
Умение находить лишнее (масло, сыр, колбаса, пластилин – что лишнее).
Ребенок должен соотносить предметы по определенным обобщающим категориям. К примеру, чашка, кружка, вилка – это посуда и т. д.
Знать части человеческого тела и уметь их нарисовать.
Ребенок должен вести себя со сверстниками на равных, отстаивая свою точку зрения. При этом он не должен вести себя агрессивно по отношению к ним.
Он должен адекватно реагировать на то, что с ним кто-то не согласен.
Быть достаточно физически подготовленным для обучения в школе.
Подразумевается, что ребенок уже освоил все навыки и умения перед поступлением в первый класс. Безусловно, большую роль в этом в процессе играют детские сады и родители, которые должны заложить определенную базу, в рамках которой будет происходить дальнейшее обучение.
Как понять, подготовлен ли ребенок к школе психологически
Важно говорить не только об интеллектуальной готовности ребенка к школе, но и том, насколько уровень его психологической зрелости позволяет ему учиться. От этого зависит не только его успеваемость, но и самочувствие.
Психологическая готовность к обучению состоит в том, что ребенок овладевает предпосылками к последующему усвоению «школьных» качеств.
О. А. Карабанова включает несколько свойств и способностей ребенка, которые демонстрируют его психологическую готовность к обучению в школе :
Возможность выполнения ребенком учебной деятельности под руководством педагога, а затем самостоятельно.
Наличие предпосылок для усвоения системы научных понятий.
Освоение навыков кооперации и учебного взаимодействия в отношениях с другими детьми и преподавателями.
к подготовить ребенка к школе : советы родителям
В то время, когда детей не учили писать и читать до школы, они воспринимали школу и поступление в 1 класс как нечто особенное и волнительное для них событие. Дети буквальным образом ощущали смену своего статуса – с дошкольника на школьника. Это был настоящий прогресс в развитии их личности, потому что именно в школе они начинали обучаться чтению, письму и другим школьным навыкам.
Еще каких-то 40-50 лет трудно было представить ребенка, который не хотел идти в школу. Сейчас же таких детей становится все больше. В чем же может быть причина? Дело не в пресловутой разнице поколений, которой так привыкли апеллировать многие люди, не знакомые со всей спецификой. Дело в том, что граница между детским садом и школой, дошкольным и школьным возрастом, постепенно размылась. Получается, что писать и читать их уже научили в детском саду, поэтому дети задаются резонным вопросом – а чем же мы будем заниматься в школе? Они понимают, что в первом классе они будут заниматься примерно тем же, чем они занимались в детском саду. Соответственно, у современных детей элементарно пропадает мотивация к учебе еще до поступления в школу.
Какие еще советы могут быть полезными
Есть несколько дополнительных рекомендаций, как лучше подготовить ребенка к школе :
Будьте заинтересованы в своем ребенке, помогайте ему достигать положительного результата.
Не забывайте его хвалить, даже если его фактически успехи не так видны. Ребенок должен понимать, что вы оцениваете его деятельность.
Стремитесь к тому, чтобы ребенок выполнял все задания самостоятельно. Но если у него что-то не получается, то не нужно критиковать его. Не забывайте о таких фразах, как «Я знаю, что у тебя все получится», «Я верю в твои способности» и т. д. Так вы повышаете его уверенность в своих силах.
Всегда давайте ему высказаться и не перебивайте. Не подавляйте его познавательную активность и инициативу.
Всегда отвечайте на все его вопросы, потому что детская любознательность помогает ребенку получить максимально большой объем информации об окружающем мире, которая пригодится ему в дальнейшем обучении.
Все ваши требования и запреты должны быть обоснованы. Недостаточно просто сказать: «Нельзя» или «Так надо» - важно донести до ребенка точную причину вашего отказа или требования.
Никогда не сравнивайте его и его успехи с другими детьми или вашими родственниками. Помните, что ребенок только учится учиться, поэтому он не может сразу демонстрировать феноменальные успехи.
Самый главный совет, который может дать любой психолог – принимайте своего ребенка таким, какой он есть, т. е. со всеми его достоинствами и недостатками. Это вечная проблема завышенных ожиданий родителей, которые часто в лице своих детей хотят воплотить то, чего они сами не смогли достичь в своей жизни.
Помните, что ваш ребенок – это не поле для реализации ваших собственных амбиций. Это полноценная личность, которой могут нравится совершенно не те занятия, которые нравились вам в детстве. Цените индивидуальность ребенка и то время, которое вы проводите вместе.