Шимон Ольга
Консультация для родителей «Как правильно хвалить ребенка»
Виолетта Александровна Шуляк
Решебник для мамы
Хвалить или не хвалить, если хвалить, то как правильно?
Похвала для детей, это как бальзам, способный творить чудеса – давать мотив к действиям, делать малыша уверенным в собственных силах, закреплять позитивные качества, помогать осознанию правил поведения в социуме. Но, в то же время, можно получить обратную реакцию, если перехвалить.
Публикация «Консультация для родителей „Как правильно хвалить ребенка“» размещена в разделах
- Как правильно хвалить ребенка. Консультация для родителей
- Консультации для родителей
- Наказание и поощрение детей
- Темочки
Как же хвалить ребенка?
1. В похвале вы должны оценить не ребенка, а его действия и поступки: «Доченька, твои игрушки так красиво сложены, что комната стала аккуратней выглядеть!», «Сынок, теперь твои вещи не разбросаны по всей комнате, а сложены и лежат на полке, а в комнате чистота и порядок!».
Нельзя: «Ты хорошая помощница», «Что бы я без тебя делала!»
Направляйте похвалу на дела и поступки, поделитесь своим отношением к совершенному действию, чтобы ребенок смог самостоятельно сделать вывод.
2. Похвала, сказанная слишком часто, теряет свой эффект, ребенок привыкает.
3. Хвалить необходимо за то, что дается с усилием, приложив не мало труда. Легко доставшаяся похвала не дает стимула к дальнейшему преодолению трудностей.
4. Хвалите за то, что вызвало у вас удивление и восторг, выражайте свои эмоции ребенку : «Мне понравилось, как ты реалистично нарисовала дерево!»
5. Иногда возникает вопрос: «Хвалить или нет?» Если выполнено самостоятельное действие похвалите. Другого варианта и быть не должно.
6. Если малыш прикладывает усилия к работе, но что-то не получается, похвалите за достигнутый результат: «Посмотри, какой красивый дом ты нарисовал, еще немного и забор дорисуешь».
Принесет отрицательный результат:
1. Если похвалить за то, что дается легко, без усилий.
2. Если вашему ребенку что-то дается тяжело, не ставьте в пример Петю, которому это дается легко. У ребенка формируете негативное отношение к данному виду работы.
3. Заодно и то же действие, дважды награждать не следует.
Когда вы хвалите ребенка, он должен сделать вывод из ваших слов:
А) Похвала;
Б) Вывод ребенка.
Примеры:
«Спасибо доченька, что помыла полы в комнате, теперь очень чисто в комнате!» Вывод ребенка : «Я помогла маме и ей теперь легче!»
Нельзя: «Ты моя помощница» – далее сделать вывод ребенок не сможет.
«Спасибо доченька, что разложила покупки, теперь я быстрее приготовлю кушать» Вывод ребенка : «Я помогла маме, теперь у нее больше времени»
Нельзя: «Ты просто золото!»
«Спасибо, что помыла посуду доченька, теперь так чисто на кухне!» Вывод ребенка : «Я помогла маме и маме будет приятно!»
Нельзя: «Так даже я не смогу вымыть посуду!»
Разновидности похвалы – их достоинства и недостатки
Положительная оценка действию
Положительная оценка действию расскажет малышу наше отношение к его деятельности или поступку. Мы рассказываем ребенку наше отношение, для того, чтобы завтра он смог порадовать нас еще большими результатами.
Плюс: когда ребенок осваивает новую деятельность, положительная оценка, является хорошим стимулом к работе и снизит неуверенность.
Минус: частая положительная оценка без использования других способов похвалы ведет к тому, что ребенок начинает обращать внимание не на действия и результаты, а на то, чтобы доставить удовольствие родителю. Результатом такой оценки станет лицемерие и лесть ребенка.
Если ребенок будет ставить на первое место интересы других, то из него вырастет личность с заниженной самооценкой и без собственного мнения.
Вывод: положительная оценка действию не должна часто использоваться и пользуйтесь другими приемами поощрения, о которых мы поговорим далее.
Одобрение
Одобрение мы применяем в случае, когда в работе присутствуют сомнения. В результате одобрения, мы как бы развеиваем сомнения и направляем действие к конечному результату.
Плюс: После одобрения, просыпается стремление к завершению работы, советы воспринимаются как помощь и по возможности реализовываются.
Минус: одобрение без поддержки других способов поощрения ведет к снижению самостоятельности, уверенности в себе, ведет к безынициативности.
Похвала
Похвалу ребенок слышит в результате выполненных действий. Она служит мотивацией к повторной деятельности и закреплению навыков.
Плюс: похвала является результатом выполненной работы. Не всегда работа выполнена правильно или ожидаема родителями. В некоторых случаях необходимо в плохо выполненной работе найти и позитив и объяснить ошибки.
Минус: если регулярно хвалить за выполненные действия, это порождает неумение доводить дело до конца. Малыш может не увидеть конечного результата в планируемой работе и отказаться от выполнения его.
Комплимент
Умение увидеть, заметить, разглядеть положительные черты, умения, навыки и донести их до ребенка.
Плюс: в связи с направленность комплимента на личность, он помогает усилить имеющиеся у ребенка позитивные качества.
Минус: акцентируя внимание на одном качестве, можно превратить его в недостаток.
Награда
Награда является одним из сильных стимулов к деятельности. Награда – это поощрение за достигнутый результат или за результат превзошедший планируемые достижения.
Награда бывает:
1) Материальной – игрушки, сладости, одежда, деньги и др.
2) Исполнение желаний.
3) Выполнение условий договора.
Награда является сильным стимулом к выполнению какой-либо деятельности. Ребенок, таким образом, со временем понимает, что нет ничего невыполнимого в жизни.
Любая похвала является особенно важной для ребенка в любом возрасте. Восприятие мира маленького человека, проходит через нашу реакцию на их поступки. Чем больше правильной похвалы слышат наши дети, тем уверенней они вырастают в собственных силах.
Подготовила физинструктор Шимон О. А.