Консультация для родителей «Как расширить словарный запас ребенка?»

Наталья Петровна Осадченко
Консультация для родителей «Как расширить словарный запас ребенка?»

Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями. Перед ним открывается много интересного, нового, привлекательного.У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? Из чего и как сделано? Для чего?»

И если четко и обстоятельно взрослые ответят на вопросы детей, идет расширение словарного запаса ребенка. Родителям надо постепенно знакомить детей с предметами и явлениями окружающей жизни, учить правильно называть предметы домашнего обихода, одежду, посуду, игрушки, с которыми ребенок имеет дело. Гуляя с ребенком на улице, показывать и называть здания, транспорт, растения и другие интересующие ребенка объекты. Запас слов ребенка значительно расширится, если родители научат его различать и называть не только предметы, но и существенные детали предметов, различать их по форме, назначению и названию, определять сходные предметы.

Ребенку надо помочь понять смысл каждого слова, запомнить его, правильно употреблять слово к месту. Для этого следует широко использовать окружающие предметы и природу. «Посмотри, сколько красивых листьев на земле, — обращаете вы внимание ребенка, — это осенний ветерок сорвал их с деревьев, закружил в воздухе и укрыл ими землю. Это листопад». — «Листопад», — повторяет ребенок, услышав новое слово. «Да, это листопад, — утверждаете вы. — Это слово обозначает: листья падают». Таким образом, представление о листопаде сливается воедино в сознании ребенка с новым словом.

Но назвать один раз слово, объяснить его смысл еще недостаточно. Для закрепления нового слова, например, «листопад», можно показать ребенку картинку, на которой художник запечатлел это красивое явление,прочитать рассказ или стихотворение:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

И только тогда, когда новое слово будет применено ребенком правильно,можно утверждать: оно вошло в его активный словарь осмысленно.

Детская речь бедна прилагательными. Задача взрослых помочь ребенку освоить качество знакомых предметов. Как это сделать? Покажите ребенку предмет, определите его форму, величину, цвет, отметьте его качества и свойства (мягкий он или твердый, тяжелый или легкий, теплый или холодный). При этом не надо забывать, что у ребенка мал жизненный опыт и одного лишь восприятия для него недостаточно. Ребенок должен и посмотреть, и потрогать предмет, сжать, сдавить, взвесить, погладить, сравнить его с уже известным.

Например, накрывая на стол, мама просит дочь достать мягкий хлеб.Девочка в раздумье: как узнать, какой из двух батонов мягкий? И тут же вспоминает, как мама определяла хлеб в магазине. Теперь всякий раз, садясь за стол,она пробует хлеб и говорит: это мягкий, как пух, а этот жесткий.Или: перед ребенком два мяча — большой и маленький. Сравнивая их, ребенок отмечает: большой мяч — зеленый, а маленький — красный. Оба мяча гладкие и круглые, их можно катать и гладить. Так незаметно для себя ребенок знакомится с разными качествами предмета, пополняет словарь новыми словами, обозначающими качество. Эти примеры говорят также о том, что ребенок лучше всего запоминает качества предметов при их сравнении.

Родители должны не только сами знакомить с качествами окружающих предметов, но и учить ребенка самостоятельно определять их.

Например, ребенок пришел с детского утренника. Сколько у него впечатлений! Есть о чем вспомнить и поговорить. Как он выражает свои впечатления? Обычно, захлебываясь от избытка впечатлений, он говорит отдельными фразами, а недостаток слов дополняет жестами, мимикой, движениями тела. Это происходит оттого, что он переполнен впечатлениями и мысль опережает слова. Плохо, если такая форма выражения мысли станет привычной для него.

Ребенок обогащается впечатлениями, пополняет круг представлений, а запас слов остается прежним. Не исключается и другая крайность. В этом случае запас слов ребенка опережает формирование у него конкретных представлений об окружающем. Это случается чаще всего тогда, когда родители много разговаривают с ребенком о непонятных ему вещах и явлениях, перегружая его словарь трудными словами: изысканный, банальный и пр. Эти слова своей новизной привлекают ребенка. Но он повторяет их механически, не осмысливая значения. Если взрослые любуются тем, как дети с легкостью жонглируют «умными» словами, то у ребенка появляется привычка болтать, не вникая в смысл слов, вырабатывается пустословие.

Помочь детям сознательно усваивать слова и активно пользоваться ими могут следующие упражнения.

«Подбери определение», например, к слову «яблоко».Какое оно: спелое, сочное, румяное, вкусное.

«Узнай предмет по определению»: белое, длинное, чистое, махровое. (полотенце).

«Кто что делает?» (для активизации глаголов): повар. (варит, печет, жарит); ветер. (воет, срывает листья, пыль поднимает, парус надувает).

«Кто это делает?» (подбор существительных): метет улицу. (дворник, водит поезда. (машинист, лечит людей. (врач).

«Чем это делают?» (подбор существительных): рисуют. (карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой).

«Что может быть хмурым?» (свежим, зеленым, металлическим и т. д.): хмурым. (небо, лицо, утро, день, погода).

«Назови части целого»: дерево. (ствол, ветки, корень листья); обедать. (наливать, накладывать, отламывать, есть, пить) и т. п.

«Дай три названия и больше»: стол. (мебель — вещь); клевер. (трава — растение); каша. (блюдо—пища—питание).

«Добавь пропущенное слово»: Пришел почтальон, он принес. Дворник взял метлу, он будет.

Хотя обогащение словаря происходит главным образом при непосредственном восприятии окружающего, однако словарную работу нельзя считать на этом законченной. Очень важна собственно языковая работа над словом. Специалистами предлагается целая система упражнений,направленная на:

• подбор антонимов и синонимов к заданному слову;

• отыскивание антонимов в рассказах, пословицах,поговорках: «Готовь сани летом, а телегу зимой», «Труд кормит, а лень портит»;

договаривание предложения с антонимами: летом жарко, а зимой. ;

• составление предложений со словами синонимического ряда (струится, журчит, льется, парой антонимов (умный—глупый, весело—скучно);

• объяснение и сравнение значений многозначных слов в контексте: ушко зайчика — ушко иголки;

• подбор близких по смыслу слов к каждому значению многозначного слова: острый перец — горький, жгучий; острая иголка — остроконечная;

• рисование на тему многозначного слова;

• нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках, литературных произведениях;

• придумывание рассказов и сказок на тему многозначного слова.

Публикации по теме:

Консультация «Как увеличить словарный запас ребенка» Словарный запас является своего рода визитной карточкой ребенка. Богатый лексикон выдает в обладателе эрудированность, хорошую память и.

Консультация «4 простых совета, как увеличить словарный запас ребёнка» 4 простых совета, как увеличить словарный запас ребёнка Человек с богатым словарным запасом выглядит интеллектуально развитым, эрудированным,.

Дидактические упражнения для развития речи. Пополняем словарный запас детей! 1. "Назови ласково" Белка – белочка. Лиса – лисичка. Заяц – зайчишка, зайчонок. Белка – бельчонок. Медведь – медвежонок. Волк – волчонок.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие ребенка» Многих родителей волнует вопрос, как заработать авторитет, как правильно воспитывать своих детей. Авторитет родителей заключается в умении.

Консультация для родителей «Деятельность родителей, направленная на формирование у ребенка желания учиться» В скором будущем вашему ребенку предстоит пойти первый раз в первый класс. Вместе с гордостью за своего ребенка вы испытываете также и некоторое.

Консультация для родителей «Дисциплина ребенка» Научить ребенка дисциплине - одна из основных задач родителей. К сожалению, многие мамы и папы не утруждают себя тем, чтобы ставить перед.

Консультация для родителей «Как научить ребенка уважать и любить родителей?» Как часто мы слышим жалобы со стороны людей, которые много старше нас. Жалуются они на своих детей: «Общается со мной, как будто я ему чужая!».

Консультация для родителей «Развитие речи ребенка. Словарный запас!» ИГРЫ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА РЕБЁНКА Эти словесные игры не занимают много времени, в них можно играть по дороге в садик, в очереди,.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Авторитет родителей - важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка - кропотливый.

Консультация «Обогащаем словарный запас детей» Начинается новый учебный год! Начинается он не только у школьников, но возобновляют свои занятия и дошкольные учреждения. Дети достаточно.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Орфография
  • Орфография
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Как расширить словарный запас ребенка?»
Опубликовано: 4 октября 2019 в 10:11
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День защиты природы от мусора на МААМ

Важной экологической теме посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы объяснить детям, что такое мусор, как он вредит нашей планете и...

12 мая. День будущих врачей на МААМ

12 мая вот уже почти шестьдесят лет отмечается Международный день медицинской сестры. Предлагаем воспользоваться этим поводом для того, чтобы посвятить тематический день основным медицинским профессиям....


Горячие темочки