Лучший педагог года

Консультация для родителей «Как воспитать в ребенке самостоятельность»

Наталья Нани
Консультация для родителей «Как воспитать в ребенке самостоятельность»

На вопрос «нужно ли приучать ребенка к самостоятельности большинство родителей уверенно отвечает : «Да!».

Но довольно часто родители откладывают процесс приучения к самостоятельности на потом, мотивируя это тем, что малыш еще недостаточно взрослый. У многих родителей часто оказывается множество причин этого не делать: страх потерять свой авторитет в глазах ребенка, желание контролировать его и доминировать над ним. Недоверие к возможностям маленького человека. Самоутверждение за счет сверхопеки и чрезмерной заботы. Своеобразные представления о дисциплине и послушании. Нежелание прилагать усилия и создавать себе лишние проблемы. Таких внутренних побуждений можно найти достаточное количество. И если в семье возникает проблема пассивности, чрезмерной пугливости ребенка, его неумения принимать решения, родителям необходимо искать причину, по которой они сами не пытались поддержать в своем малыше природное стремление к познанию мира и самостоятельным действиям.

Публикация «Консультация для родителей „Как воспитать в ребенке самостоятельность“» размещена в разделах

Безусловно, характеры у детей разные. Но это делает процесс воспитания пытливости и независимости индивидуальным, подходящим для конкретного маленького человека. Но никак не оправдывает бездействия и потакания «капризам» не только малыша, но и его родителей. Довольно часто, описывая лень, пассивность и несамостоятельность своего чада, мама говорит: «он у меня такой, ничего не сделаешь». Но так ли это? Вряд ли найдется ребенок, который не научился самостоятельно ходить, есть ложкой, надевать рубашку или обувь. Если внимательно наблюдать за малышом, то можно заметить тот момент, когда человечек начинает проявлять инициативу. Он учится совершать определенные действия, переворачивается на животик, ползет, хватает различные предметы. И делает это усердно и увлеченно. Все это проявления стремления к познанию окружающего мира и своих возможностей. И это заложено в каждом, независимо от характера. Проявляются эти врожденные качества уже на первом году жизни человека. Если этот момент будет использован родителями для первых уроков самостоятельности, то дальнейшие проблемы могут и не возникнуть. Или они будут намного более простыми и «решаемыми». Но довольно часто можно наблюдать такую картину: малыш тянется к игрушке, а заботливая мама или бабушка вкладывают желанный предмет ему в ручку. Это — своеобразный «антиурок» : можно все получить, не напрягаясь! В тот момент, когда ребенок пытается встать на ножки и сделать первые шаги, беспокойные родители создают различные способы подстраховки, чтобы дитя не упало и не ушиблось. И снова закладывается негативное ощущение: самостоятельные действия опасны! Если не упустить этот естественный момент развития, поощрить малыша и создать условия для увлеченного, радостного освоения новых навыков и умений, помогая ему, но, не опекая, то процесс формирования самостоятельности будет успешно начат.

Какие рекомендации можно дать родителям, что посоветовать?

• Требования к самостоятельности ребенка нужно выдвигать согласно его возрасту. То есть то, что будет достижением для ребенка в 3 или 4 года, и за что мы его похвалим (например, правильно застегнутые пуговицы на кофточке, уже не будет достижением самостоятельности в 6 лет. В то же время, требовать от двухлетнего малыша завязывания шнурков на ботинках, абсолютно неразумно, ведь даже мелкая моторика его рук еще не готова к этому.

• У ребенка должно быть достаточно опыта в различных видах деятельности, доступных его возрасту. То есть прежде чем требовать его самостоятельно сделать что-либо, нужно научить этому: показать, рассказать, дать возможность поупражняться.

Принцип от простого к сложному, а также принципы доступности и последовательности будут нам помощниками в деле воспитания самостоятельности ребенка.

• Постепенно ребенку необходимо предоставлять все больше и больше самостоятельности, как в принятии решений, так и в действиях. Что не исключает, конечно, моральной поддержки со стороны родителей, которая нужна в той или иной степени практически каждому человеку на протяжении всей его жизни.

• Не нужно решать проблемы за ребенка. Но не стоит его также оставлять без вашей поддержки, наедине с вопросами, которые его беспокоят. Можно обсудить, помочь наводящими вопросами. Например: «Как ты думаешь, если сделать так, что получиться? А что еще можно сделать?» С маленькими детьми хорошо проигрывать различные ситуации.

• Иногда можно позволить ребенку совершить свои собственные ошибки, которые научат его гораздо большему, чем многочасовые нотации со стороны взрослого. Видя результат своих действий, ребенок лучше всего усвоит связь между причиной и следствием. И каким бы ни был результат действий малыша, родитель должен сохранять доброжелательность и тактичность. Подбадривающее высказывание из уст родителя «Не расстраивайся, а делай выводы», гораздо лучше упрекающего «Мы же тебе говорили, а ты…»

Не делайте за малыша то, что он может сделать самостоятельно. Не перегружайте его своим контролем и опекой. Не охлаждайте инициативу ребенка. Пусть сделает, пока это для него представляет интерес (завязать шапочку, застегнуть пуговицу, отнести чашку и прочее, ведь его очень легко «отбить». А как говориться, «всему свое время». Проявленный интерес со стороны ребенка - это возможность ненавязчиво его научить чему-то полезному. А как часто у родителей не хватает времени и терпения ждать, когда малыш самостоятельно застегнет замочек или завяжет шапочку.

• Не забывайте хвалить ваших детей за самостоятельные решения, действия, достижения, поддерживать их в стремлении к самостоятельности, подбадривать. Выказывайте уверенность в том, что у ребенка все получится : «Если ты поупражняешься, то все получится. У меня тоже когда-то это не получалось. Вспомни, вчера ты еще этого не умел, а сегодня у тебя все получилось. Ты старался. Ты очень способный». Не помешает, если ребенок как можно чаще будет слышать от вас: «Ты справишься, ты умеешь, ты сможешь сделать это самостоятельно, у тебя обязательно это получится».

• Искренне радуйтесь вместе с ребенком его достижениям в самостоятельности.

• Приучая ребенка к самостоятельности, старайтесь формулировать свои требования максимально конкретно и понятно для ребенка. Например, конкретное «после чаепития нужно отнести за собой чашку» будет более понятно для малыша, чем абстрактное «нужно убирать за собой».

• Требуя от ребенка выполнения тех или иных действий, не забывайте объяснять их смысл, пользу и необходимость выполнения. Объяснения типа «это твоя обязанность» или «так надо», скорее всего, не произведут на ребенка должного впечатления. Лучше, чтобы ребенок понял целесообразность выполняемых им действий, почувствовал, что он делает что-то нужное, полезное, что, кстати, может положительно повлиять и на его самоуважение, и на чувство собственной значимости.

Очень важным для развития самостоятельности ребенка является то, какую позицию занимают родители.

Одни родители придерживаются принципа – максимум твердости, требовательности и контроля. Они считают, что детей нужно воспитывать в строгости, их мнение особого значения не имеет, поскольку они еще мало знают и умеют. А критические замечания в такой семье звучат гораздо чаще, чем похвала.

В другой семье отсутствие четких требований, твердости и контроля является нормой. Такие родители считают, что целенаправленно заниматься воспитанием самостоятельности у ребенка совсем не обязательно. Критические замечания в такой семье звучат редко, как, впрочем, и похвала.

В третьей семье разумный контроль сочетается с доброжелательной поддержкой и искренней заинтересованностью. Такие родители стараются учитывать мнение ребенка, поддерживают его стремление быть самостоятельным и независимым.

Так вот, по мнению психологов, результатом воспитания в первом случае вполне возможно будет неуверенная в себе, замкнутая, недоверчивая личность. Во втором – неумеющий себя сдерживать, безответственный, а часто и неуверенный в себе человек. Третий же вариант воспитания психологи считают самым оптимальным. Именно у такой личности будет сформирован высокий уровень самостоятельности, независимости и дружелюбия.

Вот такие советы, рекомендации родителям по воспитанию самостоятельности у ребенка хотелось бы дать.

Дальше выбор за вами, уважаемые взрослые. Вы сами должны для себя решить: хотите ли вы видеть своего ребенка в будущем самостоятельным и независимым или постоянно нуждающимся в вашей помощи.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Если вы курите при ребенке»Консультация для родителей «Если вы курите при ребенке» Вторичный табачный дым – это дым, выходящий из сигареты и выдыхаемый курильщиком. Курильщик с сигаретой, распространяющей табачный дым,.

Консультация для родителей «Как воспитать грамотных пешеходов» Цель: формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах. Задачи: • Создавать с родителями условия для сознательного изучения детьми.

Консультация для родителей «Как воспитать культурного гражданина» Уважаемые родители! Сегодняшняя статья посвящена вопросам культуры воспитания молодого поколения. Часто за суетой дел, мы - родители не.

Консультация для родителей «Как воспитать мальчика»Консультация для родителей «Как воспитать мальчика» У мальчиков обычно есть особые потребности, которые менее важны для девочек, а у девочек есть особые потребности, менее важные для мальчиков. Но.

Консультация для родителей «Как воспитать мальчика настоящим мужчиной»Консультация для родителей «Как воспитать мальчика настоящим мужчиной» В современном мире, к сожалению, лишь немногие задаются вопросом, как воспитать мальчика настоящим мужчиной. Слишком быстрый ритм жизни.

Консультация для родителей «Как воспитать мужчину» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей "Как воспитать мужчину".

Консультация для родителей «Как воспитать сына», приуроченная ко Дню сыновей — 22 ноябряКонсультация для родителей «Как воспитать сына», приуроченная ко Дню сыновей — 22 ноября Каждая мама мечтает, чтобы из её маленького сына вырос настоящий мужчина: сильный, умный, отважный, мужественный, настоящая опора и защита.

Консультация для родителей «Как воспитать у ребенка дружелюбие?»Консультация для родителей «Как воспитать у ребенка дружелюбие?» Навыки общения,дружелюбие в ребенке необходимо воспитывать с самого раннего возраста,как только он начнет общаться со сверстниками. Родителям.

Консультация для родителей «Как воспитать успешную личность?»Консультация для родителей «Как воспитать успешную личность?» Приобщение детей к хореографическому искусству побуждает и способствует моральному, эстетическому и физическому развитию. «Если хочешь.

Консультация для родителей «Воспитать гражданина»Консультация для родителей «Воспитать гражданина» Мы продолжаем себя в детях и хотим, чтобы они были лучше, совершеннее нас. Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшие его окружение,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Как воспитать в ребенке самостоятельность»
Опубликовано: 7 июля 2021 в 11:01
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД