МААМ-картинки

Консультация для родителей «Кризис трёхлетнего ребёнка»

Татьяна Коган
Консультация для родителей «Кризис трёхлетнего ребёнка»

Возраст строптивости.

Как известно, природа не терпит статичности, неподвижности, поэтому сообразно Природе всё должно развиваться и быть в непрестанном движении.

В течении жизни каждый человек проходит несколько стадий взросления - возрастные кризисы, которые он вынужден преодолевать, развивая новые качества.

Кризисы развития – это неизбежные этапы взросления, перестройки организма, которые сопровождаются изменениями психических и физических процессов. Это относительно короткие (от нескольких месяцев – до года-двух) периоды в жизни, в течении которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень.

Публикация «Консультация для родителей „Кризис трёхлетнего ребёнка“» размещена в разделах

Кризис трёх лет детей тоже является знаком развития, ступенькой для перехода на более высокий уровень.

Данный период наступает у разных детей в разное время, у кого-то за пол года до трёх лет, у кого-то может прийти в возрасте четырёх лет. Точно так же он может и протекать различным образом. Одни родители едва замечают его, для других же кризис трёх лет у ребенка становится достаточно большой проблемой. Как правило, кризис нарастает постепенно, достигает своего пика, а затем затихает.

Почему вообще наступает этот кризис?

Если взглянуть на окружающий нас мир, то можно провести некую параллель с птенцами. В надёжной скорлупе тепло и уютно, но приходит время, когда скорлупа трескается. И вот, когда «скорлупка» раскалывается, Ваш малыш понимает, что он способен что-то сделать сам, что в некоторых вещах он уже может справиться и без мамы. Ребенок осознаёт себя самостоятельной личностью, начинает проявлять собственную волю.

Однако ребёнок в силу своих возрастных возможностей, к своему огорчению, не может обойтись без помощи. Именно поэтому он пытается «мстить» Вам слезами и криками. В центре событий обычно оказывается тот, кто ближе всего к малышу, чаще всего – мать. Как правило, ребёнок не собирается конфликтовать с другими взрослыми или со своими сверстниками, всё бремя кризиса направлено именно на самых близких людей. На них же и возлагается обязанность помочь ребёнку пережить этот период становления личности.

Этот период жизни ребёнка проходит среди людей (взрослых, сверстников, старших и младших детей, которые применяют к их жизненной активности санкции в виде наказания («нельзя», «табу», ограничивая её. Можно заметить, что это одно из главных противоречий этого периода жизни: ребёнок пришёл к нему с ликующим чувством переживания собственных возможностей – это естественный путь здорового развития нормального ребёнка, а встречается он с ограничениями своих возможностей.

«Я могу бегать!», но бегать нельзя – бабушка спит. «Я могу кричать!», но кричать нельзя, кругом люди и т. д.

Ребёнок ведёт борьбу за своё место, за своё психологическое пространство с явно превосходящими его силами взрослых. Он не может объяснить и понять, он только чувствует, взрослые могут помочь найти форму для проявления этих чувств. Взрослые должны понимать его, а не он взрослых. А взрослые… взрослые часто требуют понимания от малыша, не желая (не умея) понимать его. То «ты ещё мал», то «ты уже большой», то разрешают, то это же самое запрещают, то ничего не замечают, то укоряют и наказывают за всё – бесконечно «пилят» и «дёргают». Жизнь ребёнка превращается в кошмар, лишённая всяких ориентиров.

Как можно помочь ребенку и себе в период кризиса 3-х лет?

Когда начинается возраст строптивости, самое важное для Вас помнить, что в первую очередь, упрямство приносит самому ребёнку массу негативных переживаний – приходится злиться, не только плакать, но и отчаянно реветь, чтобы отстоять собственную автономность, а только потом уже Вы. Не забывайте, что ребенок не пытается выставить Вас плохой матерью или отцом, он просто пытается определиться со свои местом в жизни. Что ж, придётся набраться терпения и быть очень снисходительными, а так же обратить внимание на несколько рекомендаций, приведённых ниже и тогда Вы и Ваш малыш как можно безболезненнее пройдёте этот сложный период.

1. Сохраняйте спокойствие!

Итак, это случилось, у Вашего ребенка начались вспышки гнева, зачастую со слезами и истериками. Малыш выходит из себя, кричит, а Вы совсем растерялись? Просто будьте мудры и терпеливы, Вы ведь из вас двоих единственный взрослый. Не позволяйте себе срываться в ответ. Если ребенок видит, что вы спокойны, это поможет успокоиться и ему самому. В противном же случае, ребенок может решить, что утроить истерику –не плохой способ воздействовать на Вас.

Если малыш часто упрямится, не пытайтесь переломить его упрямство силой. Будьте хитрее, в конце концов, вы ведь старше и опытнее. Посмейтесь, обратите все в шутку, переключите внимание ребенка мягким юмором, примените какую-нибудь маленькую хитрость.

Самое главное, помните, что своим поведением ребенок проверяет Вас, пытается заново выстроить для себя какую-то систему восприятия окружающего мира. Если раньше ему было позволено практически все, то теперь что-то оказывается под запретом. К тому же, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, а Вы – самый близкий из них, поэтому именно на Вас ребенок учится отстаивать свою независимость, показывать свою натуру. Помните, что малыш проверяет Ваш характер не потому, что ищет в нем слабые места, а потому что для закрепления системы ему нужно несколько раз проверить, что в действительности можно, а что нельзя.

2. Положительное отношение – залог успеха.

Ребенка внезапно начинают ругать за разбитую чашку, испачканную одежду, какие-то другие проступки. И малыш постепенно начинает думать, что вы его не любите. Дело в том, что в этом возрасте ребенок не может самостоятельно разграничить Ваше отношение к каким-то конкретным поступкам и общее отношение к нему. Чаще хвалите ребенка, показывайте свою любовь к нему, объясняйте мягко, в чем он неправ и почему это плохо. Ни в коем случае не срывайтесь, не закрепляйте у ребенка комплекс вины. Помните – Ваш ребенок отнюдь не плохой, он просто не умеет себя вести верно в каких-то ситуациях и еще не понимает некоторых вещей.

3. И опыт – сын ошибок…

Помните, что не бывает идеальных людей, а уж тем более, не ожидайте от Вашего малыша того, что он не будет ошибаться. Позвольте ему иногда падать, в переносном смысле, разумеется. Несколько ошибок, сделанных при Вас и разъясненных ребенку, могут спасти его от более серьезных ошибок в будущем. Да и к тому же, на чем-то ведь вы собираетесь учить Вашего малыша?

Не ставьте ему общих оценок. Одно Ваше в сердцах брошенное «растяпа» может очень больно ранить ребенка и заложить основу для дальнейших психологических проблем. Избегайте категорических суждений, поддерживайте в ребенке уверенность в том, что он сможет сделать все, показывайте ему, сопровождая фразой: «Ты молодец, у тебя почти получилось, давай, я помогу тебе и мы сделаем все вместе правильно»

4. Никаких «других» детей.

Не сравнивайте достижения и поступки Вашего ребенка с поступками и достижениями других детей. В этом возрасте у малыша еще нет чувства здорового соперничества, а вот внушить недобрые чувства к тому, с кем Вы сравниваете, Вы можете вполне. Лучше приводите в пример малышу его же самого, к примеру: «А вот сегодня у тебя получился цветочек лучше, чем вчера». Это закрепит у ребенка желание развиваться дальше. Помните, что, несмотря родительская похвала всегда нужна малышу.

5. Пускай сам решает.

В этом возрасте ребенок уже хочет самостоятельности. Позвольте ему что-нибудь делать самому, например, поливать какой-нибудь цветок или приносить столовые приборы к трапезе. И даже если цветок увял от чрезмерного полива, а к супу ребенок принес вилку, важно то, что вы позволили ему делать это самостоятельно.

Не смейтесь над вкусом ребенка, если он хочет надеть синие штаны, красную футболку и желтую панаму – для малыша будет очень важно, что родители одобряют его выбор, а привитие вкуса произойдет постепенно.

Давайте ребенку выбор. Спрашивайте, что он хочет съесть, почитать, какие игрушки он хочет взять на прогулку. Пускай малыш учится принимать самостоятельные решения.

6. Все познается в игре…

Ваш малыш все-таки ребенок, а дети любят играть. Более того, игра сейчас становится главной деятельностью малыша, его ведущей линией развития. Зачастую вы можете узнать о Вашем малыше что-нибудь интересное, если понаблюдаете за ним именно во время игры. Попросите, например, ребенка, чтобы он накормил медвежонка супом, скажите, что мишка есть суп не хочет… Или, если ребенок сам не желает есть кашу, попросите его покормить игрушку, сказав, что кушать та согласна только по очереди с малышом.

Придумывайте ролевые игры, через них ребенок великолепно понимает многие вещи. Объясняйте ему правила вежливости, нормы поведения, учите вести себя за столом или в гостях, взяв в союзники его игрушки.

7. Больше гибкости

Разумеется, это не означает, что вы должны тут же начать потакать малышу во всем. Однако в некоторых мелочах можно спокойно уступить. Например, если ребенок хочет за обедом съесть сперва второе, а только потом суп – уступите. Ничего страшного не случится, ребенок съест весь обед и все пройдет без капризов. Ведь Вы поступили так, как хотел малыш.

Если ребенок пытается воздействовать на Вас истерикой, не поддавайтесь. Малыш должен понять, что криками и слезами он ничего добиться не сможет, и прекратит использовать это прием. Не наказывайте бьющегося в истерике малыша. Не кричите на него – Вы сможете добиться только усиления криков. Будьте спокойны, малыш сам поймет, что плакать и визжать бесполезно.

Ищите компромиссы. Может быть, Вам просто не хватает умения взглянуть на себя со стороны? Ищите обходные пути, совершайте маневры уклонения, обходя упрямство ребенка. Не требуйте беспрекословного послушания, помните, что иногда ребенку просто нужно давать пошалить.

8. Добрым словом и заботливым вниманием…

В этом возрасте ребенок уже начинает испытывать новое чувство – гордость за свои успехи. Одобряйте даже самые маленькие его удачи, хвалите, поддерживайте. Закрепляйте у малыша мысль о том, что делать что-то хорошо – это… хорошо.

Беседуйте с ребенком, обсуждайте все, что ему интересно, отвечайте на все его вопросы. Помните, что для малыша Вы – главный источник знаний о непонятном взрослом мире.

Показывайте ребенку, что вы считаете его достаточно взрослым для каких-то вещей. Если вы едете в командировку, напишите письмо персонально Вашему чаду. Ему будет очень приятно. Позвоните с работы, попросите к телефону малыша, он тоже отметит этот знак внимания. Сделайте ребенку какой-нибудь «взрослый» и одновременно с тем полезный подарок – красивую ручку для письма, блокнот.

В качестве заключения.

Кризис трёх лет - серьёзное испытание не только для родителей. Ребёнку в этот период, играйте, беседуйте с ребенком, учитывая его потребности. Уважайте его личность и учите приходится ещё тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит, не в состоянии контролировать своё поведение. Любите уважать других. Этим Вы поможете малышу быстрее и безболезненно перерасти свой кризис 3 лет.

И помните – каждый из нас когда-то был точно таким же ребенком.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Кризис трех лет» К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления.

Консультация для родителей «Кризис 3-х лет»Консультация для родителей «Кризис 3-х лет» Кризис 3-х лет- граница между ранним и дошкольным детством- один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр.

Консультация для родителей «Кризис 5 лет» Кризис 5 лет – самый многогранный, его границы размыты настолько, что иногда родители могут не заметить его начало и конец. Есть мнение,.

Консультация для родителей «Кризис 6–7 лет» КРИЗИС-решение, поворотный пункт, где необходимо осваивать новый стиль поведения. Это конфликт. Это тяжелый период для ребенка. ВЫ-единственные.

Консультация для родителей «Кризис трех лет» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение ХМР «Детскийсад «Березка» п. Горноправдинск» Консультация родителям и воспитателям.

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Поступки ребенка.

Консультация для родителей «Кризис 3-х лет» Кризис 3-х лет у детей. Как вести себя родителямКоваленко Анастасия Кризис трех лет характеризуется целым рядом поведенческих проявлений,.

Консультация для родителей «Кризис 3 лет» Кризис 3 лет у детей – серьезное испытание для родителей, но ребенку в это время приходится еще тяжелее. Он не понимает, что с ним происходит,.

Консультация для родителей «Кризис трех лет» Кризис трех лет - один из самых ярких по проявлениям кризисов детства, нередко застающий родителей врасплох. Ребенок начинает капризничать,.

Консультация для родителей «Кризис трех лет»Консультация для родителей «Кризис трех лет» Термин "кризис трех лет" - название условное. Наступить он может и в два с половиной, и в три, и даже в четыре года. Все зависит от индивидуального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Кризис трёхлетнего ребёнка»
Опубликовано: 22 июля 2018 в 16:34
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД