Воронцова Наталья
Консультация для родителей «Культура речевого общения»
Манера разговора взрослых служит образцом для малышей. Особенно важно, чтобы дети были свидетелями высоких стандартов речевого взаимодействия, которые демонстрируют уважение, доброжелательность и тонкое чувство такта между взрослыми. Даже если малыши напрямую не участвуют в этих разговорах, они всё равно воспринимают атмосферу общения и впитывают её, что влияет на их психоэмоциональное состояние, настроение, манеру выражать мысли и говорить.
Публикация «Консультация для родителей „Культура речевого общения“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Вопрос речевой культуры — это в первую очередь нравственный вопрос, имеющий значимость для общества. Взаимоотношения с другими людьми отражают внутренний мир человека, словно зеркало.
Осознанное соблюдение норм речевого этикета — основа культурного общения. Незначительные на первый взгляд детали — поздоровался человек или нет, была ли на его лице улыбка, кто поприветствовал первым — на самом деле имеют большое значение. Приветствие — это начало контакта, проявление уважения, элемент элементарной вежливости. Даже простое и искреннее «здравствуйте» способно поднять настроение собеседнику. Тот, кто владеет нормами этикета, здоровается первым — даже если он занимает руководящую должность. При этом важно произнести приветствие чётко и доброжелательно — иначе оно теряет свою значимость.
Понятия речевой культуры и вежливости неотделимы друг от друга, они служат индикатором морального уровня человека. В этическом словаре подчёркивается, что вежливость — это моральное качество, присущее тем, кто сделал уважительное отношение к другим нормой своего поведения.
Проявляя вежливость, человек демонстрирует и уважение к себе. Если я хочу, чтобы ко мне относились уважительно, я обязан относиться так же к другим, говорить с людьми так, как хочу, чтобы говорили со мной. Вежливое поведение вызывает ответную вежливость.
Из этого напрашивается очевидный вывод: взрослые, имеющие отношение к воспитанию детей, должны внимательно следить за своим речевым поведением. Дети берут с нас пример. Допустимо ли, чтобы наше настроение влияло на нашу речь в присутствии ребёнка? Можно ли переносить на него свои эмоциональные состояния? Ответ один: категорически нет. Родители и педагоги должны уметь контролировать себя, владеть своим словом, придавать ему нужный эмоциональный оттенок и использовать его как инструмент, воздействующий на слушателя.
Ещё одно важное условие успешного речевого взаимодействия — это умение быть терпимым.
Культура речи — это не только содержание, но и форма: тон, выражение лица, интонация. Привычные слова вроде «пожалуйста», «извините», «доброе утро» могут звучать тепло и приветливо, а могут — отстранённо, холодно, даже высокомерно. Всё зависит от того, как именно они произнесены.
Каждый из нас обладает своим речевым «звучанием». Кто-то говорит ровно и мягко, кто-то — взволнованно, резко меняя тональность, переходя от радости к раздражённости. Один человек говорит властно и жёстко, другой — с нотками нетерпения. Эти особенности особенно важны в общении с маленькими детьми, ведь они чувствительно реагируют на интонацию, даже если не до конца понимают смысл сказанного. С дошкольниками полезно говорить с элементами юмора, лёгкой иронии — это делает общение радостным и живым.
Кроме того, в разговоре с детьми и взрослыми важно учитывать индивидуальные особенности восприятия критики. Каждый реагирует на неё по-разному. Цель же конструктивной критики — не уязвить, а вдохновить, побудить к самосовершенствованию.
Поэтому нужно уметь делать замечания тактично, уважительно. Важно соблюдать тёплый, доверительный тон, логически обосновывать свою позицию, учитывать встречные аргументы и объяснения собеседника. Стоит задуматься: можем ли мы по внешнему виду ребёнка понять его эмоциональное состояние? Умеем ли мы адаптировать свою речь и манеру общения соответственно?
Проявляйте доброжелательность в общении, исходите из предположения о лучших качествах человека, ищите общие интересы, стремитесь к сотрудничеству, развивайте желание к совместному творчеству.
Речевая культура обогащает человеческие отношения, способствует взаимопониманию, укрепляет связи между взрослыми и детьми. Это цель, к которой должен стремиться каждый родитель и педагог, ведь вместе мы формируем будущее поколение.