Елена Пивкина
Консультация для родителей «Мелкая моторика и развитие дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
И. Кант: |
Рука - это вышедший наружу мозг человека |
В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторики и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она важна?
Публикация «Консультация для родителей „Мелкая моторика и развитие дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти рук, расположенная очень близко от речевой зоне. Именно величина проекции рук и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть как «орган речи», такой же как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных координационных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому задача родителей – превратить обучение в увлекательную игру, выбрав те занятия, которые понравятся именно вашему ребенку!
Что поможет развить мелкую моторику?
- необходимо делать массаж пальчиков и кистей рук, поглаживание ладони по часовой стрелке и легкое разминание в направлении от кончиков пальцев к запястью можно начинать уже в первом полугодии жизни малыша;
- предлагать различные пальчиковые игры с потешками; интересная игровая форма, ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним движений, вовлекают ребенка в выполнение действий по показу взрослого. Уже давно доказано, что такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» не просто развлечения для детей;
- в этом поможет и развитие навыков самообслуживания: одевание, застегивание пуговиц, шнуровка ботинок, еде ложкой и вилкой, мытье рук с мылом и другое. Важно избегать гиперопеки и стараться учит малыша этим нехитрым ежедневным манипуляциям;
- отвинчивание крышек, шнуровка, нанизывание предметов на веревочку, наливание воды в чашку, листание страниц книг, перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно, вырезание ножницами (удобно для этих целей использовать безопасные ножницы с тупыми концами);
- конструирование, собирание пирамидок, матрешек и игрушек-вкладышей;
- детское творчество: лепка из пластилина (при этом участвуют все пальцы и требуется значительное усилие, раскрашивание цветными карандашами, штриховка, рисование пальчиковыми красками, аппликация, выкладывание мозаики, собирание пазлов, обводка предметов по трафаретам;
- складывание из бумаги и салфеток форм и фигур. Для начала это могут быть простые треугольники и прямоугольники (необходимо их разметить линиями, а затем все зависит от фантазии – это могут быть : кораблики, тюльпаны, самолетики и т. д. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать и скручивать.
Родители должны понять : чтобы заинтересовать ребенка дошкольного возраста и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру! Не отступать, если задания покажутся трудными! Не забывать хвалить ребенка!
В. А. Сухомлинский: |
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев |